О великом князе Данииле Александровиче Московском
ДЕВЯТАЯ СТУПЕНЬ, ОДИН МИТРОПОЛИТ МАКСИМ,
И ГРАНЬ ДЕВЯТАЯ, В КОТОРОЙ 21 ГЛАВА
О БОГОМ ХРАНИМОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДАНИИЛЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ МОСКОВСКОМ
Глава 1. Сей блаженный великий князь Даниил, четвертый сын святого и приснопамятного великого князя Александра Ярославича Невского, от великого князя святого и равноапостольного Владимира был девятой ступенью, от Рюрика же – двенадцатой ступенью, был он последним среди братьев своих, как и его прадед, великий князь Всеволод Георгиевич, уподобил их Господь древнему царю, богоотцу и пророку Давыду: ибо и он был младшим средь братьев своих. Так и сего блаженного великого князя Даниила хранил Господь с младенческих пелен, ибо спустя два года после своего рождения лишился он святого своего родителя. Сего блаженного Даниила избрал Бог и взрастил и сохранил никем не тронутым; ему и поручена была в наследие богохранимая держава прославленного града Москвы, и праведное его потомство возлюбил Бог и прославил, главное же – благоизволил Он, чтобы царствовали они из рода в род.
Хотя тогда Московское царство было не так всесильно, как ныне по Божьей благодати всюду властвует, но и тогда, однако, на сего блаженного великого князя Даниила не нападал никто. Когда же в некие времена и случалось средь братий его и сродников возникнуть междоусобной брани вблизи от его владений, сей любящий Бога и устремляющийся к Нему муж, хотя и преуспевал силой и храбростью и был украшен мужественным разумом, всегда пекся при этом о смиренной мудрости и старался быть в < боевой> готовности, и мужественно ополчался на врагов своей державы, и выступал с войском своим на брань, и Богом дарованною ему мудростью без кровопролитья усмирял вражду и заключал мир. И все время своего правления провел он в мире; от вражды всякой и крамол, замышляемых на него, защищала его всегда десница Господня; и во все дни его жизни никто ничем не нанес вреда его державе. Также и сам он не желал присвоить себе хищением чужого, довольствуясь благодарно отпущенным ему во владение благословенным жребием, Богом дарованным ему правлением в славном граде Москве. А старшие его братья – каждый правил в своем уделе: великий князь Дмитрий – в Переяславле, что на озере, при нем в Переяславле был преосвященный митрополит Кирилл, – там он и преставился к Богу, а тело его увезли в Киев и положили в церкви Святой Софии, – кого сменил митрополит грек Максим. Этот митрополит Максим, не снеся татарского насилия, ушел из Киева в град Владимир со всем причтом в апреле месяце, в 18-й день, а епископу владимирскому Симеону вручил Ростовскую епископию.
О победе над татарами в Рязани. Уже тогда честь и слава великого княжения переходила к боголюбивому граду Москве, где пожелал Бог сугубо прославить свое святое имя, где соблаговолил утвердить он первосвятительство и увенчанное Богом царство. Хранимый Богом великий князь Даниил Александрович прослышал некогда, что собирается у города Рязани множество безбожных татар, и пошел туда со своим войском предупредить варварское нашествие, прежде чем успеют они прийти и сотворить беду отечеству его; и победил он у города Переяславля Рязанского множество татар и, взяв князя Рязанского Константина, привел его в Москву.
Глава 2. О взятии города Переяславля и о получении державного главенства. А перед тем брат его, великий князь Дмитрий, отошел к Богу; потом и другой его брат, великий князь Андрей, пошел в Орду; затем и племянник его, великий князь Иван Дмитриевич Переяславский, отошел к Богу, а владение свое, город Переяславль Великий, завещал своему дяде, сему блаженному великому князю Данилу. И таким образом по Божьей воле переходило к нему без крамолы главенство в русском скипетродержании. Он же, будучи смирен и мудр, помнил пророческие слова, как писано: «Если богатство прибывает, не прилагайте сердца», – так и сей властодержец нимало мысленно не вознесся, чтобы желать главенства среди властителей; хотя и прибывало оно к нему, но он утверждался в кротости и не радовался державному главенству, но еще больше ограждал себя страхом Божиим и подвизался в братской любви, и уклонялся от желания славы. И потому снисходила на него во множестве благодать Божия и распространялись его владения. И не стремился он сам переходить с места на место, во град же Переяславль послал своих наместников – и наместники брата его, великого князя Андрея, покинули Переяславль; и так без смут он властвовал.
Глава 3. Об основании Даниловского монастыря и о пострижении и преставлении блаженного Данилы. Сам же великий князь Данило богоугодно правил в Москве, где и возвел честной монастырь, что зовется Даниловским, тогда же и церковь в нем поставил во имя преподобного Даниила Столпника и завел в том монастыре первого архимандрита. И так по самому горячему устремлению его к Богу и сам он в той же честной обители сподобился постричься в святой ангельский образ богоподражательного иноческого жития. И так в крайней смиренной мудрости отошел к желанному Христу, в 6811 (1303) году в 4-й день марта месяца. < …>