Слово похвальное Покрову Пресвятой Богородицы

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ ЧЕСТНОМУ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. ТВОРЕНИЕ СМИРЕННОГО ИЕРОМОНАХА ПАХОМИЯ
Так как род человеческий по обычаю праздники святых с похвалами празднует, то праздники Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которая святейшая из всех честная Царица, с еще большей любовью почитать мы должны и как высшей из святых и наивысшую похвалу приносить, подобающую Царице и Владычице, Царя и Владыку всем родившей. Однако мало времени прошло с тех пор, как праздновали мы честной праздник Рождества Пречистой Богоматери: тогда рождеством ее праматеринское проклятие было истреблено, и Адам от вечных оков освободился, и Бог с нами примирился; ибо тогда Иакова лествица утверждалася, так как Бог восхотел по ней к людям сойти и людям путь сотворить к небесным; тогда и пророки возрадовались, своего пророчества узрев свершение; тогда и Давид, увидев от него правнучку родившуюся, ударяя в гусли, взыграв духом, говорил: «Слушай, дщерь, и виждь, приклони ухо твое»; тогда не только пророки, но и все вышнее и земное творение вместе праздновали. Ныне же вечно честнейший новейший Владычицы и Богородицы Покрова праздник. Да уверятся все и узнают, что не только, когда с нами, в мире, была, с просьбой к своему Творцу и Сыну милостиво обращалась, молитву и милосердие < нам свои> являя, но паче и по преславном своем преставлении, от земных в небесные, и тогда не перестает нас посещать, сострадание свое являя.
Поистине хорошо знать, откуда и по какой причине сей пречестной Покрова праздник постановили святые отцы в Константинеграде праздновать. Хотя и в Константинеграде, в котором спасительные дела создавались, но потому там, что, когда < там> истина иссякла, а грех приумножился, как при пророке: увидел Давид в Израиле истину попираему, помолился, сказав: «Спаси, меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынов человеческих». Ибо когда правда побеждает беззаконие, тогда и милосердие Божие к себе привлекаем, а если грех – тогда и негодование Божие. Как уже мы прежде сказали: в Константинеграде свершалося некое беззаконие, могущее Божью немилость навлечь. Но нигде не оставляет Богородительница без помощи своей и непрестанно молится, и просить не перестает о роде человеческом. Так и дивный Андрей, считавшийся людьми юродивым, гораздо более превосходит разумом многих, которые мнили себя в премудрости витиями. Не во внешней премудрости искал он, но более всего высшего желал и к тому стремился, и под юродством свое житие великое скрывал, словно золото в сосуде глиняном, сего ради и славы не требовал, и срама людского не стыдился ради той славы, чтобы избегнуть того срама, что бывает пред ангелами и людьми грешным. Сему же блаженному Андрею и ученику его Епифанию открылося сие божественное и пречудное Пречистой видение ни во сне, ни в воображении, но истинно и на яву, как покажу ныне.
Когда блаженный Андрей, о котором нам < предстоит> слово, пришел в божественную и великую церковь Владычицы и Богородицы, именуемую Влахерна, с учеником своим Епифанием, то видит преславное видение, видит же теплую заступницу христианского рода, в церкви в воздухе стоящую, и с множеством воинов ангельских чинов, и с Предтечею, и Богословцем, и с иными многими святыми, со слезами, как Мать, молящуюся Творцу своему и Богу, дабы пощадил людей согрешивших и согрешающих, так говорящую: «Боже мой, и Творец, и Сын! Прости всяческие согрешения христианскому роду, на тебя Бога и Вседержителя уповающему, и святое и великолепное имя твое призывающих, и меня, рабу твою и мать, от них тебе ходатайствующую и молящуюся, с любовию почитающих». Тогда же Владычица и Богородительница, дерзновение пред ним стяжавшая, град и людей честным своим омофором покрыла, показывая божественное милосердие к людям и свою о нас заботу. И так как и сие божественное чудо, и покров Пречистой Богородицы не утаилися, но паче всем явлены были, даже самому патриарху и царю, потому, пречистый многосветлый праздник Покрова Пречистой учредив, постановили праздновать его месяца октября в 1-й день, что творит церковь и до сего дня во славу и честь великому Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и его Пречистой матери, просительницы и молитвеницы пред Богом.
Вот почему и нам с тех пор, празднолюбцы, следует сей светлый и преславный новейший праздник Покрова Владычицы и Спасительницы граду же и людям с большою любовию почитать и достойную честь, как Царице и Владычице, воздавать, не потому, что она от нас похвал и славы требует, но паче для того, чтобы мы благодаря ей прославлены были. Священники, и цари, и все племена человеческие, богатые и нищие, и все люди, похвалу праздничную да воспоем и да прославим как матерь Божию и нашу помощницу. Каждый пусть благодарение принесет: один – смирение с благоговением, другой пост и молитву пусть дарует Владычице, пусть иной простирает руки в подаянии нищим, а иной гнев брату простит, и так творя Богородицу возвеличим. Ибо таких приношений праздничных требует она, а не с тимпанами и гуслями, и пиршествами, как еллинские отроки празднуют, но в молитвах Богородительнице пение, за обновление жизни нашей благодарения, как долг воздадим, благодати не тая, но о заступничестве < ее> возвещая. Ибо чистотою она как царскою багряницею украшена, со царем как матерь царствует. «Честнейшую херувим и славнейшую серафим» воспоем, и если назову ее высшею, чем небеса и земля, и всех сущих тварей от Адама честнейшею, то так говоря – не согрешу. Ибо того, кого херувимы и серафимы зреть не могут и со страхом и трисвятое пение ему приносят, того Чистая и Пречистая матерь своими чистыми и честными руками сподобилася держать; того, кого небеса не могут вместить, богоприимная ее утроба без труда вместила, и без растления прошел Всесоздатель: как деву обрел чистой, так деву чистой и по рождестве сохранил, да непорочно будет девство. Потому что если некоторые из дев по великому воздержанию, но не по естеству, целомудрие и чистоту сохраняли, то сия же Пречистая и Приснодева Мария не от воздержания чистоту девства имела, но по самому своему естеству, и без труда чистота великая была, ибо так подобало сбыться о ней преславному < чуду>, о Царице и Владычице, девственнице и Матери Сына Божьего, потому что прежде всех тварей и времен была она предназначена Богу преславным вместилищем, о ней же сказал пророк: «Преславное говорят о тебе, град Божий»; и еще: «Помяну имя твое во всяком роде и роде». И сама та Владычица и Богородица пророчески говорит: «Се бо ныне блажат мя вси роды». Все народы народов ее прославляют. Что сказать о земных, если и в пренебесных сами ангелы и архангелы, как Царице и Матери их сотворившего, со страхом пред нею стоя, пение приносят. Мы же, грешные, какими словами отверзем уста к похвале Чистой, как должно ей почесть приносить, достойную хвалами величия Приснодевы Богоматери? Если и ум ангельский не постигает достойными похвалами, какими им свойственно, воспевать ту, которую и сам небесный Отец восхвалил, и Дух Пресвятой осенил, и Сын Божий от нее без истления пришел, и все, паче естества и человеческого и ангельского разума, о ней таинства сбылись.
Но что много говорю? Неиспытанного постигнуть нельзя, но ныне о нынешнем празднике праздничное же говорится. Кто же возвестит о величии, ныне бывшего преславного Владычицы чуда и явления своим угодникам, и о молитвенном и милостивом ее к сыну своему и Богу о согрешающих прошении? Какое воздаяние принесем в ответ на ее благодеяние? Только то архангельское слово, как достойное радости, произнесем: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою, и тебя ради – с людьми! Радуйся, одушествленный рай, в котором божественное древо, Христос, посажено было, и не то древо, что Адама умертвило, но, напротив, всем бессмертие и жизнь дарующее! Радуйся, божественный киот, небесной жемчужины, Христа, в себе носящий, и источник живой воды, жизнь нам источивший! Радуйся, архангелам ликование и ангелам веселие, и рожденным на земле обновление! Радуйся, Моисеев жезл, море разделивший и фараона-мучителя силою сына своего потопивший, и избранным людям в землю обетованную указавший дорогу! Радуйся, вместе царский и священнический Ааронов жезл, от которого прекрасный цвет, Христос, расцвел и из тебя без истления родился! Радуйся, светило невечернего света, все творение < Божее> освещающее и еретическую мглу далеко отгоняющее! Радуйся и ты, блаженный и преблаженный Андрей, отче наш, и с блаженным учеником Епифанием, что был достоверным свидетелем тайн неизреченных видений! Радуйся и ты, блаженный Епифаний, удостоившийся такого учителя учеником преизрядным называться! Блаженны же и все люди, пречестный твой праздник почитающие, Владычица: тебе благодаря наш град и вся вселенная от лжи дьявольской избавились, и крестом сына твоего праотец всего рода человеческого, Адам, в рай опять возвращается; и тебя ради, Владычица, страсти от людей отгонятся, и мы здравие душевное и телесное приемлем. Ибо ты печальным милостивое утешение, радость, ты – Матерь истинной жизни; хоть ты и преставилась от земли к небесным, но во плоти, будучи живой, потому и там с Царем и Сыном вечно соцарствуешь в небесных < селениях>. Потому молимся тебе, как милостивой и милостивого Бога родившей рода нашего: если и согрешили, без помощи не оставь, но вечно ограждай от бед и от скорбей избавь нас. Ибо ты, Владычица, православным людям прибежище и ограда крепкая от лица вражеского, и твоего заступничества и помощи просим, и надеждою на тебя укрепляемся, и силою Сына твоего вражеские полки побеждаются. Потому, Богородительница, как тогда милостиво о людях, тебя чтущих Царицею, заботилась, так и ныне не переставай своим честным покровом покрывать, и замыслы варваров воинствующих низложи, и всех, приходящих в честной храм твой и молитвы и моления тебе приносящих, спасай. Да твоими молитвами жизнь сию безмятежно пройдем и вечных благ сподобимся, благодаря самому тому Владыке и Господу нашему Иисусу Христу, которому слава и держава, честь и поклонение, с безначальным Отцом и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».