О великом князе Георгии-Ярославе Владимировиче

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ И ГРАНЬ 2-Я, В КОТОРОЙ 8 ГЛАВ И ДВА МИТРОПОЛИТА,
ФЕОПЕМТ И ИЛАРИОН
О БЛАГОВЕРНОМ И БОГОХРАНИМОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ГЕОРГИИ-ЯРОСЛАВЕ ВЛАДИМИРОВИЧЕ
Глава 1. Сей благоверный и богохранимый князь великий Ярослав, нареченный во святом крещении именем Георгий, что толкуется как «Божье дело», – пышная, полная добрых плодов и благопотребная Богу ветвь от просвещенного по Божьей воле благочестивого святого корня. Воистину Божье дело – сей Богу подражавший сын и наследник равноапостольного царя и великого князя Владимира, от которого вся Русская земля приняла святое крещение, от которого сей Георгий стал второй ступенью благочестия; четвертый средь своих братьев, родился он от Рогнеды, от Рюрика же пятый. О нем же сказано в Первой ступени, в главах 69-й и в 73-й, как, победив окаянного братоубийцу Святополка, стал он по Божьей воле один самодержавно править и хорошо держал скипетр всего Русского царства. Был он хотя и хром, но преисполнен благого разума и великой мудрости, в сраженьях был храбр и мужествен, а самое главное – Божий страх имел и по доброй воле правоверно следовал по богомудрым отцовским стопам, и все православные догматы о Боге утверждал в трудах с любовью, и все христианские законы без искажения содержал, и все прочие благочестивые уставы не умалял и не изменял, но больше того – усугублял их полноту и до конца доводил неоконченное, как Соломон и Давыд, для святости и украшения Богом дарованной им державы.
Как возлюбил древле Бог и благословил и умножил потомство праведного Авраама, так и здесь в новой благодати на Русской земле возлюбил Бог и благословил и умножил новый Израиль, потомство праведного Василия, звавшегося Владимиром, всех тех, кто < с тех пор> и до нынешних времен старался творить угодное Богу. И подобно тому как сам сей Богом умудренный Георгий-Ярослав старался творить угодное Богу и все благолепные чинопоследования христианские и светлые церковные украшения и святых апостолов и святых отцов предания украсить и уяснить, так же приводил он к благочестию и всех людей во всех пределах своего царства, и поставил много святых церквей, и честные монастыри устроил. И таковым его подвижничеством христианская вера на Руси распространялась и усугублялась и укреплялась в совершенном благочестии, и умножалось < число> чернецов. Сам же он всей душою любил церковные уставы и глубоко почитал пресвитеров и с прилежанием сам читал Божественные книги.
Глава 2. О собирании святых книг. И собрал < Ярослав> многих книгописцев, и перелагал с книг греческих на русский язык, и собрал много книг, коими верные люди поучались, наслаждаясь Божественным учением. Наподобие того как один хороший земледелец землю вспашет и подготовит, а второй ее засеет, другие же пожинают и едят обильную пищу, так и сей благочестивый Русской земли скипетродержатель, великий князь Ярослав, на возделанной святым крещением отца своего людской ниве засеял книжные словеса, и мы, люди его, и доныне это пожинаем и пищей бессмертной жизни от учения книжного насыщаемся. Ибо велика польза от святых книг, тех, что заставляют и учат нас < идти> путем покаяния и удерживаться от неподобающих дел и слов, – от книг, в коих мы Божескую мудрость обретаем. Ибо книжные словеса – суть реки, напояющие вселенную, книги – это неизмеримая глубина премудрости, они – мощеная дорога для отправляющихся в путь, ими мы утешаемся в печали, они – уста воздержанию. И что больше этой премудрости? Ибо и Соломон возносил < ей> хвалу, говоря, словно от лица Господня: «Я, премудрость, обитаю с советом и разумом и ищу рассудительного смысла. У меня страх < Божий>, у меня совет, у меня мудрость, у меня сила, у меня крепость. Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду; мною вельможи величаются и судьи правят землею. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут благодать». Кто со тщанием взыщет премудрости, тот великую пользу душе своей обрящет. Ибо тот, кто читает святые книги, с Богом беседует, а кто читает пророческие речи, и евангельские глаголы жизни, и апостольские провозвещения, и отеческие поучения, и жития святых, тот сугубую пользу душе своей приемлет.
Христолюбивый же Ярослав, с великим тщанием написав многие книги, положил их в церкви Святой Софии, которую сам построил и украсил золотом и серебром и церковными сосудами; и другие церкви воздвиг он по городам и по многим местам, и почитал священников, и обеспечивал их оброком от своих владений, и заставлял их наставлять и учить людей закону Божию, ибо предстоит тем давать ответ об их душах. И так священники понуждали людей приходить ко святым церквам и учили их благочестивой вере. И по благодати Христовой умножалось число священников, и бесчисленное число людей радостно следовало Христову закону. А дьявол сетовал, побеждаемый новопросвещенными людьми.
Глава 3. О победах над врагами и о построении града Юрьева Ливонского. Видя это, радовался благоверный самодержец Ярослав и возносил великое благодарение Богу. И, поскольку цвела в его сердце вера и полагал он с любовью и трудом в основание ее отцовское благочестие, довершая их божественными добродетелями, за это преблагой Бог умножил вдвое ему владения его царства и подчинил ему многие окрестные земли. Покорявшихся ему он обустраивал с миром, а враждовавших с ним склонял к себе оружием. Устремившихся с войной на отечество его печенегов он с Божьей помощью славно победил. И сам ходил на враждебные ему земли, и взял Ясов, и Белз тоже взял, и одолел литовцев и мазовшан; победил также и Юрьев немецкий и чудь, что в пределах преславного града Пскова, там же и город Юрьев поставил, < назвав его> по своему имени.
Глава 4. Ученье отроков книжной грамоте в Новгороде. И пришел он в Великий Новгород и поручил здесь править сыну своему Владимиру. И собрал Ярослав у старейшин новгородских и пресвитеров триста человек детей и приказал учить их грамоте.
А сын его Владимир и к Царьграду ходил с войском, посланный отцом. В Великом Новгороде этот же Владимир воздвиг в 6555 (1047) году великий и честной храм Святой Софии, что есть Слова Божьего Премудрость. Затем и знаменитая крепостная киевская стена была возведена, та, которую сей великий князь Ярослав больше первой заложил. Вместе с тем и церковь Святой Софии и Золотые Ворота в 6545 (1037) году были построены. А через один год и великая киевская церковь Святой Богородицы освящена была митрополитом Феопентом, та, которую воздвиг святой Владимир, отец Ярослава.
После же митрополита Феопента (4-й митрополит) по совету самодержца Ярослава русские епископы, собравшись и рассудив по священным правилам божественных апостолов и святых отцов, поставили на Русскую митрополию святителем мужа именем Иларион (5-й митрополит), что выкопал себе пещеру, ту, в которой поселился после него преподобный Антоний Печерский, о котором довольно есть в Житии его, а остальное в Патерике Печерском.
Глава 5. Всяческой святости совершение. И так через многотрудное их тщание перед Богом мрак идолослужения был окончательно от нас изгнан, и просветила нас заря благой веры. Тьма бесовского идолослужения истреблена была у нас и исчезла, и евангельское солнце осветило нашу землю. Капища разрушились, а святые церкви воздвиглись. Идолы сокрушились, а поклонение святым иконам утвердилось. Бесы разбегались, и изображение креста освящало города и земли. Число пастырей словесных овец Христовых умножалось, святительские чины, архиепископы, епископы, пресвитеры и дьяконы бескровную жертву Богу возносили и украшали святые церкви и весь клир, одевая их в благолепие. Апостольская труба и евангельский гром огласили все наши города, и благовонный фимиам, воскуряемый повсюду Богу, освятил воздух. И много монастырей в долинах, и на горах, и на островах морских встало, и повсюду народ весь, мужи и жены, малые и великие, наполняли святые церкви и, вознося славу, говорили: «Един свят, един Господь Исус Христос, в славу Богу Отцу, аминь! Христос победил, Христос одолел, Христос воцарился и прославился со Отцом и Святым Духом, тем, который везде есть, и все наполняет, и из небытия в бытие все приводит!»
И не одними только < молитвами> соблаговолил Бог, чтобы прославлялось на Руси имя его святое, но и пением богогласным захотел он украсить церковную полноту.
Глава 6. Богогласное пение от греков. Веры ради христолюбивого Ярослава пришли к нему из Царьграда Богом направляемые три греческих певца с родичами своими, от кого и пошло в Русской земле ангелоподобное пение, прекрасное осьмогласие, да еще и трисоставное сладкозвучие и само прекрасное демественное пение на хвалу и славу Богу и Пречистой Его Матери и всем святым, для сладкой душевной утехи и украшения церковного, для умиления души и для умягчения обращенного к Богу сердца.
Глава 7. Преставление великого князя Ярослава. И богомудрый Ярослав, всей душою так подвизаясь ради укрепления православия, как и святой отец его Владимир, богоугодно прожил так свою жизнь и достиг маститой старости; и стал болеть, и разделил города своей державы во владенье сыновьям своим. Шесть сыновей. А было у него сыновей шестеро: Всеволод, Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав. И наказал он им пребывать в любви и иметь страх Божий и содержать отеческую державу в мире и благочестии.
И, придя в Вышгород, стал он сильно изнемогать. Сын его Изяслав был тогда в Киеве, а другие его сыновья тогда в своих владениях державствовали. Один же из сыновей его, Всеволод, был у него: ибо любил его отец больше всех братьев и всегда держал его около себя.
И прожил благочестивый самодержец Ярослав всех лет 76; и когда подоспела кончина жития его, предал он со многим благодарением святую и боголюбивую свою душу Господу, в год 6562 (1054), месяца февраля в 24-й день, в первую субботу поста святой великой Четыредесятницы. В Царьграде царствовал тогда Михаил Пафлагонит. И боголюбивый и отцелюбивый Всеволод, много плача, опрятал честное тело свято почившего приснопамятного отца своего, и, положив на сани, повезли его в Киев. И плакали по нем все люди; и, принеся < в Киев>, положили его в мраморную раку. Священнический собор отпел над ним, как положено по обычаю, и погребли его честно в церкви Святой Софии. < …>