О великом князе Всеволоде Георгиевиче

ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ, И ЧЕТЫРЕ МИТРОПОЛИТА, ФЕОДОР, ИВАН, НИКИФОР, МАТФЕЙ. И ГРАНЬ ШЕСТАЯ, В КОТОРОЙ ГЛАВ 19
О ПРЕСЛАВНОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРСКОМ И ВСЕЯ РУСИ ВСЕВОЛОДЕ ГЕОРГИЕВИЧЕ, НАРЕЧЕННОМ В СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ДМИТРИЕМ
Глава первая. Сей исчисленный в родах наследник Русского царства, истинный прародитель корня первых русских самодержцев, Богом хранимый великий князь Всеволод, нареченный во святом крещении Дмитрием, девятый сын боголюбивого великого князя Георгия Владимировича Долгорукого, Мономашича, был младшим среди своих братьев. Как богоотец Давыд был младшим средь своих братьев, так и сей Всеволод был младше всех своих братьев, был он от святого Первого Владимира шестой ступенью, а от Рюрика девятой. И относился ко всем милостиво и с любовью, самое же главное имел он страх Божий в своем сердце и судил судом нелицеприятным, не страшась сильных своих бояр, и никого не давал в обиду; почитал он сильно и любил святителей, и все духовенство, и чин иноческий. И ради многих его добродетелей трепетали страны все от одного лишь только его имени, и повсюду распространялся слух о нем. Бог предал ему в руки всех замышлявших на него зло и привел покорными к его ногам всех его врагов, ибо он не возносился и не величался, но всегда возлагал всю свою надежду на всесильного Бога. Хоть и меньшим был он средь своих братьев, как выше было сказано, но честью превзошел всех и под конец унаследовал старейшинство над всей Русской землею.
Вернемся же, чтобы сказать немного о его рождении и о дальнейшей его жизни. В 6662 (1154) году был отец его, великий князь Георгий, вместе со своей непраздной благоверной великой княгиней в полдень на реке Яхроме, и там родился у них сын, сей Богом хранимый Всеволод, которого нарекли в святом крещении Дмитрием; и там поставил < князь Георгий> город Димитров в честь своего сына.
Глава 2. О перемене правителей. На третий год после этого преставился от здешней жизни великий князь Георгий, после чего в Киев снова вошел Изяслав Давыдович, брат преподобного Святоши, внук Святослава Ярославича, и разграбил все Георгиевы богатства и заключил многих вельмож во узы и темницы. А спустя один год он и сам был убит в бою, о чем будет сказано позже. В Киеве же сел Ростислав Мстиславич, внук Мономахов, а к нему пришел из Царьграда митрополит Феодор, – потому как он посылал < за ним>, – и был принят с честью. И, пробыв четыре года на митрополии, отошел он к Богу, а на его место из Царьграда пришел митрополит Иван. Ростислав же сначала не пожелал его принять, но греческий царь прислал к нему множество дружеских даров с почтительными увещаниями, и так принят был < митрополит>.
Глава 3. Начало самодержавного правления во Владимире. Уже тогда великие киевские князья были под рукой владимирских самодержцев. В граде Владимире укреплялось тогда главенство благодаря пришествию чудотворного образа Богоматери, с которым пришел из Вышгорода великий князь Андрей Георгиевич и стал править.
Глава 4. О пребывании в Царьграде троих Георгиевичей вместе с матерью. И тот, хоть и много добродетелей стяжал пред Богом, но, однако, был подвержен властолюбию, хотел быть единодержцем всего отеческого наследия в Земле русской. И стал изгонять не только родных своих братьев, но и двух Ростиславичей, сыновей своих и прежних вельмож отца своего, изгнал. И по той причине и из-за многих других смут и нестроений удалились Георгиевичи, Мстислав и Василько, из отцовских владений, от всех своих родичей, ушли в землю чужого царства. А с собой взяли и сего Богом хранимого великого князя Всеволода, бывшего < тогда> ребенком около четырех лет, вместе с матерью своей великой княгиней. И пришли они в Царьград, и были с радостью приняты там греческим царем, и устроены любовно и с почетом; и принимают они четыре города по Дунаю и другие области во владение, и получают себе оттуда все необходимое на содержание. И, пробыв там некоторое время, возвратились они в свою землю.
По Андрее же Боголюбском был преемником его власти брат его Михалко Георгиевич, придя из славного города Москвы, отомстил он за кровь брата своего Андрея. А сам, провластвовав один год, отошел к Богу.
Глава 5. Самодержавное правление во граде Владимире великого князя Всеволода Георгиевича. В ту пору Богом хранимый великий князь Всеволод Георгиевич правил в Переяславле, откуда владимирцы с большой охотой призвали его во Владимир; и встретили его с подобающей любовью и честью. И так стал надо всеми подданными в Русской земле один всеми любимый самодержец. Он и сам всех тоже любил, только одних злодеев, дерзнувших пролить невинную кровь брата его, великого князя Андрея, этих всех разыскал и предал тяжкой казни, как и всех их сообщников. Самих же безумных Кучковичей повелел схватить, зашить в короба и утопить в озере.
Глава 6. О явлении Владимирской церкви и всего кремля в воздухе. И пришел князь Мстислав, сын Ростислава Юрьевича, из Великого Новгорода, послушав ростовцев, и собрал войско, и пошел скоро к Владимиру, движимый властолюбием и завистью к своему дяде, сему хранимому Богом самодержцу Всеволоду. Всеволод же вышел ему навстречу. И, когда были они за Суздалем, тогда увидел Всеволод и все его полки церковь Пречистой Богоматери Владимирской и весь град до основания его будто стоящим на воздухе. Так явил Бог таким чудесным явлением преславное знамение о том, что будет помощь свыше и заступничество самодержцу Всеволоду, ибо имел он доброе сердце и не хотел войны, много раз посылал он к племяннику своему Мстиславу со словами: «Знаю я, что ростовцы склоняют тебя выступить против меня. Довольно тебе Ростова для владения, мне же – Владимир, куда я зван. Суздаль до времени пусть будет общим для нас обоих». Но Мстислав нисколько не внимал этому и, отринув мирный уговор, стремился к войне. Говорили ему ростовцы недоброе: «Если ты замиришься, мы все равно так, < как ты>, не сделаем».
А Всеволод пришел к Юрьеву, и тут подоспели к нему переяславцы, и все, кто был вместе с ним, стали ему говорить: «Послушай речей рабов твоих, праведный самодержец! Вот брату твоему Михалке и десяти нет дней, как отошел он к Богу, а племянник ваш уже к кровопролитию готовится – в ответ на благодеяние твое ищет твою голову. Потому дерзай, ведь за правоту твою явилась тебе Пречистая Богородица за Суздалем». И богохранимый Всеволод призвал на помощь Бога и всю надежду возложил на Пречистую Богородицу, и пошел ему навстречу. И сразились они близ Юрьева, и победил Всеволод и пришел во град Владимир с великой победой, вознося великое благодарение Богу и Пречистой Богородице. < …>