Мучение святого Гергия Нового
26 МАЯ. МЕСЯЦА МАЯ В 26-й ДЕНЬ. МУЧЕНИЕ СВЯТОГО И ПРОСЛАВЛЕННОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ХРИСТОВА ГЕОРГИЯ НОВОГО, ПОСТРАДАВШЕГО В БОЛГАРСКОМ ГОРОДЕ СРЕДЦЕ. СТИХ СВЯТОМУ: ТЫ ВЫДЕРЖАЛ ИСКУШЕНИЕ ОГНЕМ, ГЕОРГИЙ, И ЗА ХРИСТА СВОЮ КРОВЬ ПРОЛИЛ, А НЫНЕ, ПРЕДСТОЯ С АНГЕЛАМИ ПЕРЕД ПРЕСТОЛОМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОЛИ ЗА ТЕХ, КТО ПОЧИТАЕТ ТЕБЯ
Благослови, отче!
Апостольские наместники – это преемники дара Божьего и его могущества, пастыри и учители просвещения, восприявшие дар Святого Духа, ибо просвещают неверных чудодейственным вдохновением и добрыми примерами и обращают заблудших к истине. Я же, смиренный, ни даром чудотворным, ни проповедническим не овладел. Да и откуда же?! Кто преподаст мне величие разума, чтобы приступить к изложению этой повести, ибо сам я, любящий услады жизни сей, недостоин того. И хотел бы уподобиться восприявшим дар Божий, но больше надеюсь на их молитвы и верую в Отца и Сына и Святого Духа, в Троице славимого единого Бога, и у Него прошу помощи для раскрытия уст моих. Сам Христос Сын – Слово Божие, рожденный без семени от Святой Девы, сказал: «Не сможете ничего сотворить, если это не дано вам будет свыше от Отца Моего!» Вот так и я, убогий, начинаю с помощью Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и молитв святого великомученика Георгия Нового, о ком и начнем слово повести этой.
В царствование благочестивого и христолюбивого великого князя Иоанна Васильевича, самодержца всея Великой Руси, церковным кормилом правил в Великом Новгороде святейший архиепископ Макарий. К нему в Великий Новгород пришли два монаха со Святой горы Афонской, из монастыря святого великомученика Христова Георгия Капподокийского, названного Протатия. Один – саном пресвитер, по имени Митрофан, а другой – Прохор. Архиепископ принял их любезно, по его обычаю принимать странствующих, и почтил их.
Святейший Макарий был муж, преисполненный всеми добродетелями и достигший возраста Христа, не только принимавший странников, одевавший и кормивший нищих, но и подлинный мучениколюбец. В то время любимым трудом его было, как пчеле – мед, отовсюду приносить и воедино собирать жития древних святых, прославившихся воздержанием, и повествования о подвигах мучеников, которые появились в недавние годы и пролили кровь свою за Христа. Ибо многие из святых были преданы забвению, подобно тому как солнце лучезарное, покрытое мраком и не освещающее вселенную, или как звезды небесные в высоте, скрытые за облаками, или как злато, и бисер, и камни драгоценные, погребенные под землею и прахом. Как и сказал я выше, святитель под спудом их не скрывает, а освещает их добродетели.
И он почтил двух этих монахов, обратился к ним со словом беседы и начал их расспрашивать, как держится христианство и как велико притеснение нехристей. И они многое рассказали о насилиях и гонениях безбожных нечестивых сарацин на христиан и поведали о подвиге и муках святого, прославленного великомученика Георгия Нового. Архиепископ же, как только о нем услышал, захотел подробнее узнать, как и каким образом он был замучен, и упросил их рассказать об этом. И они, дополняя друг друга, начали подробно расказывать о страданиях мученика и его подвиге.
Было это, – рассказали они, – во время царствования нечестивого, безбожного, неверного турецкого царя Селима. Этот нечестивый царь тайно предпринимал против христиан такие жестокие гонения и насилия, каких не совершал ни один из древних гонителей и нечестивых царей. Древние ведь чинили против христиан открытые гонения, и в те времена появились многие мученики. А этот нечестивый и неверный, поистине предтеча Антихриста, подобно змею, тайно, какими-нибудь ухищрениями похищает и попирает христианских детей мужского пола. Каждый третий год он рассылает по всем своим областям и многим царствам своих посланцев и писарей и приказывает им ездить с воинами туда, где есть жилища христиан. И если у христианина окажется три сына, то двоих они забирают для царя, а третьего оставляют родителям. Если же у христианина единственный сын, то и этого отбирают насильно. И набирают тех детей христиан до двенадцати тысяч, а иногда и до двадцати тысяч, возрастом от пяти до десяти лет (старше и младше этих не берут), и приводят к царю. Царь же повелевает своим талишманам, иначе попам, и дервишам, то есть игуменам, и шейхам, то есть архимандритам, и сеитам, то есть епископам, обрезать их в свою неправедную и нечестивую веру. Те же, по велению царя, все это творят над ними: и обрезают их в нечестивую сарацинскую веру, и учат их Магометовым соблазнам. А потом царь приказывает учить их в училищах всякому ратному делу: и битве, и конной езде. И царь воздает им великую честь, когда они достигают зрелого возраста: их называют «царскими янычарами». Они так бывают совращены, что забывают не только христианскую православную веру, но и родителей своих, собственных отца и мать. И так случается, что начинают проповедовать христианам свои догматы и убивать их злее, чем сами сарацины. Если же нехристи находят человека богатого, преисполненного добродетелями, сильного, храброго, большого ростом и красивого лицом, то на него начинают без вины клеветать, говоря о нем царю, башам и сеитам, что «этот человек хулит нашу Магометову веру». И сами же они выступают свидетелями. Понапрасну же оклеветанному христианину они учиняют насилие: безо всякого расспроса повелевают обрезаться в нечестивую сарацинскую веру и отказаться от чистой и непорочной христианской веры. Если же он не примет их нечестивой веры, то его мучают до смерти горькими муками, а имущество забирают в царскую казну. И многие уже так пролили свою кровь за Христа и увенчались мученическим венцом от животворной десницы всеобщего Царя – Христа, Бога нашего.
Об одном из претерпевших такие страдания и предстоит речь, о Георгии – доблестном воине Иисуса Христа, преисполненном благодати и Духа Святого. Кто же он был и откуда? Каким образом он удостоился венца и был причислен к лику подвижников?
Средец, болгарский город, – родина этого мужа, происшедшего от благочестивых и преданных христианской вере родителей: отца, именем Иоанна, и матери, по имени Мария. Отец его был очень известным и именитым и принадлежал к числу отнюдь не последних, но самых первых вельмож великого города Средца. Родители со временем состарились, но до глубокой старости оставались бездетными и, как некогда Авраам с женою Саррою, воссылали непрестанные молитвы к Богу и Пречистой его Матери и великомученику Христову Георгию Капподокийскому, ходили в церковь святого великомученика Христова Георгия и роздали много милостыни, чтобы Бог ниспослал им ребенка. Бог же, знающий все помыслы людей, своим милостивым оком наблюдает за всеми и просящим у него с верою подает просимое, как сам он и обещал, сказав: «Просите и получите! Ищите и обрящете! Стучите, и откроется вам!» Так и они просили, и Бог дал им дитя мужского пола. Они торжественно принесли его в церковь святого великомученика Христова Георгия, и он был крещен пресвитером во имя Отца и Сына и Святого Духа, а во святом крещении был наречен Георгием.
Воспитали его в добром наставлении и страхе Божьем. Спустя же некоторое время отдали его некоему учителю изучать Божественное Писание. Отрок же, укрепляемый Святым Духом, быстро изучил все Божественное Писание и превзошел своих сверстников в учении, в мужестве и красотой, как некогда целомудренный Иосиф.
Нечестивые же, которые завидовали мужеству его и красоте лица его, захотели отвратить его от святой и непорочной христианской православной веры и каждый день искали и не находили против него обвинения, ибо благодать и Святой Дух хранили его. Когда же он достиг двадцатипятилетнего возраста, его родители почили в Боге, а он остался в доме своего отца. Сеиты же, то есть епископы, начали улещивать его, говоря: «Георгий, оставь христианскую веру в Распятого! Не подобает тебе, такому красивому, оставаться в христианской вере! Переходи в нашу добрую веру, послушай божьего посланника Магомета и уверуй в нашу сарацинскую веру, признай наш закон!» И начали возлагать ему на голову тафью, какую сами они, безбожные, носят на своих головах, когда ходят в мечеть и служат Магомету, сарацинской вере и закону, когда приносят нечестивую жертву бесам; приносят жертву – и на войну уходят. Святой же Георгий возразил сеитам, сказав так: «Нам, христианам, не подобает принимать языческие обычаи и носить на своей голове тафью! А если вы повелеваете мне отказаться от Христа, Бога истинного, во имя которого я крещен, то в кого вы мне велите веровать? Не в Магомета ли, который не является ни Богом, ни Божьим пророком, ни апостолом, но полководцем сатанинских полков?! Вы и сами блуждаете под дьявольским знаменем, не ведая истинного пути!» Так открыто признав Христа, Творца неба и земли и всех тех, кто в них, видимых и невидимых, он плюнул в лица их, назвав их безбожными, и осудил сарацинскую веру. Тафью же, взяв, бросил на землю и попрал ногами. И сказал сам себе Георгий: «Что стоишь? Это Христос призывает тебя! Ночь жизни сей уходит, и приближается день. Временное проходит, а вечное, доброе остается навсегда. Пришла пора подвига! Устремись к предстоящему подвигу, «пока жених дверей не затворит»!»
Нечестивые же, услышав такое из уст святого, рассвирепели на него, одержимые стыдом и гневом, и, схватив святого, повели его к судье со всяческими оскорблениями и срамословием. И начали клеветать на него, говоря так: «Он хулит и корит наш закон и веру». Судья же подивился величию тела его и красоте лица его, на котором уже начала пробиваться борода, занял он в суде свое обычное высокое место и с почтением подозвал мученика поближе к себе. А когда тот предстал перед ним, начал он ему ласково говорить так: «Я слышал о тебе многое, о достойный и храбрый муж, как ты осуждаешь нашу благочестивую и всемогущую веру. Наша вера такова: она доступна чистым мыслию, и только в их сердцах она воспламеняет к себе любовь, придает течению жизни умиротворение и долголетие. Не пребывай дальше в неведении, не губи знатность свою, мужественный облик свой и сладость наслаждения жизнью этой, подчинись царскому приказу, исполни волю того, кому повинуются многие царства, и ты будешь в великом болгарском граде Средце начальником над воеводами и получишь от царя многие почести и дары. Отринь прочь христианские обычаи, достойные лишь насмешки, восприми предания и законы Магомета и унаследуешь с нами, как наш истинный брат, сладчайшую из человеческих жизней!» Пока двуличный и коварный все это говорил, Георгий возвел к небу духовные очи, призывая на помощь Господа, изрекшего: «Не учите заранее, что сказать или как отвечать в тот час, когда во имя Мое предстанете перед царем или князем: будет дано вам слово, перед которым не устоят все противящиеся вам». Земными же очами он посмотрел на мучителя и смело ответил: «О игемон, ты полагаешь, – сказал он, – увещать меня лестью и красивыми словами, чтобы отлучить от моегоХриста?! Да не будет же того! И никогда не допустит Господь, чтобы это пришло мне на ум! Все это умысел врага истины, отца твоего сатаны, который, вселившись в тебя, обрел в тебе достойное вместилище и твоими устами говорит со мной, понуждает отказаться от истинного Бога и надеется привести меня к пагубе. Лучше сам теперь выслушай от меня таинство истины! Молю тебя, откажись от учения и лживых законов Магомета, удостойся стать сыном света и, более того, прими святое крещение!» И с этими словами, воздев руки и устремив очи в небо, он воскликнул так, чтобы всем было слышно: «Не отрекусь от Тебя, Христос, с безначальным Отцом твоим и Пресвятым Духом, ныне, и присно, и во веки веков, аминь!» И тогда мучитель (который не мог больше стерпеть сопротивления Георгия, хулившего их бога среди многочисленной толпы народа и проповедовавшего Бога истинного, а сарацинскую веру, или, лучше и вернее сказать, обман их, до конца разоблачившего) велел воинам сорвать с мученика одежды. И тот быстрее сказанного оказался стоящим среди толпы нагим, но во Христа облаченным. Тот же, кто уготовил ему множество страданий, посмотрев на мученика, сказал: «Откажись от христианской веры! – как я уже сказал тебе. – А если же нет, то я именем нашей милосердной священной веры истреблю твою плоть самыми злейшими, невиданными дотоле муками! Буду пытать твою плоть нестерпимыми пытками и наконец предам тяжелейшей смерти, а тело твое прикажу сжечь на костре, так что и кости твои превратятся в прах!»
Христов же мученик сказал: «Что же ты медлишь?! Поступай как хочешь! Я уже сказал тебе и сейчас скажу: «Я христианин, и поэтому никогда не предпочту никого своему Создателю». А Магомета и сарацинскую веру я проклинаю и предаю анафеме! Вот в чем, господин, мысль моя. Иного ничего не достигнешь, чинитель несправедливости, и потому отошли меня к желанному моему Владыке и Богу! Во имя любви к моему Христу я все это готов принять с радостью».
Опытный и жестокий мучитель, услышав эти речи, распалился гневом и тут же приказал четырем воинам растянуть его на земле и немилосердно бить суковатыми палками. Мученик же не проронил ни единого звука, кроме слов псалма «Боже, помоги мне» и < весь> тот псалом < до конца>. А мучители его дошли до такой жестокости, что раздробили его святую плоть, и, когда палки поднимались в воздух, вся земля под лежащим на ней обагрялась кровью. Видя все это, страдалец возвел к небу свои духовные очи: «Благодарю Тебя, – сказал, – Христе со Отцом и Святым Духом, что сподобил меня пострадать за Твое святое имя!» «Обреченные же на погибель», – как сказал о них мученик, – преисполнились против него такой ярости, что истерзали его столь жестоко, что и голоса он лишился. После этого, когда уже настал вечер, связали его цепями и, как мертвый труп, бросили в темницу.
В эту ночь его немилосердный мучитель созывает к себе на совет князей, сеитов и палачей и говорит им: «Как, каким образом и каким мукам предадим его, чтобы была злейшей из всех мук, но чтобы он не сразу умер?» И один из злых и немилосердных палачей сказал: «Надо ножами глубоко прорезать его тело от колен и до шеи, зажечь лойные, то есть сальные, свечи и вставить в его раны». И этот совет всем понравился.
Утром, водрузившись на свое обычное место, судья, уподобившийся зверю, повелевает представить пред ним мученика, если тот еще не умер. Он же предстал со светлым лицом и радостной душою. Посмотрев на него, судья пришел в изумление, как может быть такое светлое и обрадованное лицо и как в таком иссеченном и истерзанном теле еще душа держится?! И сказал ему: «О Георгий, теперь ожидают тебя нестерпимые для человека муки!» Святой же ответил: «Делай, что хочешь! Я готов пострадать во имя моего Христа до последнего вздоха!» И мучитель приказал немилосердным тем палачам резать ножами по всему его телу от головы до ног, чтобы были глубокие раны. Когда все это происходило, святой стоял как непоколебимый столп, не произнося ничего, только призывая на помощь Бога. А когда зажгли лойные, то есть сальные, свечи и вонзили их по всему его телу, а огонь свечей так разгорелся, что и не видно стало тела его, плоть его стала таять, как воск от огня, а кровь непрестанно текла и лилась на землю. Свечи же лойные, растопившиеся от сильного огня, вливались в его раны.
И мучитель приказал вести его с горящими свечами через весь город. Нечестивые же, измываясь над ним, били в бубны, а иные говорили: «Не хули божьего посланника Магомета, его учение и сарацинскую веру!» Мученик же Христов с псалмами на устах «Господи, услышь мою молитву» и «Да поможет Вышний живущему» обращался ввысь духовными очами. И множество народа стекалось на его поругание: благоверные – для плача и рыдания, нечестивые же набрасывались на него, подстрекаемые бесом. Некоторые же из христиан говорили ему: «Георгий, помилуй себя и пощади свою молодость! Тебе ведь можно жить в ином месте: земля пространна и широка. Не позорься перед такой толпой! Подчинись велению цареву, а мы тебя быстро исцелим от ран!» Святой же, обращаясь к этим нечестивцам, плюнул им в лицо и сказал: «Вы ли мне исцелители?! Христос – целитель моей души и тела». И еще сказал благоверным: «Зачем вы, знающие все, присоединяетесь к замыслу нечестивых и такое мне говорите? За этот грех вы будете осуждены строже неверных! Ибо в Божественном Писании сказано: «Если не теперь, то все равно умрем, но то, что должны, свершим!» Христос мой в Евангелии пишет: «За того, кто проповедует имя Мое перед людьми, Я прошу Отца Моего небесного. Если же кто отречется от Меня перед людьми, и Я откажусь от него перед святыми ангелами. Путь краток, ибо жизнь кратковременна»«.
Неверные же, намереваясь его сжечь, разожгли посреди города большой костер. И снова с великими истязаниями повлекли святого мученика Христова Георгия к уготованному месту казни, а он изнемог и безгласным пал на землю, лишь шевеля устами и воссылая к Богу потаенные молитвы. Когда же огонь сильно разгорелся, нечестивцы схватили святого мученика и страстотерпца Христова Георгия, едва живого и чуть дышащего, понесли к огню и бросили в костер.
Благоверные же христиане дожидались, чтобы взять мощи святого. Неверные же поняли умысел христиан и бросили в огонь на мощи святого множество псов, чтобы кости оказались перемешанными и мощи святого нельзя было отличить. Но так как Бог хотел прославить своего угодника, на небесах внезапно появилась туча, загрохотал гром, хлынул дождь и загасил костер, так что не осталось и запаха дыма. Неверные же, увидев это необыкновенное чудо, пришли в ужас и разбежались. Туча же с дождем и страшным громом продержалась весь тот день и ночь. И великое чудо начало свершаться над мощами святого: там, где сожгли его тело, появился яркий, подобный солнцу, свет, так что осветилось все это место. И благоверные стали стекаться туда, где видели свет, а нечестивые, одержимые страхом, не смели и дерзнуть приблизиться к этому месту.
Протопоп же соборной церкви Святого великомученика Георгия Победоносца и славного мученика Капподокийского пошел к судьям, чтобы дать взятку и выпросить мощи святого. Тогда в славном городе Средце церковным кормилом правил святейший митрополит кир Иеремия. И когда протопоп к нему пришел, то рассказал святейшему митрополиту Иеремии о святом мученике все подробно. Митрополит же, с поспешностью поднявшись со всем священным собором и христолюбивым народом, пришел к мощам святого с псалмами и пением и с благовонными кадилами и благоуханными ароматами, зажег множество свечей и начал разгребать пепел, где явился свет, и обнаружил кости святого мученика Георгия, не тронутые огнем. Песьи же кости все обратились в прах и пепел.
И тогда Бог вновь показал чудо множеству собравшихся православных христиан. Там, где святого водили по городу и где на землю из его тела от горения зажженных свечей непрестанно капала кровь, в ту ночь от капель крови его на земле воссиял свет, будто свечи горят, будто звезды небесные сияют. И христолюбивые люди, взяв мощи святого, понесли их в церковь Святого великомученика Георгия и с большими почестями, с псалмами и пением, положили их в раку, где они лежат и поныне и подают исцеление с верою к ним приходящим.
А от мощей святого великомученика Георгия Нового были многие знамения и чудеса: недужным – исцеление, другие же освобождались от нечистого духа, а слепые и хромые обретали здоровье; проще же сказать, одержимые всякими недугами получали исцеление. И у тех, кто подбирал с дороги кровь святого с пылью, когда мученика Христова вели по городу, от той крови и земли тоже были знамения и великие чудеса, и одержимые всякими недугами получали исцеление.
Вот так Георгий, переступив через порог мученика, посрамил безбожных сарацин и проявил подвиг такого страстотерпца и мученика (за что и был увенчан венцами от руки Подвигоположника Христа Бога), что прославился не только в Средце-городе, но и достиг высшего Иерусалима, стал сподвижником небесных воевод и украсил собой число мучеников, представ перед престолом Святой Троицы и возымев дерзновение молиться за нас.
Замучен же был святой и прославленный Христов мученик Георгий, как я уже сказал выше, в болгарском городе Средце, в 7022 (1514) году, индикта 2-го, месяца мая в 26-й день.
Мучение и подвиги его были записаны по благословению и повелению Макария, святейшего архиепископа богоспасаемых городов Великого Новгорода и Пскова, в славном граде Великой России Пскове, в 7047 (1539) году. А записал их смиренный монах и пресвитер церкви преподобного и богоносного отца Евфимия – Илья, проживая в доме архиепископа Новгорода Великого.
И пусть тому, кто прочтет или прослушает мучение прославленного страдальца Христова Георгия, Господь Бог подаст милость и в Судный день сподобит его стать по правую руку престола своего, когда он придет судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, Господа нашего Христа Спаса, ему же слава с Отцом и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.