Слова на Благовещение
25 МАРТА
ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА В 25 ДЕНЬ ТВОРИМ ВОСПОМИНАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Господь и Творец всему, всей твари человеколюбец, милостивый Бог наш, всегда пекущийся о роде человеческом, видя создание рук своих, человеческое естество, порабощенным дьяволом, захотел послать единородного Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, дабы избавил он нас от вражия порабощения. От всякой твари < земной> утаясь и никому из небесных сил не поведав, одному только архангелу Гавриилу эту славную тайну возвестил он. Послал его с небесных сфер к чистой девице Марии (ибо была она достойна такого блага), от которой родиться изволил в человеческой плоти. И вот пришел Гавриил в город Назарет и сказал ей: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою». Она же отвечала: «Как это случится со мной, когда я мужа не знаю?» И сказал ей ангел: «Дух Святой снизойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя». И сказала Мария: «Се раба Господня, да будет ныне мне по глаголу твоему». И вслед за словом архангеловым зачала в чистой утробе своей Сына Слово Божие благоволением Творца всех, осенением сошествия Святого Духа. И так совершила боголепно все тайное, дабы победил < он> мучителя-дьявола, и разрушил прельщение его, и связал < его> нерушимыми узами, как и случилось, ибо все претерпел < он> ради нашего спасения и избавления.
МЕСЯЦА МАРТА 25. СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ О ДЕВСТВЕ 63
Братия и отцы, поскольку Благовещение наступило, о Благовещении дерзаю вам малое слово сказать, указуя, сколь велик обет девства, которому мы сподобились целование принести. Ибо кому говорил Гавриил от < лика> ангельского: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою»? Не Святой ли Деве Марии? И от кого вочеловечился сам Бог-Слово? Не от той ли блаженной Девы? Ибо девство дает начало всякой жизни. Ибо девство – это царица добродетелей. Девство – это невеста и заступница Христова. И если хотите, послушайте блаженного Павла, говорящего: «Неженатый печется о Господе, как угодить Господу; а женатый печется о том, что в миру, как угодить жене. И не одно и то же жена и дева: незамужняя печется о том, что Божие, дабы быть святой и духом и телом; замужняя же печется о мирском, как угодить мужу». Видите ли силу слова, как не вводить в печаль, – неженатому заботиться о Господнем. Что касается тех, кто в миру, девству < там> благая участь отведена. Но и в царствии небесном девству первенство отдается, ибо так пишется в Откровении святого Иоанна: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел». Дивлюсь почести, которой сподобились возлюбившие девство, и последовавшие Христу, и возрадовавшиеся вместе с ним. Станем блюсти себя, братия, ибо поскольку свыше естества < этот> подвиг, постольку и губитель жизни нашей, дьявол, пуще всех страстей пытается всех нас низложить. И скольких он низложил от века, кто изочтет. Как слышал я от добросведующего, как Иоанн в Асии, мужа, много лет постившегося и дивного в житии, так может обмануть змий, что не только он отрекся от святой схимы, но и с прелюбодейством женщину привел, на окаянную погибель себе. И < все> это – творение дьявола и хитрости его. Мы же, молюсь я, братия, сохраним себя как зеницу ока, стыдясь жениха нашего Христа, не предавая дарованное < нам> сокровище девства, да не уподобимся рыбам, которые, ублажая плоть, заглатывая уду, смерть < свою> съедают. Ибо уда – это сласть оскверняющая, а не наслаждающая, умерщвляющая, а не оживляющая, от которой да избавимся мы, поддерживаемые силой Божиею, и вслед за тем явимся чисты и безупречны. Да не падем, но от здешней < жизни> победно восходя < к будущей>, достигнем царствия небесного о Христе Иисусе, Господе нашем, которому слава и держава, с Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Воссияло нам сегодня праведное солнце, тот свет, что прежде восходивший естеством превосходит, и осветило все, прогнав тьму. Не в силах я выдержать лучей его, ибо вновь родился мне свет, и ужасаюсь страхом. Рождеству радуюсь, и образ смущает меня: и новый источник источающий вижу, и на древний источник бегущий смотрю. Младенца вижу рождаемого и небеса, преклоняющиеся для поклонения ему; Мать, рождающую Творца и чрева не отверзающую; дитя, свое запечатлевающее Рождество, и родительницу безмужнюю; Сына и Спасителя, без отца рождающегося, и звезду сияющую; младенца, пеленами повиваемого, носящего все; ясли, преобразующиеся в престол небесный, и скотов, уподобившихся стройному херувимскому предстоянию; светила, сияющие и возвещающие чудо; ангелов радующихся, пастырей прорицающих, волхвов богословствующих, а иереев, хулящих Бога; Ирода ниспадающего и смерть разрушаемую; Адама освобождаемого, и ад затворяемый, и Еву ликующую, и змею плачущую; пленников на свободе и мучителя в муке; младенца, молоко сосущего и питающего питающую, на руках носимого и носящего носящую.
Потому и я ужасаюсь и трепещу, да поверю Гавриилу и прогоню страх: слова, реченные к Марии, предвещают чудеса: «Радуйся, обрадованная! Господь с тобою!» Радуйся, преобрадованная, душевный храм Божий. Радуйся, обрадованная, небу и земле обрадованное жилище. Радуйся, благодатная, небесного колоса нежатая нива. Радуйся, благодатная, истинного винограда неложная Дева-Мать. Радуйся, благодатная, неизменного Божества достойное вместилище. Радуйся, благодатная, невместимого естества селение пространное. Радуйся, обрадованная, озарением темным. Радуйся, обрадованная, овдовевшему миру невеста неоскверненная. Радуйся, благодатная, свившая нерукотворный венец всей твари. Радуйся, благодатная, огня божественного жилище. Радуйся, благодатная, света хранилище. Радуйся, благодатная, потопившая во чреве смерть праматеринскую. Радуйся, благодатная, отпадшей вселенной неблудное возвращение. Радуйся, благодатная, от голода мрущему естеству хранительница неисчерпаемая. Господь с тобою!
Она же от слов его смутилась и, избегая < его> взгляда, телом же не двигаясь, крестообразно осеняла чрево, на трепетных ногах стояла близ ангела, ни бежать не смея, ни стоять не дерзая. Видя бесплотного, стоящего как человек, стыдилась остаться, почитая девство, спросить же не смела, трепеща бесплотного. А зеркалом страха было лицо Девы. Говорила про себя: «Что это за приветствие, и кто он, приветствующий меня? Ибо блистает он пуще солнца, а с грязью беседует, с небес слетел, а отроковицу приветствует, не облечен плотью, а перед женщиной предстоит. Ходящий крыльями по земле как ногами, что ищет он от земной? Ангелом мне является и как человек говорит со мной, от бесплотных святых речи мне передает. Лицом он солнца светлее и лучше, облечен в ризу снега белее. Юношу вижу, в плоть не облеченного, ходящего по земле – и следа не оставляющего, языка не имеющего – и привет мне произносящего, устами не двигающего – и радость прорицающего. Не ведаю, что подумать о страшном видении этом. Если посланца не понимаю, как познаю пославшего; и если нарицающий страшен, то насколько нареченный страшней; если этот блистанием своим омрачил мне очи, то каким телом прикрою праведное солнце; если творение ужасает меня, то как вытерплю сотворившего; если раба убоялась, то как породить мне Владыку?»
И говорит ей ангел: «Не бойся, Мария, не говорю тебе о земном. Не бойся, Мария, я слово тебе изрек, а не ложь возвестил. Не бойся, Мария, Богородицей я тебя называю, а не говорю, что ты равна Богу. Не бойся, Мария, я радость тебе принес, а не обман тебе испросил. Не бойся, Мария, не споткнешься ты, как Ева. Ибо от той смерть, а от тебя воскресение; ибо от той плод мертвый, а от тебя крест животворящий; от той прельщение, а от тебя любовь; от той отлучение человека от Создателя, а от тебя с Божией плотью мысленное соединение; от той мрачный сон адов, а от тебя светлый светильник всему миру; от той проклятие, а от тебя благословение; от той осуждение, а от тебя прощение; от той скорбь, а от тебя вера; от той слезы, а из тебя река воды живой; от той труд в поте лица, а от тебя успокоение; от той тернии родящая земля, а от тебя жизнь в Троице; от той братоненавидение, а от тебя человеколюбие; от той потоп, а от тебя источник бессмертия; от той убийца, а от тебя мертвым воскресение; от той 12 колен мерзких, а от тебя 12 апостолов, и за гробовой чертой исполненных любовью; от той смерть, расходящаяся по миру, в то время как от тебя восстание < из мертвых>. Не бойся, Мария, ибо обрела ты благодать от Бога и теперь зачнешь во чреве сущего во Отце и родишь во плоти Сына, который Адама древнее. Родишь Сына, именем превысшего; родишь Сына, который выше небес; родишь Сына, сущего над херувимами; родишь Сына, творца времен; родишь Сына, собезначального Отцу; родишь Сына, которому все поклоняется; родишь Сына, которого воспеваю не видя; родишь Сына, вида которого не знаю; родишь Сына, перед которым предстою с трепетом».
Настало время ей родить. И родила Сына своего, первенца, которого не зачал муж; родила Сына, которого не носил отец во плоти; родила колос, который не посеяло тело; родила Творца, сделавшегося человеком; родила в пещере, а он в Персиде явился; родила Сына, единосущного и собезначального Отцу, и нас от порабощения вражия освободила, и от проклятия избавила, и благословение даровала. Потому и мы, братия, единым гласом возгласим к ней как к исходатайнице вечных благ, говоря: «Радуйся, обрадованная, радуйся, Мария господоименитая, Господь с тобою! Ты теперь Творца всего мира и своего принимаешь в свою утробу, на которого и херувимы взглянуть не могут. Радуйся, душевное небо, в которое Господь плотию вселился. Радуйся, златое светило света. Радуйся, светильник, видевший Бога. Радуйся, сосуд, полный манны, Христа, живоносной пищи. Радуйся, добродетель Иакова, которую избрал Бог, превыше ангелов поставил. Радуйся, христианам прибежище и держава. Радуйся, лестница небесная, по которой сошел < на землю> Бог, и среди людей пожил, и на небеса возвел человечество. Радуйся, Богородица, сосуд девства, ковчег священный, Божественной славы вместилище. Радуйся, солнцеподобная, колесница солнца незаходимого, возжегшая солнце, которое нельзя осмыслить. Радуйся, Богом возлюбленное чудо, среди чудес новейшее. Радуйся, миро честное, благоухающее, совершение всего для мира. Радуйся, предивная и прехвальная владычица, которая славнее и выше серафим. Радуйся, светлейшая палата царева, где воссиял свет невечерний, как светоносное небо, блистающая светом истины, и озаряющая мир во всех концах, и отгоняющая мглу греховного мрака. Радуйся, грешным прибежище и искупительница, всему миру помощница, и утверждение, и тишина, и пристанище ко спасению. Радуйся, дверь спасения, пламеносная клеща и от проклятия освобождение, всеми благословенное исправление и восстание падших, новая весть и неизреченные словеса. Радуйся, дар, данный от Бога, преславная и богославная Владычица, скорая заступница и предстательница за истинно призывающих тебя. Радуйся, источник, из которого истекает вода жизни животворными каплями, из которого мы черпаем жизнь и насыщаемся душевной благодати. Радуйся, рождеством своим (т.е. рождением Христовым) отворившая двери входящей жизни и райские селения нам, ищущим < их>, подающая щедро. Радуйся, совершенное избавление твоим верным рабам. Радуйся, слава мученикам, святителям украшение и благое воздаяние. Радуйся, исполнение < проречений> всех пророков. Радуйся, нищим богатство и сокровище неистощимое. Радуйся, всего благого причина, отроковица преблагая и всеблагая. Радуйся, светлое облако, ибо в тебе исполнились все пророчества. Ибо один тебя назвал дверью, обращенной к раю на восток, через которую никто не прошел, кроме Творца твоего и всего мира; а другой – купиной, горящей и не опаляющей, в тебя вселилось Божество огненное, а ты не опалена; а другой – святой горой, ибо не руками человеческими был отторгнут от тебя камень, который опрокинул и сокрушил капище мысленного Навуходоносора; а другой – запечатанным источником, садом, богонасажденным вечным садовником. И воистину велико и преславно таинство, которое в тебе происходит, Богородица. Ты, о Пресвятая Дева, превыше всякой похвалы. Какими могут быть имена, которыми тебя по достоинству восхвалим, ежели от тебя воспринял плоть и родился Бог. Всякое естество небесное и земное тебе достойную почесть воздавать должно. Ибо ты истинный престол. Сияешь ты световидным сиянием посреди разумных царств, где славится Отец всевышний, силу которого имеешь, силу осеняющую. И поклоняются Сыну, ради которого славится и Дух Святой, что царедействовал в утробе твоей. Через тебя, обрадованная, Троица святая, единосущная всеми познана была. Сотвори и нас, убогих, достойными принять совершенную твою милость к нам, благодать, о Христе Иисусе, Господе нашем, с ним и Отцу слава, честь, и поклонение, и держава вкупе со Святым Духом и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».