О житии и подвигах великого князя Димитрия Ивановича

СТУПЕНЬ 12, И ДВА МИТРОПОЛИТА, КИПРИАН И ПИМЕН,
ГРАНЬ 12, В КОТОРОЙ ГЛАВ 19
О ЖИТИИ И ПОДВИГАХ БЛАЖЕННОГО И ДОСТОХВАЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И ЦАРЯ РУССКОГО ДИМИТРИЯ ИВАНОВИЧА
Глава 1. Сей Богом прославленный и достохвальный великий князь Димитрий, что родился от благородных и честных родителей, от великого князя Ивана Ивановича и от матери великой княгини Александры, был внуком великого князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, правнуком – великого князя Даниила Александровича Московского, праправнуком – великого князя и чудотворца Александра Ярославича Невского, благоплодный побег от святого корня из Богом насажденного сада и цветок прекрасный от царя Владимира, нового Константина, просветившего всю Русскую землю святым крещением, от кого и был он 12-й ступенью, а от Рюрика 15-й; был он сродником новым чудотворцам Борису и Глебу и был вскормлен в истинном благочестии и в праведном православии со всяческим наставлением духовным, ибо с пеленок возлюбил он Бога и был послушен родителям, и до конца провел в воле Божьей свое житие. Когда же соблаговолил Бог, чтобы отец его, великий князь Иван Иванович, восприял иноческий чин и преставился от сего света и получил вместо земных небесные селения, тогда сей возлюбленный Богом сын его и наследник, великий князь Дмитрий, остался без честного своего родителя молодым, около десяти лет, мудростью же – как тысячелетний. И тогда по данной ему от Бога благодати принял он скипетр земного царствования, отцовское наследство, Русское великое княжение, и правил славно и богомудро с благочестивой своей матерью, великой княгиней Александрой. И как со тщанием подвизался он в трудах для земного царствования, так же < сильно> прилежал он и к делам духовным: пустых бесед не вел и срамных слов не любил, людей дурного нрава сторонился, а с хорошими всегда беседовал, Священное Писание всегда слушал с умилением и сам читал, и о церквах Божиих сильно пекся; оборону Земли русской мужественно держал; по незлобивости был дитя, а умом, что всегда был занят всяческими земными заботами, был всегда совершенно зрел. И многими добрыми делами стремился подражать многотрудному житию преподобных отцов, кого всегда он прославлял и возвеличивал. И о страданьях святых мучеников читал он с умилением и почитал их память с любовью и умом, разгораясь Божественною ревностью; и всегда старался в устремлениях своих быть равным мученикам. И, видя тогда отечество свое подвергнутым напастям и бедам, – не от одних только безбожных татар или от мерзких Богу латынян, но и от сродников своих, одной с ним земли и веры, – а себя видя еще не достигшим взрослого возраста, снедался он жалостью к христианам и болел душой, и терпел в сердце равные мученическим страдания, и устремлялся к молитве, и полагал всю надежду на всесильного Бога и на Пречистую Его Мать, истинную Богородицу, и на всех святых.
Глава 2. Небесное знамение. А человеколюбец Бог, отец сирот и утешитель печальных, разрушил вскоре замыслы нечестивых агарян и низложил других, неправедно властвовавших, ибо тогда и самое солнце страшным знамением указало многую погибель поганым, что случилось в пост Христова Рождества: на чистом небе явилось солнце, покрытое кровью; и в другой пост, святой великой Четыредесятницы, появились на востоке будто огненные зори, поднимавшиеся по небу.
Погибель в Орде царям и прочим поганым. И в те времена случилась в Орде сильная смута, так что много царей сами промеж себя вооруженную брань воздвигли и одни от других пали. В той смуте и царица Тайдула была убита, та, которую исцелил великий чудотворец Алексий, и много царевичей было побито, и соперники сами себя перебили тоже. А царь Хызра был убит собственным своим сыном Тимур-Ходжой. Темник же его Мамай взбунтовал все его царство, а Тимур-Ходжа побежал за Волгу и там был убит. Мамай же пришел в гористый край за волжскими пределами, а вместе с ним вся Орда. И поднялся другой царь, Кильдибек, и многих разбил, и сам был разбит. В Сарае тогда царем именовали Амурата.
Глава 3. Преставление великой княгини Александры. Тогда и боголюбивая великая княгиня Александра, святая мать сего достохвального великого князя Димитрия, последовала по стопам благонравного блаженного своего супруга, великого князя Ивана Ивановича. На шестой год по отшествии его к Богу тоже потрудилась облечься во иноческий чин по благому своему изволению, и переменили ей имя во инокинях на Марию. Под конец же и в самый великий образ святой схимы она постриглась, и в таковом истинном смиренномудрии окончила многотрудное житие, вознося благодарения Богу, в руки которого и предала душу свою с миром. Честное же ее тело было положено в знаменитом граде Москве в монастыре у Спаса, в приделе, там, где и ныне < находится> церковь соборная в их царском дворце.
Женитьба державного Димитрия. После этого, через два года, христолюбивый сын ее, сей великий князь Дмитрий Иванович, задумал сочетаться законным браком, тогда ему уже было около шестнадцати лет. И по благословению чудотворца Христова архиерея Алексия, митрополита всея Руси, привели ему невесту из Суздальской земли, дочь великого князя Димитрия Константиновича, благородную великую княжну Евдокию, на которой он женился в городе Коломне в 18-е число января месяца. И возрадовалась вся < его> земля о его женитьбе. После же женитьбы целомудренно они жили, печась с умилением о своем спасении, с чистой совестью.
О том, как воздвигнут был каменный кремль Москвы, и о митрополитах. Тогда же задумал воздвигнуть он в камне славный кремль Москвы, который закончил < строить> в год 6875 (1367), и, живя в нем, в добрых деяниях подвизался и мыслил о пользе своей души и о всяком духовном ведении. А Бог даровал ему благих советников и нелицемерных собеседников, отцов-богоносцев и учителей: великого средь святителей преосвященного митрополита и чудотворца Алексия, и преподобного игумена Сергия, и Кирилла Белозерского, и Димитрия, Прилуцкого чудотворца, и много других просиявших тогда чудесами святых отцов, по чьим молитвам и благим советам, а также и благодаря своему собственному доброму нраву и благой воле сделался он весь обожен. И в таких свершениях преуспевая и держа крепким умом земное царство и небесному всегда оставаясь верным, не отягчал он себя угождением плоти и, как опытный кормщик, шел минуя волны ветрам навстречу, направляем промыслом Всевышнего. Как стоял бдительно пророк на Божией страже, так и сей бдительно смотрел за своим царством.
И в те годы великий чудотворец преосвященный митрополит Алексий, предувидев свое отшествие к Богу, призвал к себе преподобного игумена и чудотворца Сергия и много понуждал его восприять престол Русской митрополии, и никак не смог уговорить его. И так отошел великий чудотворец Алексий к желанному Христу, которому был угодником и который обогатил его даром чудотворения; а преемником его престола стал премудрый митрополит Киприан, родом серб, поставлен был в Царьграде. И так же поставлен был в том же Царьграде на Русскую митрополию Пимен, переяславский архимандрит. И как до этого, так еще больше после этого прославилось имя боголюбивого великого князя Димитрия Ивановича, словно великого князя Владимира; и кипела Русская земля в годы его правления многою благодатью, словно обетованная земля Израиля. И оградил он страхом перед своей властью всю Землю русскую, и прославлялось имя его от востока до запада, от моря до моря, от речных источников до всех концов вселенной превозносилась честь его. < …>