Житие и жизнь св. Исайи, епископа Ростовского

МЕСЯЦА МАЯ 15. ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИСАЙИ ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА
< Благослови>, Господи!
Венец многоцветный, всяких цветов красотой украшенный, видящим его великую радость приносит, каждый цветок своим обликом влечет к себе: один белым цветом сияет, другой же красным, и багряным, и золотистым, и разный вид они имеют, в едином же великолепии соединены. Множеством ароматов чудоносное благоухание они испускают, изымая злосмрадие из сердец верующих, таковое житие имеющих и большего приближения к единому Богу желающих, чтобы угодное ему сотворить и чтобы дойти и увидеть горний Иерусалим и несказанные его радости, и достигнуть в древности погубленного отечества. И те, забыв о плотской немощи и возложив крест на свои плечи, Христу последовали, постом, и молитвами, и многими трудами изнуряя свое тело, себя направив, иных научили по евангельскому Господню слову: «Кто сотворит, научит, тот великим наречется в Царствии Небесном». Так и сей блаженный, о котором нам ныне слово предстоит, не только себя направил к Небесному Царствию, но и иных с собой возвел. И с дерзновением сказал своему Владыке: «Господи, вот я и дети, которых ты дал мне». И отвечает ему праведный Судья: «Добрый раб, верный, в малом был ты верен, и над многими тебя поставлю. Войди в радость Господа своего».
Время же пришло оставить рассуждение и начать повествование о житии святого. Сей блаженный Исайя родился и воспитан был в земле Русской в области Киевской. И с юных лет мир оставил и Христа возлюбил. И приходит в Печерский монастырь, что в Киеве, и там постригается. И от всего низменного и тленного в этом мире отрекается и становится сподвижником и во всем подражателем преподобному Феодосию. И преуспевает во многом посте, и молитве, и во всех добродетелях, являясь обликом своим подобен ангелу, и становится сильным воином Превышнему Царю, терпением страсти свои телесные побеждая.
Как обычай порой имеют земные цари в битве проявившим храбрость воинам большие воинские чины давать, так и Господь наш, видя, что блаженный сей супостата дьявола побеждает, поручает ему большее пастырство, дабы, себя направив, и иных научил стремиться к Небесному Царствию, и великим там был назван, и двойной венец воспринял. В лето 6532 (1024) родился у князя Ярослава сын Изяслав. И того князя Изяслава боярина именем Иоанна сын часто приходил к преподобному Антонию, и Феодосию, и Никону. И повелел Антоний Никону постричь его и дал имя ему Варлам. И пришел от князя некий скопец, управлял он всем в доме его, умолял Антония, желая стать чернецом. И повелел < Антоний> его Никону постричь и дал имя ему Ефрем. В лето 6559 (1051) основал князь Изяслав в Киеве церковь, монастырь святого Дмитрия, и игуменом < монастыря> святого Дмитрия Варлама поставил, выведя < его> из Печерского монастыря, а на его место поставил Феодосия в Печерском монастыре. И по < преставлении> Варлама игумена по Божию устроению приходит благоверный князь Изяслав, сын великого князя Ярослава, в монастырь к преподобному Феодосию и просит у него блаженного Исайю в монастырь святого Дмитрия на игуменство. Преподобный же Феодосий дарит ему как великий дар сего блаженного. Святой же Исайя, не желая преслушания сотворить, уходит с князем. Князь же вместе со блаженным приходит к митрополиту Ивану. И митрополит поставляет его на игуменство в монастырь святого Дмитрия в лето 6570-е (1062). Блаженный же приходит в монастырь и становится истинным пастырем и наставником живущей там братии, а не «наемником, не радеющим об овцах». И устремляет себя на больший подвиг, ревнуя апостольскому житию, благими делами душу просвещая, тело иссушая, труды к трудам прилагая, учением же своим направляя души верных на истинный разум и к Богу < их> приводя.
И за многие его добродетели избранием Святого Духа поставлен был < святой Исайя> митрополитом Иваном в епископы города Ростова в год 6585 (1077). И достигает блаженный своего престола и видит там людей новокрещеных, в вере не утвердившихся, будто новосажденный виноград. Насыщает же их своим учением блаженный, взращает в добродетелях и плод сторицею благому Владыке приносит, как тот добрый раб. Отходит < святой> и прочие грады и веси в Ростовской и Суздальской землях и неверных увещает веровать в Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, и просвещает их святым крещением, верных же убеждает стойкими и непоколебимыми быть в вере. Где же идолов обретает, всех огню предает и великую заботу о том имеет, нищих же милует, подавая им пищу и одежду и милосердуя о них как чадолюбивый отец, и прекрасной обителью Духу Святому являет себя, во всем уподобляясь апостольскому житию.
И потому как он стремился дело, равное апостольским < деяниям>, сотворить, то и Господь наш Иисус Христос праведный Судья дарует ему дар, равный с апостолами. Как славные апостолы на облаках перенесены были на преставление Божией Матери, так и сей блаженный облаком перенесен был на освящение храма Божией Матери. Ибо, когда была поставлена церковь Святой Богородицы Печерского монастыря в Киеве, и блаженный митрополит Иван уже к освящению той церкви приготовился, но в скорби и печали великой пребывал блаженный митрополит, так как ни одного не было с ним епископа для освящения чудной той церкви Божией Матери, все епископы в своих епископьях тогда находились, а расстояния до тех мест велики были. Блаженный же Исайя в Ростове тогда пребывал. И в один из дней, когда блаженный Исайя на молитве стоял, внезапно явился < ему> юноша удивительный в светлой одежде, сказал ему: «Завтра, 14 августа, освящается церковь монастыря Печерского, и митрополит из-за вас в печали великой < пребывает>. Будь там на освящении!» Блаженный же быстро встал и, в корабль сев, поплыл. Когда же настала ночь, поучил блаженный людей, на корабле с ним бывших, словами Божественного Писания и повелел им прилечь и отдохнуть немного от трудов. И на утро все со блаженным оказываются под градом Киевом, будто некою силой божественной перенесен был блаженный. Преславный в чудесах Исайя приходит к митрополиту Ивану. Митрополит же удивился и спрашивает блаженного о приходе его. Святой же Исайя ответил ему: «Вчера посланец от тебя приходил, владыко, и сказал мне: «14 августа освящается церковь Святой Богородицы монастыря Печерского, будь готов к освящению < той церкви> с митрополитом». Я же не посмел ослушаться твоего, владыко, повеления и вот пришел». Тогда же и другие епископы прибыли на освящение и также поведали, об этом подробно повествуется в Патерике Печерском. Митрополит же очень удивился преславному чуду, поскольку никогда не посылал < никого> за епископами. И < все> вместе освящают церковь Божией Матери, и литургию служат, и все хвалу воздают Богу и Пречистой его Матери за преславное его чудо. Освящена же была церковь Печерская Святой Богородицы митрополитом Иваном, и епископом Лукой белогородским, и Иваном епископом черниговским, и Исайей епископом ростовским в лето 6597-е (1089) месяца августа 15 при благоверном державном князе Русской земли Всеволоде и детях его Владимире Мономахе и Ростиславе.
В том же году преставился Иван митрополит. Был же Иван < митрополит> сведущ в книгах и в ученье, милостив ко убогим и вдовицам, ласков к богатому и убогому, смирен, кроток и молчалив, но и речист, когда < поучениями> из книг святых утешал печальных. И не бывало такого < прежде> в Руси, и после него не будет.
И вновь святой Исайя незамедлительно и скоро, будто на облаках перенесен, возвращен был в Ростов к своему престолу в дом Пречистой, и упас порученное ему стадо Христово словесных овец, и к Богу преставился, которого измлада возлюбил. И святая и непорочная его душа от тленного и временного к вечному и нетленному отходит, блаженное же тело его погребают в церкви Святой Богородицы в городе Ростове.
И через много лет, после пожара в городе Ростове, после того как < во время этого пожара> сгорела чудная деревянная церковь, в лето 6672-е (1164) копали ров для каменной церкви и обрели гроб блаженного Исайи. И, открыв < его>, увидели ризы и тело святого цело и нетленно. Прославили Бога и Пречистую его Матерь, ведь не только при жизни, но и после смерти прославил Бог своего угодника святого Исайю, ибо так много лет блаженного ризы и тело нетленными сохранялись. И, когда создали церковь, положили святого в притворе на правой стороне при входе в церковь. И много чудес происходило тогда от тела святого. И прошло много лет, и в небрежении находился гроб святого, так что и свеча никогда не горела в том притворе у гроба святого, ни священник не приходил с кадилом ко гробу чудного и пребожественного отца Исайи, да и вовсе закрыт был притвор, где помещен гроб святого. Но невозможно такому светильнику до конца сокрыту быть, по евангельскому слову: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом или не ставит под кровать, но ставит на подсвечник, дабы входящие видели свет». И пребывает святого гроб долгое время в таковом небрежении.
И спустя много лет архиепископ той же святой соборной церкви Божией Матери увидел, что образ святого Исайи почитаем всеми и все < ему> поклоняются, гроб же его закрыт и в великом небрежении пребывает, и совершенно забыт таковой светильник. И великую заботу об этом возымел истинный пастырь и большой утратой почел то, что сей пречудный отец в таковом небрежении так много времени находится. И любовию великою движим, сердечным желанием и великой благодарностью ко святому, благой Иона архиепископ 15 мая созывает священников той святой церкви и, молитву сотворив, прикасается к чудотворному гробу пречудного отца и переносит оттуда блаженного во святых Исайю в лето 6882-е (1174), и полагает его с великими почестями в новый гроб на той же стороне около южных дверей, где же и доныне с верою приходящим ко гробу его подает < святой> исцеление. И такие тогда слова святитель святителю, умиленно взирая на гроб, произнес: «Какую похвалу по достоинству принесем тебе, о святой отче, и какими песнопениями воспоем тебя в нынешний пресветлый твой праздник! Ведь никто достойное достойно похвалить не может. Но отойдем сегодня от холода земного, то есть от греха и житейских забот, и приблизимся к высшему благоденствию и красоте в нынешний день, то есть притечем к церкви Божией Матери. И не цветы видимые и ощутимые принесем, которые образом только красоту являют и нас услаждают, но похвалами и песнопениями наполним < все> помышления своей души и почтем духовно чудного отца память, отложив все телесное. И, с любовью приблизившись, целуем раку с честными его мощами, очами и челом прикасаясь, и руками обнимая, и со умилением ко гробу его припадая, так скажем: «О всечестная глава, святитель Божий, угодник Спасов, избранник Христов, блаженный Исайя! Не забудь нас, твоих рабов, собранной тобой паствы, и помяни нас во святых твоих молитвах, ведь ты имеешь дерзновение к Небесному Царю, и не презри нас, верою и любовью почитающих всечестную твою память, приноси непрестанно о нас молитву Христу Богу. Гроб с мощами твоими всегда пред очами нашими, святая же душа твоя невидима, ибо с ангельским воинством, и бесплотными ликами, и с силами небесными у престола Вседержителя в подобающем < тебе> блаженстве вселится, знаем мы, что и по смерти ты жив пребываешь, ибо так сказал пророк: «Души праведных в руке Божией». «Посему примут они царство красоты и венец от руки Господней». Но, о блаженный учитель наш, молись о нас непрестанно, с Богородицею и со святителями предстоя перед престолом Христовым, чтобы молитвами вашими спасены были от голода, и погибели, и нашествий иноплеменников, и от всех зол, и чтобы, здесь богоугодно пожив, в будущем веке смогли стать со всеми праведниками причастниками вечных благ, славя Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».