Деяние и мучение апостолов Петра и Павла
29 ИЮНЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ДЕЯНИЕ И МУЧЕНИЕ СВЯТЫХ И СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Господи, благослови, отче!
После ухода святого апостола Павла с Мелитского острова случилось ему прийти в Италию. Иудеям же, бывшим в Риме, стало известно, что Павел попросил разрешения прийти к кесарю. Впав в большую печаль и смятение, сказали они промеж себя: «Не довольно ли того, что всех братьев и отцов наших оскорбил он в Иудее и Самарии, и в Палестине, но и сюда идет, намереваясь упросить кесаря погубить нас». Держав между собой совет и весьма укрепившись, иудеи пришли к кесарю Нерону, говоря, чтобы он не велел ему приходить в Рим. Совершив все как подобает и неся немалые дары, пришли к царю с просьбой, говоря: «Молим тебя, добрый царь, пошли повеление по всему своему царству, что Павел, оскорбив народ наших отцов, попросил разрешения прийти сюда и нас погубить. Довольно нам, добрый царь, печали, которую принес нам Петр». Слышав это, царь Нерон сказал: «Пусть будет по вашему желанию, напишем же во все края, чтобы не приближался к стране Италии». Натравили и Симона волхва, прося его, чтобы приказал не входить ему в Италийскую страну.
Когда же это произошло, некоторые из веровавших язычников и крестившихся по проповеди Петра направили к Павлу посольство с письмом следующего содержания: «Павел, любимый раб Владыки нашего Иисуса Христа и брат Петра, верховного апостола! Слышали мы от учителей иудейских, пребывающих в этом великом городе Риме, что просили они у кесаря послать < распоряжение> во все его земли, чтобы, если где встретят тебя, убили. Мы же верили и верим, что, как не разлучает Бог великие светила, которые создал, так и вас не должен разлучить друг с другом: ни Петра с Павлом, ни Павла с Петром, но истинно веруем в Господа нашего Иисуса Христа, в которого крестились, поскольку сподобились вашего учения».
Павел же, приняв обоих мужей, посланных с письмом, месяца мая 20, был рад и благодарил Господа Иисуса Христа. Отплыв же от Мелита, направился он уже не в Африку, в страны Италийские, а к Сицилии. Вошел в Сиракузы, и с двумя мужами, посланными к нему из Рима, оттуда отплыв, прибыл в Калабрийскую Ригию. Из Ригии прибыл в Мессану и поставил здесь епископа по имени Вакхул. Выйдя же из Мессаны, доплыл до Дидима и пробыл здесь одну ночь. Отплыв оттуда, прибыл в Путеол в понедельник.
Диоскор же Навклир, доставивший его в Сиракузы, был с Павлом, потому что тот его сына избавил от смерти. Оставив же свой корабль в Сиракузах, пошел Павел в Путеол. Нашлись тут некоторые из учеников Петра, которые приняли Павла и просили его, чтобы побыл у них. И пробыл он здесь неделю, скрываемый из-за запрета кесаря. Все же начальники той местности караулили, чтобы убить Павла. Диоскор же Навклир, также лысый, облачился в одежду моряка и, набравшись смелости, в первый день вошел в город Путеол. Бывшие там князья, подумав, что это Павел, схватили и обезглавили его, и послали кесарю его голову. Кесарь, вызвав старейшин иудейских, сообщил им это, говоря: «Радуйтесь со мной великой радостью, потому что Павел, враг ваш, обезглавлен» – и показал им его голову. Исполнились они в тот день великой радости, то есть четырнадцатого июля месяца, и стало известно всем иудеям, что Павел умер.
Павел же, будучи в Путеоле, услышав, что Диоскор был обезглавлен, опечалился великой печалью и, возведя к небу свои глаза, сказал: «Господи Боже Вседержитель, являющийся мне на всяком месте, куда бы я ни шел! Ради единородного Слова Господа нашего Иисуса Христа накажи этот город, выведя из него всех веровавших в Бога и следовавших его словам». Сказал Павел: «Идите за мной». И, выйдя из города с веровавшими словам Божиим, пришли они на место, называемое Байи. И, подняв глаза, все увидели этот город на берегу моря затопленным примерно на одну сажень, и до сегодняшнего дня остается он здесь в море как напоминание.
Выйдя из Байи, пришли они в Гаиту, и здесь учил он словам Божиим. И пробыл он здесь три дня в доме Еразма, которого прислал Петр из Рима учить Евангелию Божию. Выйдя же из Гаиты, пришел Павел в городок, называемый Тарракина, и пробыл там семь дней в доме диакона Кесаря, которого поставил Петр. Оттуда по реке прибыл в местность, называемую Три Таверны.
Спасшиеся же из потопленного города Путеола сообщили кесарю в Риме, что Путеол потоплен вместе с его людьми. В большой печали был царь из-за города. И вызвав иудейских старейшин, сказал им: «Вот послушал вас, сделал так, что обезглавили Павла, и поэтому потоплен город». Старейшины же иудейские сказали царю: «Не говорили ли мы тебе, добрый царь, что он смутил всю восточную страну и извратил < веру> наших отцов? Лучше же, добрый царь, чтобы погиб один город, а не все твое царство, потому что овладел бы он также и Римом». Утешился царь от этих слов иудеев. Павел же пробыл в Трех Тавернах четыре дня и, выйдя оттуда, пришел в Аппиев Форум, называемый Викус Сарапис. И, спав здесь, видел он той ночью сон: кого-то, сидящего на золотом престоле и множество стоящих перед ним бесов. И говорили: «Я устроил сегодня, чтобы сын убил своего отца». Другой же, отвечая, сказал: «Я устроил падение храма и гибель родителей с детьми». Другие сообщали о многих иных коварствах. Пришел же еще один, сообщил, говоря: «Я устроил, чтобы епископ Ювеналий, которого рукоположил Петр, возлег с игуменьей Иулианией». И тот большой, сидящий на престоле, встав, положил венец на его голову, говоря: «Большое ты сделал дело».
Услышав это во время сна в том Аппиеве Форуме Викус Сараписе, Павел тотчас послал тогда кого-то из тех, кто последовал за ним из Путеола в Рим к епископу Ювеналию. Когда они сказали ему о том, что он сделал, и о том, что Павел видел сон, в тот же день Ювеналий, побежав, бросился к ногам Петра, плача и скорбя, и говоря: «Чуть было не отступился от тебя». И поведал ему все с начала, и слова, которые ему передали, и сказал: «Верю, что он – тот светильник, которого ты желал». Петр же сказал ему: «Разве может он быть им, ведь мы слышали, что он был обезглавлен?» Епископ же привел к нему посланных Павлом, и они сообщили Петру, что жив Павел и прибудет, и находится в Аппиеве Форуме. Возрадовался же Петр и прославил Бога и Отца нашего Иисуса Христа. Тогда призвал он веривших ему учеников и послал их к Павлу в Три Таверны, расстояние же от Рима до Трех Таверен 38 поприщ. Увидел их Павел и, преисполнившись смелости, восславил Господа нашего Иисуса Христа.
Уйдя оттуда, жили они в городе, называемом Арикия. Разнеслось по городу Риму, что брат Петра прибудет. Верующие радовались великой радостью, у иудеев же было великое смятение. И, придя к Симону волхву, просили они его, говоря: «Сообщи царю, что не умер Павел, но жив и придет». Симон же сказал иудеям: «Так чья же голова была принесена царю из Путеола, если и та была лысой?»
Когда же Павел пришел в Рим, на иудеев напал большой страх. И, придя, просили они его, говоря: «Вера, в которой ты родился, – ее защищай. Это ведь неправедно: еврей, происходишь от еврея, сам себя называешь учителем язычников и защитником необрезанных. Будучи сам обрезан, истребляешь веру в обрезание. Когда увидишь Петра, отрекись от него и его учения, потому что он уничтожил все предание нашего закона». И, отвечая, Павел сказал им: «Если уж его учение достоверно подтверждает откровение еврейских книг, подобает нам всем ему внять». Когда же Павел говорил им это и подобное, узнал Петр, что Павел пришел в Рим, порадовался великой радостью и, тотчас встав, пошел в нему. И, увидев друг друга, от радости расплакались. И, обнявшись вдвоем, многие часы поливали друг друга слезами. Тогда Павел рассказал Петру обо всем бывшем с ним и о том, с какими трудностями прошло плавание. Петр также рассказал Павлу, что претерпел он от Симона волхва и всяческих его неистовствований. И, рассказав это, ушел под вечер.
Придя же утром, обнаружил он у ворот Павла множество иудеев. Была в иудейском собрании большая распря и сильный спор с христианами из язычников, потому что иудеи говорили: «Мы – народ избранный и царственное священство, внуки Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков, с которыми говорил Бог, которым явил он свои тайны и великие чудеса. Вы же, будучи из язычников, ничего выдающегося у народа вашего не видели, а только идолам и рукотворным богам, скверным и нечистым, служили». Когда же иудеи произнесли это и подобное, отвечали им говорящие из язычников: «Мы, когда услышали истину, сразу уверовали, отказавшись от своего заблуждения. Вы же, видев мощь отцов и зная пророческие знамения, и закон приняв, и сквозь море посуху пройдя, и видев врагов ваших, перед вами потопляемых, и столп огненный, вам с небес сиявший ночью, и манну, данную вам с небес, и воду, что потекла для вас из твердого камня, – после всех этих добрых дел вы создали себе идола в виде тельца и поклонились сотворенному руками, и отреклись от Бога. Мы же, не видев никаких таких знамений, поверили, что он – сущий Бог, от которого вы отреклись и отказались». В то время как шли между ними эти и подобные споры, апостол Павел сказал: «Не устраивайте, братья, между собою споров, но лучше осознайте, что исполнил Бог обеты, как и клялся Аврааму, отцу нашему: «Семя твое приобретет все народы», потому что Бог не взирает на лица». Когда же Павел это сказал, успокоились все люди и те, кто был из язычников.
Но иудейские князья спрашивали Петра, чтобы обличить его, потому что он отвергал их синагогу. И сказал Петр: «Послушайте, братья, как о патриархе Давыде провозгласил Святой Дух: «Из плода чрева твоего посажу на престоле твоем», ибо тому Отец сказал: «Ты – Сын мой, я сегодня родил тебя». Этого Сына из зависти распяли иудеи и первосвященники, чтобы совершил он спасение мира, потому что по своей воле пожелал пострадать, и, так же как из ребра Адама была создана Ева, из ребер Христовых была создана Церковь, которая не имеет ни скверны, ни порока, через нее Бог открыл путь всем сыновьям Авраама и Исаака, Иакова – быть им в вере церковной, а не в безверии синагоги. Одумайтесь же и войдете в радость отца вашего Авраама, потому что, как обещал ему Бог, так и сделал, о чем говорит пророк: «Поклялся тебе Господь и не раскается. Ты иерей вовеки по чину Мельхиседекову», ибо иереем Он был на кресте, когда всеплодие своей кровью и телом принес за весь мир в жертву».
Когда Петр сказал им это и подобное, большая часть людей уверовала. Случилось уверовать и жене Нерона Левии, и супруге епарха Агриппы, так что и мужей своих покинули они из-за учения Павла. Многие, бросив войско, посвятили себя Богу, подобным же образом приходили к нему иные и из царского дворца, и, став христианами, многие не возвращались ни в войско, ни во дворец.
Тогда Симон, подстрекаемый дьявольской завистью, начал сильно Петра хулить, называя его волхвом и обманщиком. Являл Симон множество знамений, и видящие верили в него, поскольку делал он так, что медные змеи ползали и каменные мужи смеялись и сами ходили, сам же он устремлялся и внезапно поднимался на воздух. Петр же в противоположность этому больных исцелял словом, слепым давал молитвой свет, бесов повелением изгонял, мертвых воскрешал. Говорил он людям, чтобы не только от Симонова обмана отошли они, но и обличали его, чтобы не оказаться пособниками дьявола. Все благочестивые мужи порицали Симона волхва и называли его нечестивым. Примкнувшие же к Симону Петра называли волхвом и обманщиком.
И, когда услышал это кесарь Нерон, велел он Симону волхву прийти к нему. И, придя, встал он перед царем и внезапно начал изменять внешность: то становился почти как ребенок, то опять старым, то юношей, имея помощником дьявола. Увидев его, Нерон посчитал его истинно сыном Божьим. Апостол же Петр называл его исполненным лжи и волхвом, скверным и нечестивым отступником и врагом Божьим, поистине волхвом. Тогда Симон, войдя к Нерону, сказал: «Если этих мужей отсюда не выгонишь, не устоит царство твое». Тогда Нерон исполнился гнева и велел не откладывая привести их к себе. Когда же на следующий день пришли Петр и Павел, Христовы апостолы, Симон сказал: «Они ученики Назарянина, которых отвергают все, сколько есть, люди иудейские». Нерон сказал: «Кто такой Назарянин?» Симон сказал: «Есть в Иудее город, который вам противился, он называется Назарет, вот и учитель их оттуда был». Тогда сказал Петр Симону: «Удивляюсь, каким образом и какими ухищрениями, творимыми перед царем, соблазняешься и полагаешь, что искусством волхвования сможешь победить учеников Христовых?» Нерон сказал: «Кто такой Христос?» Петр сказал: «Если хочешь узнать, царь, кто такой Христос и что случилось из-за него в Иудее, возьми письмо, послание Понтия Пилата Клавдию, и так узнаешь все, бывшее с ним». Нерон же велел принести и прочесть это перед ним. Содержимое письма было таково.
«Понтий Пилат приветствует Клавдия. Вот что недавно случилось с тем, кого я получил от иудеев. Беззаконно, из зависти они его жестоко осудили и истязали. Так было их отцам обещано, что пошлет Бог с небес своего Сына, который истинно назовется их царем. Его обещал он послать на землю через Деву, и, когда я правил, он пришел в Иудею. И я видел, как он давал зрение слепым, очищал прокаженных, исцелял разбитых параличом, бесов изгонял из людей, мертвых воскрешал, ветрами повелевал, по морю пешим ходил и творил многие другие чудеса, и все иудейские люди называли его Сыном Божьим. Архиереи же исполнились зависти и, схватив его, предали его мне, вместо доброго наговаривая на него худое. Говорили: «Он лжец и поступает вопреки закону». Я же, поверив, что это так, и подвергнув избиениям, предал его их воле. Они же распяли его и, похоронив, приставили к нему стражей, в то время как охраняли его и мои воины, и в третий день он воскрес. Настолько же распалилось иудейское коварство, что и серебро дали воинам, говоря: «Скажите, что его ученики украли его тело». Те же свидетельствовали о воскресшем и приняв от иудеев серебро. Сообщаю это твоему владычеству, чтобы никто другой не солгал, и не подумал бы ты поверить ложным иудейским словам».
Когда послание было прочитано, сказал Нерон: «Скажи мне, Петр, так ли с ним все произошло?» Петр же сказал: «Так, царь. Этот же Симон, лжец и обманщик, хоть и мнит сам себя богом, богом не является. Господом же моим Иисусом Христом, который ради спасения людей соблаговолил по Божественному его промыслу вочеловечиться, побеждена всяческая смерть». Симон сказал: «Не стану тебя долго слушать, Петр, а велю сейчас своим ангелам, чтобы, придя, отомстили тебе за меня». Петр сказал: «Не боюсь я твоих ангелов, это они больше меня боятся из-за силы Господа нашего Иисуса Христа». Нерон сказал: «Не боишься ли, Петр, Симона, который божество в самом себе подтверждает делами?» Петр сказал: «Царь, в том есть божество, кто познает тайны сердца. Пусть он мне скажет сейчас, о чем я думаю или что полагаю в уме моем. Но прежде, чтобы он не солгал, открою тебе, чтобы он не осмелился солгать, о чем я думаю». Нерон сказал: «Подойди сюда, на ухо скажи мне, о чем ты думаешь». Петр сказал: «Вели тайно принести ячменный хлеб и дать мне». И вновь сказал Петр Симону: «Скажи мне, о чем шла речь?» Симон сказал: «Знай, царь, что мыслей человеческих не ведает никто, кроме одного Бога». Петр же сказал: «Тогда ты, называющий себя сыном Божьим, скажи, что я думаю, или сообщи, что я сейчас тайно совершил» (а Петр благословил ячменный хлеб, который получил, и, разломив, справа и слева держал в руках). Тогда Симон, не сумев ответить апостолу, закричал, говоря: «Пусть выйдут огромные псы и сожрут его перед кесарем!» И внезапно появились огромные псы и бросились на Петра. Петр же, воздев руки для молитвы, показал псам благословленный хлеб, увидев который, они тотчас же исчезли без следа. Тогда Петр, отвечая, сказал Нерону: «Вот, царь, показал я тебе, что Симон является волхвом, обманщиком не только в словах, но и в делах: ангелы, которых на меня, посрамленный, послал, оказались псами, чтобы засвидетельствовать тем, что не ангелов божественных имеет, а бесовских псов». Тогда Нерон сказал Симону: «Что же, Симон, думаю, что они победили». Симон сказал: «Вот и в Иудее, и в Палестине, и в Кесарии поступил он со мной так же». Тогда Нерон сказал Павлу: «Почему ты ничего не говоришь, Павел?» И, отвечая, Павел сказал: «Знай, царь, что, если позволишь этому волхву такое делать, большая в отечестве твоем будет беда и царство твое у тебя отнимется». Нерон сказал Симону: «Что ты на это скажешь, Симон?» Симон сказал Нерону: «Если не откроюсь и не покажу себя богом, пусть никто не воздаст мне чести по достоинству». Нерон сказал: «Так что же ты медлишь, не покажешь себя, чтобы эти люди были отданы на муку?» Симон сказал: «Вели сделать высокую колонну из дерева, чтобы я, взойдя на нее, повелел моим ангелам, появившись, вознести меня у всех на виду к отцу моему небесному. Когда же эти не смогут такого совершить, разоблачат себя как невежественные люди». Нерон сказал Петру: «Слышишь, Петр, что сказал Симон? Это покажет, какую он имеет силу, если он является нашим богом». Сказал Петр: «Могущественный царь, если хочешь, можешь убедиться, что он полон бесов». Нерон сказал: «Что это вы проводите время в разговорах! Завтра же испытаю вас». Симон сказал: «Если думаешь, добрый царь, что я волхв, прикажи меня обезглавить в темном месте и, если в третий день не воскресну, считай меня волхвом, если же воскресну, считай меня сыном Божьим».
И приказал царь в темном месте его обезглавить. Симон же своим волхвовским искусством сделал так, что вместо него обезглавили барана. На время же, пока не был обезглавлен баран в темном месте, имел он облик Симона. Обезглавивший его, заметив это и вынеся голову на свет, обнаружил, что она баранья, но царю сообщить не смел, чтобы тот не истязал его. Приказал он, чтобы это было втайне, потому и Симон сказал: «В третий день воскресну». После того как забрал он баранью голову и тушу, осталась загустевшая кровь. И в третий день появился он перед Нероном, говоря ему: «Найди кровь мою, пролившуюся, когда я был обезглавлен и, как говорил, в третий день воскрес». И когда Нерон сказал: «Завтра вас испытаю», обернулся он к Павлу, говоря: «Почему ты ничего не говоришь?» Отвечая, Павел сказал: «Не слушай этих слов, царь, потому что Симон – обманщик и волхв и хочет привести к гибели душу твою и царство твое, как египетские волхвы Ианний и Иамврий обманули фараона и его войско, так что они погрязли в море. Так и Симон по наставлению отца его дьявола вселяет во многих людей злобу и многих соседей соблазняет покушением на твое царство. Я же надеюсь, что силой Господа моего Иисуса Христа скоро откроется, кто он такой. И насколько собирается вознестись на небеса, настолько же погрязнет в глубине адовой, где плач и скрежет зубов».
Нерон сказал: «Каково учение Христа, твоего учителя?» Сказал Павел: «Учение моего учителя, о котором ты спрашиваешь, принимают не все, но только чистые сердцем и приступающие к нему с верой, сколько ни есть их, смирению и любви – этому научил Господь. И я от Иерусалима и до Иллирии претворял слова мира, как научился у него. Научил возвышать друг друга почитанием; имеющих богатство – не возноситься, не надеяться на тленное богатство, но на Бога возлагать свою надежду; убогих – радоваться в своем убожестве. Отцов научил воспитывать своих детей в страхе Божьем, детей – внимать родителям в учении о спасительном пути. Научил же неверующих веровать в Церковь, в единого Бога Отца Вседержителя, невидимого и непостижимого, и в Сына его единородного Господа нашего Иисуса Христа. Это мое учение не от человека, не через человека, но было мне дано Иисусом Христом, говорившим со мной с небес. И он послал меня на проповедь, сказав мне: «Иди, потому что я с тобой, и все, что ни скажешь или сделаешь, я оправдаю»«.
Услышав это, Нерон пришел в ужас и, обернувшись к Петру, сказал: «Ты что скажешь?» Петр же сказал: «Все, что говорил Павел, правда, потому что прежде от наших епископов со всего света получил я множество сообщений о его делах и речах, что, когда был он гонителем веры, говорил ему с небес голос Христа и научил его истине, ведь был он врагом нашей веры не из зависти, а ради истины. Были ведь и до нас лжехристы и лжепророки, и лжеапостолы, приходившие, как и этот Симон, в священническом облике, начиная извращать собою истину. Лучше же обратиться к этому мужу, познавшему впоследствии тайны закона Божия, по которому он стал защитником истины и гонителем лжи, потому что гонение его было ныне не из зависти, но в защиту закона. Эта же Истина воззвала с небес и сказала: «Я Иисус Христос, которого ты гонишь. Перестань гнать меня, так как я – Истина, потому, борясь, подумай». Когда же он понял, что это так, то, оставив то, что защищал, начал защищать этот спасительный путь, который прежде подвергал гонению, который является путем истинным для целомудренно по нему ходящих».
Когда же Петр это произнес, Симон сказал Нерону: «Знай, добрый царь, что эти двое сговорились против меня, потому что я – истина. Эти же замышляют враждебное мне». Петр же сказал: «Никакой истины в тебе нет, а все, что ты говоришь, ложно». Симон сказал: «Добрый царь, эти люди смутили и пленили твой ум». Нерон сказал: «Так и ты мне о самом себе еще ничего не засвидетельствовал». Сказал Симон: «Сколько добрых дел и знамений мной тебе показано, удивляюсь, как ты можешь от меня отречься!» Нерон сказал: «Я от тебя нисколько не отрекаюсь, но, раз спрашиваю, отвечай мне». Симон сказал: «Больше не скажу тебе ничего». Нерон сказал: «Потому что ты лжешь – вот из-за чего ты это говоришь, и впредь считаю тебя ничтожеством, потому что нашел тебя во всем лживым. И зачем много говорить, если вы трое во всем из меня сделали глупца, раз не могу выяснить, в кого верить». Петр сказал: «В единого Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, о котором мы проповедуем, «создавшего небо и землю, и море, и все, что в них»; который истинный Царь, и царству его нет конца». Нерон сказал: «Кто этот царь?» Павел же ответил: «Господь Спаситель всех народов». Симон сказал: «Я – тот, о котором вы говорите и не знаете, Петр и Павел, но не отвечу вам, потому что вы хотите, чтобы я вас подверг мучению». Петр сказал и Павел: «Пусть никогда тебе не будет добра, Симон, проклятый наследник всего зла!» Симон сказал: «Слушай, кесарь Нерон, чтобы узнать, что эти – лжецы, я же – с небес послан. Завтра опять туда поднимусь, чтобы веривших в меня сделать счастливыми. На этих же, осмелившихся от меня отречься, покажу свой гнев». Петр же и Павел отвечали: «Нас некогда Бог позвал в славу свою, ты же стараешься войти с дьяволом в вечную муку». Симон сказал: «Послушай меня, добрый царь, прогони лишь от себя этих безумных, чтобы, когда взойду на небеса к отцу моему, был бы я тебе помощником». Нерон сказал: «Как узнаю я о том, что ты взошел на небо?» Симон сказал: «Вели сделать мне высокую деревянную колонну из больших бревен, как говорил я тебе и раньше, чтобы, когда я на нее поднимусь, обрели меня в воздухе мои ангелы, потому что среди грешников, подобных этим, живущим на земле, не могут они свободно прийти ко мне».
Тогда Нерон велел на Марсовом поле поставить высокую колонну. И все военные люди и все сановники сошлись на зрелище. И велел Нерон привести Петра и Павла. Сказал им: «Ныне должна выясниться истина». Петр же и Павел сказали: «Не мы с ним спорили, а Господь Иисус Христос, Сын Бога живого, которым он сам себя посмел назвать». Тогда Павел сказал Петру: «Мне должно преклонить колени и молить Господа Бога, тебе же должно смотреть вверх и видеть, что он сделает, поскольку Господом нашим Иисусом Христом ты был избран апостолом раньше». И, преклонив колени, блаженный Павел усердно молился Господу нашему Иисусу Христу. Блаженный же Петр, посмотрев на Симона волхва, сказал ему: «Заканчивай то, что начал, потому что приблизилось твое обличение и наше возвышение, так как вижу Господа моего Иисуса Христа, призывающего нас». Нерон сказал: «Куда вы хотите идти без моего повеления?» Петр же сказал: «Туда, куда позовет нас Господь наш Иисус Христос». Нерон сказал: «Кто ваш Бог?» Сказал же Петр: «Иисус Христос, который, я вижу, призывает нас». Нерон сказал: «Неужели и вы хотите подняться на небеса?» Петр же ответил: «Туда, куда изволит тот, кто нас зовет». Симон же сказал: «Чтобы из этого ты понял, царь, что они обманщики, поднявшись на небеса, пошлю к тебе моих ангелов и сделаю так, чтобы ты пришел ко мне». Нерон сказал: «Сделай немедля, потому что хочу достоверно узнать то, о чем ты говоришь».
Тогда Симон перед всеми поднялся на колонну и, подняв руки, увенчанный лавровым венком, начал летать. Нерон же, увидев летящего человека, сказал Петру: «Правдивый человек Симон, ты же и Павел – обманщики». Сказал же ему Петр: «Сейчас поймешь, царь, что мы истинные ученики Христа, этот же не Христос, а волхв и злодей». Нерон сказал: «Вы еще противитесь? Вот вы уже увидели, как он восходит на небо!» Тогда Петр, посмотрев на Павла, сказал: «Поднимись, Павел, и смотри». Поднялся Павел весь в слезах и увидел летящего Симона. Сказал: «Зачем ты остановился, Петр? Заканчивай то, что начал, потому что призывает нас Господь наш Иисус Христос». Нерон же, услышав, что они говорят, рассмеялся и сказал: «Они увидели, что побеждены, и лгут». Петр же сказал: «Сейчас поймешь, что мы не лжецы». Сказал же Павел Петру: «Сделай до конца то, что делал». Тогда Петр, посмотрев вслед Симону, сказал: «Вас, ангелы сатанинские, носящие Симона по воздуху для обольщения сердец неверующих людей, заклинаю Богом, создавшим все, и Господом Иисусом Христом, которого в третий день воскресил из мертвых: отныне не носите его больше, но отступитесь от него!» Будучи отпущен, тотчас же упал он на место, называемое Сакра Виа, что значит «человеческий путь», и разбился на четыре части о четыре каменные доски, окровавленные, гладкие и черные, которыми настилают дороги. И пишущие во свидетельство апостольской победы есть и до сегодняшнего дня.
Тогда Нерон, исполнившись ярости, схватив Петра и Павла, велел заключить их в темницы. Тело же Симона велел под всяческим присмотром сохранять три дня, ожидая, что в третий день он воскреснет. Сказал же ему Петр: «Этот уже не воскреснет, поскольку по-настоящему умер и на вечную муку осужден». Тогда Нерон Петру сказал: «Кто велел тебе совершить это жестокое дело?» Петр отвечал: «Гордыня его и коварный ум, и богохульство его привели его к гибели, так же как и те, кого он совратил, попадут с ним в огонь вечный, где и отец их дьявол». Тогда Нерон, разгневавшись, сказал: «Этими ли словами хотите меня переспорить? Потому и я вас жестоко погублю». Петр же сказал: «Будет же не то, что ты хочешь, а есть нужда исполнить то, что назначил Христос». Тогда Нерон сказал епарху Агриппе: «Приказываю, отправившись в местность Навмахию, бить их железными палками и всех, им подобных, жестоко казнить». Епарх Агриппа сказал: «Добрый царь, не следует их жестоко истязать как нечестивых». Нерон же сказал: «Почему?» Агриппа сказал: «Потому что Павел не виноват, а Петр виноват в том, что совершил убийство, он и есть нечестивый». Нерон сказал: «И мне так угодно. Следует Павлу отрубить голову, Петра же как совершившего убийство прикажу распять на кресте». Агриппа сказал: «Ты рассудил царственно». Петр же и Павел, получив решение, вышли от Нерона.
Когда Павла вели из города связанным, чтобы обезглавить, и воины знатного рода, стерегущие его, вышли из ворот примерно на один полет стрелы, встретила их одна благочестивая женщина. И, увидев Павла, которого вели заключенным в железные оковы, она над ним сжалилась и горько расплакалась. Звали ее Перпетуя, она была одноглазой. Павел, увидев, что она плачет, сказал ей: «Дай мне, женщина, твою головную повязку, а когда возвращусь, я тебе ее отдам». Сняв, она тут же дала ему повязку. Воины же говорили ей: «Женщина, почему ты хочешь потерять свою повязку, разве ты не знаешь, что он идет на казнь?» Перпетуя же сказала им: «Заклинаю вас спасением кесаря, этой повязкой завяжите ему глаза, когда будете рубить голову», – как они и сделали. Обезглавили его в местности, называемой Аквэ Салвиэ, у соснового дерева. И тотчас по велению Бога до возвращения воинов получила женщина повязку с каплями крови на ней. И, когда она ею повязалась, тотчас же прозрел ее глаз.
Когда воины, которые вели святого Петра, пришли распять его, сказал им блаженный Петр: «Поскольку Господь мой Иисус Христос, который пришел с небес на землю, прямо на крест вознесся, мне, которого Он сподобил быть призванным с земли на небо, подобает, чтобы крест мой явил мою голову у земли, а ноги мои направил на небо» и «Так как я недостоин, – сказал, – так быть на кресте, как и Господь мой, переверните мой крест». И тотчас же перевернули его, ноги же его пригвоздили вверху.
Сошлось же бесчисленное множество людей, гневающихся на кесаря, исполненных ярости до того, что хотели его сжечь. Петр же запрещал им, говоря: «Несколько дней назад, позванный братьями, уходил я и видел Господа моего Иисуса Христа, и поклонился ему. Я сказал: «Господи, куда идешь?» И он сказал мне: «В Рим иду еще раз распяться». Когда же я пошел потом вслед за ним, то возвратился вновь в Рим, и он сказал мне: «Не бойся, потому что я с тобой, пока не введу тебя в дом Отца моего». Поэтому, детушки мои, не прерывайте пути моего, так как ноги мои уже идут на небеса. Не скорбите же, а лучше радуйтесь со мной, потому что сегодня получаю плод моих трудов». И, сказав это, помолился так: «Благодарю тебя, добрый пастырь, что удостоил меня этого часа, но молюсь тебе, чтобы овцы, которых ты мне вверил, не остались без тебя, истинного Бога, для которого я трудился, чтобы мне их уберечь». И, сказав это, предал дух.
Тотчас же явились святые мужи, которых никто никогда прежде не видел, ни потом увидеть не сможет, которые говорили: «Мы пришли из Иерусалима». И вместе с Маркелом, мужем знатным, что веровал во Христа, оставив Симона, последовал за Петром, верные взяли тайно тело святого Петра и положили его под терпентином возле Навмахии в местности, называемой Ватикан.
Те же три воина, отрубив голову Павлу, через три часа в тот же день пришли с печатью к царю. И встретила их Перпетуя, и сказали они ей: «Женщина, вот не послушалась ты нас и погубила свою повязку». Она же им сказала: «И повязку свою получила, и прозрел мой слепой глаз. И жив Господь Павла, и я в него верую, и молю его, чтобы удостоилась я быть его рабой». Тогда воины, имеющие печать, узнав повязку и увидев, что ее глаз прозрел, вскричали громким голосом все как один и сказали: «И мы рабы Владыки Павлова!» Пойдя во дворец, Перпетуя известила царя Нерона, говоря: «Воины, обезглавившие Павла, говорят: «Больше не вернемся во дворец Нерона, потому что веруем во Христа, о котором проповедовал Павел, и являемся христианами»«.
Тогда Нерон, исполнившись ярости, велел Перпетую, рассказавшую о воинах, стеречь в темнице в железных оковах. Воинов же велел – одного обезглавить, а двоих других – побить камнями за воротами на расстоянии одного поприща от города. Перпетуя же охранялась в темнице.
Была благоговейная дева Потентиана, давшая обет оставить родителей и все богатство своего отца и быть христианкой. Сошедшись с ней, Перпетуя рассказала ей все о Павле и еще сильнее подвизалась в вере Христовой. Жена же Нерона была сестрой Потентианы, и та сообщила ей тайно слова о Христе, что верующие в него узнают вечную радость, и все, что здесь, временное, а то, что там, – вечное, – так что и она бежала из дворца с другими, бывшими там с ней. Тогда Нерон мучил Перпетую многими муками, а напоследок велел, привязав ей на шею большой камень, сбросить ее со скалы. И так предала она дух свой с помощью Господа. Лежат же мощи ее в Номентанских воротах. Потентиана же – и она претерпела много судилищ. Напоследок же, раскалив железную решетку, положили ее на нее, и так предала дух свой.
Святые же мужи, сказавшие: «Мы пришли из Иерусалима», которых никто прежде не видел, сказали всем людям: «Радуйтесь и веселитесь, потому что удостоились иметь великих отцов – святых апостолов и друзей Господа нашего Иисуса Христа. Увидите, что этот нечестивый царь Нерон по смерти святых апостолов больше не будет владеть царством». Случилось же потом Нерону быть ненавидимым всеми его воинами и римскими людьми, так что даже осудили бить его немилосердно до тех пор, пока не испустит дух. Когда же Нерон это услышал, напал на него страх и великий трепет и бежал так, как будто его там и не было. Иные говорили, что, скитаясь, бегая по ущельям, погиб он от голода и жажды и был съеден волками. Тела же святых апостолов были взяты восточными людьми. Внезапно было большое землетрясение в городе, и римские люди, устремившись, обрели их в местности, называемой Катакомбы, на расстоянии трех поприщ от города по Аппиевой дороге. Здесь хранили тела святых апостолов один год и шесть месяцев до тех пор, пока не создали им храм в достойном месте, где лежит тело святого апостола Петра в местности, называемой Ватикан, возле Навмахии. С великими почестями и непрестанными песнопениями положен был святой Павел на расстоянии двух поприщ от города по Остийской дороге, где по их молитвам многим людям даются исцеления именем Господа нашего Иисуса Христа. Окончилось же течение жизни святых апостолов Петра и Павла месяца июня 29, а трех воинов месяца июля 2, святых же Перпетуи и Потентианы того же месяца восьмого по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, которому слава, честь, сила с Безначальным Отцом, Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.