Третье послание князю Константину Острожскому
ПИСЬМО КНЯЗЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО КНЯЗЮ ВОЕВОДЕ КИЕВСКОМУ
Не могу понять, как такое могло случиться с вашей милостью. Прислал мне ваша милость книгу, написанную сыном Дьявола, сочиненную явным врагом нашего Христа, а правильнее сказать, помощником Антихриста и его верным слугой! Неужели мне, правоверному христианину, своему названному брату, ваша милость шлет это в качестве подарка! О, беда, воистину достойная слез! О, горестная печаль! В какие дерзости и глупости окунулись христианские начальники, если не только не боятся кормить и прятать в своих домах таких ядовитых драконов, но и считают их защитниками веры и своими помощниками. А что удивительнее всего – считают своими духовными этих духовных бесов! Поручают им защищать Божью церковь и повелевают писать книги против полуверных латинян! О, наша слепота и безумие! Пророк говорит: «Идут времена, когда будут люди спотыкаться в полдень, словно во тьме, и днем будут ощупывать стену, словно слепые».
Кто когда-либо слышал или видел, чтобы волка поставляли сторожем для овец, а ядовитого змея назначали опекуном для детей? Призывать на помощь и делать своими защитниками последователей Павла Самосатского и Фотина, этих древних, давно уже проклятых и поверженных еретиков, после которых церковь снова уже просияла догматами правоверия, – это не просто странно, но в тысячу раз хуже! Ведь эти их последователи, нынешние еретики, не только подобно Арию отделяют сущность Божьего Сына от сущности Отца, но и опровергают его предвечное рождение, воспринятое от Отца, и связывают его начало с Марией; словам же пророков и проповедям апостолов о его предвечном рождении они не верят и осмеивают их самым скверным образом! А имя Сына Божьего употребляют, чтобы во время бесед с теми из наших, кто попроще да поглупее, скрывать этой худой правдой свою злостную неправду, словно медом смазывая свой смертоносный яд, и использовать его подобно рыболову, насаживающему на крючок приманку для рыб. На самом же деле они считают, что Сын Божий такой же, как Аарон, Самуил и другие люди – смертный человек.
О, мой превозлюбленный государь! Неужели не устыдишься и не усрамишься своего Христа, Сына Божьего, предвечного, совечного и равного Отцу, умершего за нас плотью и искупившего твои грехи своей очищающей мир кровью? Дружить с такими и общаться, и призывать их на помощь – это значит не только не прислушиваться к сказанному пророками и апостолами, но и погнушаться ими, ибо вот что говорит пророк: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне»; а великий апостол восклицает: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей и происков неверных», «ибо худые сообщества, – говорит, – развращают добрые нравы»; и еще: «Не прикасайся, – говорит, – не вкушай того, что истлевает от употребления». А твой любимец Мотовилло, мало того что всюду в своей нечестивой книге излагает неверно, а прежде всего невежественно и искаженно, слова пророков, но еще и утверждает в заключении ее, что не было еще пришествия Христа и оно только ожидается, и устанавливает для своих верных срок в тысячу лет, чтобы жить растленной жизнью, есть и пить, и наслаждаться под виноградной лозой. Но ведь даже малым детям известно: где еда и питье – там и истекание в оба прохода, где истекание – там и тление, а где тление – там и деторождение. Вот новый Магомет! И даже хуже Магомета со своими нечестивыми догматами о Христе, потому что даже у Магомета в Коране не найти подобных ругательств на Христа и Богородицу, которых он наполовину признает.
А мог бы ваша милость ту книгу, наполненную ругательствами и смертоносным ядом, дать своему Алексею, обладающему удивительной святостью и способному умело и по достоинству ответить на такие ядовитые, полные гнусных и нечестивых слов, речения. А мне, твоему верному слуге и другу, зачем нужен в доме этот навоз – ведь люди обычно вывозят навоз из дома? А точнее, зачем нужна эта душевная неизлечимая гангрена, а по-вашему «канцер», заразный и неизлечимый, который уже поразил почти всю Волынь, и она неизлечимо больна, развращаемая скверными догматами? Я бы мог, выбрав немного из слов пророков и апостолов, опровергнуть бред этого нового Фотина; но напрасно и впустую, мне кажется, были сказаны слова премудрого Соломона о том, что не подобает беседовать с безрассудным, а тем более с полным безумцем; и слова апостола Павла к Тимофею: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» – то есть, отвращайся того, кто, отбросив всякий стыд и совесть, не заботясь ни о ком, считая себя умнее всех премудрых святых учителей, не признавая их учений и не имея никакого страха Божия, проповедует свои бессмысленные или бесстыдные рассуждения по поводу римских епископов, которых он считает и называет, как свидетельствуют их слова, епископами Антихриста, а это странно и смешно всякому, кто имеет ум.
Эту книгу я отослал вашей милости в полном виде. А написать вашему величеству решился потому, что знаю тебя как князя, происходящего из святого христианского рода, как защитника праотеческого благочестия, да к тому же умного и достаточно опытного в догматах правоверия мужа. Может быть и больно, и жестоко тебе покажется, но ты стерпи слова верного друга, напоминающего тебе сказанное мудрецом: «Лучше укоризны от любящего, чем лживые поцелуи врага»; и в другом месте: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя», и далее: «Дай наставление мудрому», то есть напомни, «и он с благодарностью приумножит знание», и прочее. Так не прогневайся, мой любимый государь, за дерзость и прими с достойной Христа кротостью от меня, твоего верного слуги, это послание, написанное во имя духовной любви. И обрадуй Христа, твоего Бога и нашего общего царя: перестань дружить с этими его хитрыми и злыми врагами, потому что не может быть другом царя тот, кто дружит с его врагами и прячет их у себя за дверями, этих змей. Трижды прошу тебя: вспомни ревностное благочестие твоих праотцев и остановись, отошли их к подобным им, «не вкушай, не прикасайся к тому, что истлевает от употребления», – если хочешь, чтобы помощь Христа была в твоем доме. Отошли, повторяю, злых и коварных ругателей и будешь им благословен и возлюблен вместе со всем твоим княжеским домом и в нынешнем веке, и в будущем. Аминь.