О великом князе Иване Даниловиче
ДЕСЯТАЯ СТУПЕНЬ, И ДВА МИТРОПОЛИТА, ПЕТР ЧУДОТВОРЕЦ И ФЕОГНОСТ, И ГРАНЬ 10, В КОТОРОЙ 7 ГЛАВ
О БОГОМ ИЗБРАННОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ИВАНЕ ДАНИЛОВИЧЕ, И О СМУТЕ, И О ПОБЕДЕ НАД НЕМЦАМИ, И О ТОМ, КАК ВОЗНИК ГОРОД ОРЕШЕК, И О СМЕРТИ ПРАВИТЕЛЕЙ
Глава 1. Сей потомок благого рода, Богом избранный и благословенный преемник и наследник благочестивой власти в боголюбивом царстве Земли русской, великий князь Иван Данилович, по прозванию Калита, внук блаженного Александра – десятая ступень от святого и равноапостольного Владимира Первого, а от Рюрика тринадцатая. Сей властитель Иван произошел от святого и праведного родителя и еще юношей сподобился быть восприемником у купели святого крещения блаженному дитяти, от материнского чрева посвященному Богу, – великому чудотворцу, преосвященному Алексию, митрополиту всея Руси. Жил он благочестиво и подрастал, и во многих добродетелях следовал по стопам святого своего родителя, праведного правителя Даниила Александровича, ревнуя по всем богоугодным его деяниям, от него и получил он полное благословение.
Когда же преставился к Богу христолюбивый его отец, великий князь Данило, тогда правил в Переяславле сын этого Данилы великий князь Георгий, которого переяславские люди не пустили на погребение своего отца. А после этого, по прошествии одного года, преставился великий князь Андрей Александрович, брат Данилов, и тогда заспорили о великом княжении два князя: Михаил Ярославич Тверской, внук Ярослава Всеволодича, и Георгий Данилович, брат сего великого князя Ивана. И из-за этого пошли оба в Орду в 6812 (1304) году. И тогда сей великий князь Иоанн Данилович пришел в Переяславль и сел на великое княжение, куда и пришел на него войной с тверским войском Иакинф-боярин. И он Иакинфа убил. А дети его вместе с остальными убежали в Тверь в 6813 (1305) году.
После этого преосвященный Максим, митрополит Киевский и всея Руси, преставился 16 декабря, и положили его в городе Владимире в соборной церкви, в приделе святого Пантелеймона.
В 6816 (1308) году был поставлен в Царьграде на митрополию Киевскую и всея Руси великий чудотворец Петр, и пришел в Киев, а оттуда во Владимир. И было о нем лживое послание к патриарху от тверского епископа Андрея, что был сыном Ерденя, литовского князя. И был собор в городе Переяславле, и посрамлен был епископ Андрей и, покаявшись, получил прощение у святого Петра.
Была тогда большая смута среди князей русских, а более всего – среди главных правителей, время от времени каждый из них затевал междуусобицу. Да еще ж и великий князь Михаил Ярославич Тверской приводил < на Русь> безбожных татар. И великий князь Юрий Данилович также тех же самых татар имел себе помощниками. И вот так множество христиан из их отечеств терпели многие беды и оказывались в плену. И в таких междуусобных смутах был убит в Орде великий князь Михаил Ярославич, о котором дальше будет повествоваться в ступени сей, в главе шестой.
А великий князь Юрий Данилович пришел из Орды в Ростов, а оттуда в Великий Новгород, откуда тогда и ходил сражаться со шведами, и, осадив град Выборг, побил стенобитными орудиями во граде множество чужестранцев и поставил крепость на устье реки Невы на Ореховом острове. И пошел снова в Орду. А тверской князь Дмитрий Михайлович враждовал с ним, и убил он в Орде великого князя Юрия Даниловича. И был положен великий князь Юрий в Москве в церкви святого великомученика Димитрия, что ныне придел великой соборной церкви. А царь повелел убить за него и самого князя Дмитрия Михайловича.
Глава 2. О начале < строительства> соборной церкви в Москве, и о благословении и пророчестве чудотворца Петра великому князю, и о других церквах, и о пострижении и преставлении великого князя Иоанна. Божий же человек, преосвященный митрополит, великий чудотворец Петр, путешествуя по городам и селам, – ибо обыкновение имел обращаться с поучением к порученному ему Богом стаду, – стал останавливаться в славном граде Москве больше, чем в других городах, ибо видел < находящегося> в нем хранителя благочестия, сего боголюбивого великого князя Ивана Даниловича, сияющего православием и богоугодную жизнь ведущего, и украшенного всяческими добрыми делами, и к нищим милостивого, и воздающего большую честь служителям Божиих церквей и внимающего их учению; и возлюбил его от всей души великий чудотворец Петр и часто с ним беседовал и делился замыслами о всем благом и полезном, душевном и телесном. Да еще, совет благой подавая, он говорил ему, пророчествуя: «О, боголюбезный великий княже! Если, мой сын, совета моего послушаешь и поставишь в городе своем Москве соборную каменную церковь во имя Пречистой Богоматери, то и самого тебя благословит и прославит Бог больше других князей и увеличит град сей больше других городов, и святое имя Его сугубо в нем прославится, и не иссякнет властителями твое потомство, вечно владея местом сим и царствуя в нем из рода в род, и одолеют они врагов своих; и станут жить в нем святители, да и мои кости будут здесь положены».
И с великой радостью принял великий князь слова эти от учителя и воздал отцу своему большие почести. И всегда была между ними духовная радость, и приготовляли они все необходимое для создания церкви.
К этому вдобавок рассказывают многие еще одно чудное сказание, так повествуя: будто некогда сей христолюбивый князь Иван Данилович ездил по какому-то случаю верхом близ реки Неглинной, – где находится ныне монастырь, именуемый Высокий, в котором церковь во имя чудотворца Петра, – внезапно видит великий князь на месте том высокую и огромную гору, и на вершине горы той было много снега. И видя сие видение и дивясь < ему>, указывал он < на него> рукою бывшим с ним вельможам: и все приходили в недоумение < от появления> необычной той горы. И внезапно видят: снег, что был на вершине горы, скоро стал невидим, а потом, после того как долго они смотрели, и высокая и огромная гора стала невидимой. Все это возвещено было великим князем Божьему святителю Петру. А святой, снова пророчествуя, сказал: «Да будет тебе известно, чадо, что высокая и огромная гора, которую ты видел, означает свершение высочайших добродеяний твоим благородием и крестоносные хоругви дарованного тебе Богом отеческого скипетродержания, величие Русского царства. А снежная вершина той горы показывает приближение моей кончины: как снег, что был на горе, быстро скрылся от твоих очей, а после того как долго ты смотрел на это, сделалась невидимой и гора, таким же образом и мне предстоит раньше тебя расстаться с сей жизнью, а потом и ты, как высокая огромная гора, богоугодно и долго процарствовав, и породив, будто доброплодная олива, благородных чад и воспитав их в благом учении, после этого, когда услышишь о пришедшем к тебе старце, тогда и ты узнаешь о завершении доброго твоего жития и об отшествии к Богу». И великий князь Иоанн Данилович проникнулся этими словами и особенно умилился < над ними> и всегда ожидал пришествия необычного старца. Ибо все, что говорил святой, Бог совершал на деле, и доныне сбываются его предсказания по Божьему милосердию предстательством Пречистой Богородицы и по молитвам и благословению великого святителя и чудотворца Петра.
После того как было заложено основание церкви, и стала она день ото дня расти и подниматься, стал и сам святой Петр всякий день усердствовать и торопиться. И как стало строительство церкви приходить к завершению, тогда по Божьему откровению провидчески познал он о своей смерти. И совершив божественную службу и сказав поучение народу, призвал он к себе старейшину города по имени Протасий и сказал ему: «Вот отхожу я от сего света и оставляю навечно возлюбленному сыну моему, великому князю Ивану, и его потомству милость, мир и благословение от Бога. И за то, что сын мой меня упокоил, пусть воздаст ему Господь сторицей в сем мире, и да унаследует он жизнь вечную, и да не оскудеет его потомство, владея местом его вечно, пусть распространится о нем < вечная> память». Вслед за тем, после того как дал он всем мир и еще оставалась вечерняя молитва на устах его, отошла душа его к Богу.
А в то время великого князя не было в городе, и с великою быстротой он прибыл, и сильно тужил о том, что лишился отца и учителя, и сам принес с вельможами своими тело святого на одре к церкви Пресвятой Богородицы. И положен был < святой> во гробе, который сам себе приготовил, в год 6834 (1325), месяца декабря в 21-й день, где и доныне всевозможные чудеса источает приходящим с верою. А все прочее о его чудесном рождении и богоугодном житии и искусном святительстве и о многих чудесах по преставлении объявлено всем в торжественном Слове о нем в сей же десятой ступени, в главе третьей.
Сей преосвященный митрополит, чудотворец Петр, первым положен был во граде Москве в основанной им соборной церкви Пречистой Богородицы. И спустя два года после честного его преставления завершено было строительство той соборной церкви, и освящена она была Прохором, епископом Ростовским. И тогда преосвященным патриархом Исаией был поставлен в Царьграде митрополитом Киевским и всей Русской земли Феогност грек, и пришел в Москву; о нем впоследствии будет сказано.
И хранимый Богом великий князь Иван Данилович благоденственно правил по Божьей воле и, как Господу было угодно, всем управлял, и владел Великим Новгородом и Псковом, а от злодеев, разбойников и грабителей, и от воров очистил свою землю. В его дни был великий покой христианам на всей Русской земле многие годы. Тогда и татары перестали ходить войной на Русскую землю. И повелением его была поставлена в Москве каменная церковь во имя преподобного Иоанна создателя Лествицы, и каменная же церковь во имя праздника Поклонения веригам верховного апостола Петра, что ныне придел соборной церкви. Еще же задумал он поставить во славу Божию монастырь в городе Москве, что и совершилось: поставил он близ своего дворца по благословению отца своего, преосвященного митрополита всея Руси Феогноста, дивный и весьма чтимый монастырь и создал в нем чудную каменную церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и украсил ее святыми честными иконами, и святыми книгами, и священными сосудами, и < драгоценными> возложениями < на утварь>, и всякими драгоценными украшениями; и привел туда первого архимандрита, именем Ивана, мужа почтенного, наделенного даром слова, любителя мудрости, способного учить Священному Писанию, добродетельного, который за великие его добродетели был поставлен потом епископом Ростова и хорошо там пастырствовал в Богом порученном ему стаде и в глубокой старости отошел к Господу.
А эта архимандрития, как написано в летописании, была прежде в < монастыре> святого Данила за Москвою-рекою, где великий князь Данил Александрович поставил церковь во имя своего святого и устроил архимандритию, где до < своего> конца насыщался он сияющей, будто солнце, благодатью. Впоследствии же боголюбивый сын его, сей великий князь Иван Калита, перевел оттуда сию обитель в город Москву и собрал много иноков, воздвиг и устроил рядом с собой, подобно некоему Божественному сокровищу, такую обитель, на которую желал всегда смотреть и радоваться. И возлюбил он тот монастырь больше других монастырей и приходил туда часто на молитву со многим смирением и благоговением, так что все дивились его смирению и благоговению: ибо был он очень боголюбив, а больше всего, следует сказать, любил он иноков и странников, и очень тепл был верою, и об истинной мудрости пекся, да к тому же и иноческого жития был ревнителем, от чего ни ночью, ни днем ни на один час не хотел отлучаться, и подавал милостыню большую и все необходимое живущим там инокам: еду, и питье, и одежду, и оброки, и все, что ни требовалось, в изобилии всем им подавал и творил им множество льгот и от всего великую защиту, чтобы не быть им ни от кого в обиде. И так устроил он богомольную память и себе, и своему роду, и всему миру, и стяжал себе великую и благочестивую награду, самое же главное – честь и славу славную и богоугодную, по писаному: «благую часть избрал, ту, что не отнимется у него».
И как он, будучи благочестивым и христолюбивым, положил по благой своей воле христолюбивое начало, так и дети его, и внуки его, и правнуки его, ходя по тем же стопам и так же поступая, такую же награду и славу получают и < вечное> пребывание из рода в род как залог от Бога и Пречистой его Матери и великого святителя и чудотворца Петра, по чьему пророчеству и молитвам не меняется и доныне их благородие: ибо от благого корня и побеги будут благородны и крепки. А у сего великого князя Ивана Даниловича сыновей было трое: Симеон, Иван, Андрей, которых во страхе Божьем воспитали.
О великой княгине. Христолюбивая же великая его княгиня Елена возложила на себя иноческий образ и святую схиму и отошла к Богу. И положена она была в новосозданном их монастыре в церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. И на второй год после этого заложил великий князь Иван Данилович соборную каменную церковь во имя святого архистратига Михаила внутри московского кремля на площади; и в тот же год была она завершена и освящена преосвященным Феогностом, митрополитом всея Руси, в сентябре месяце, в 20-й день; в той же церкви завещал он себя положить, что и сталось.
И спустя один год после этого, на шестнадцатый год после предсказания и преставления великого чудотворца Петра, однажды, когда почивал он ночью на ложе своем, внезапно дернулась цепь на двери его опочивальни и послышался голос: «Вот пришел старец». Но никого он не увидел, кто бы говорил. И понял великий князь, что сбылось для него предсказание великого чудотворца Петра. И быстро встав и нисколько не промедлив, оставляет он все и отходит в монастырь Преображения Господня, который сам устроил близ своего дворца и в котором он и сподобился восприять великий иноческий образ и отошел с миром к Богу, которого смолоду возлюбил, в год 6849 (1341), марта 31.
Он первый положен был в церкви святого архистратига Михаила, которую сам возвел в Москве во славу Отца и Сына и Святого Духа. Прежде него много было великих князей в Земле русской, но ни один из них не назывался Иваном. А этот, хотя и был десятым после святого Владимира, однако первый был назван Иваном, благодатным именем, ему и даровал Бог для духовной пользы благого советника, славного чудотворца Петра, святейшего митрополита, о котором так повествуется. < …>