Послание княгине Чарторыйской

ПИСЬМО КНЯЗЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО КНЯГИНЕ ИВАНОВОЙ ЧАРТОРЫЙСКОЙ
Дорогой госпоже высокого и светлого рода, прославившейся святостью своего правоверия и чистотой своего вдовства, наш низкий поклон. Здоровья тебе и твоим любимым детям!
Приносим тебе большую благодарность за то, что твоя светлость написала нам о своем сыне, который, имея страх Божий и пребывая твердо в отеческом правоверии, хочет изучать Священное Писание. Удивительнее всего то, что уже в таком юном возрасте он стремится к этому, следуя Христу, который сказал: «Исследуйте Писания, в них вы найдете жизнь вечную». Именно благодаря такому старанию в юношеские души с ранних лет вселяется благодать, и когда они достигают зрелого возраста, то из них получаются великие и знаменитые мужи. Если они не становятся по своей воле чревоугодниками, то, будучи сыновьями света и являя собой образец добродетели, они посвящают свою жизнь защите церкви, во славу своих великих родов. Господи Иисусе Христе, Бог наш! Сделай, чтобы этот младенец стал таким!
А что касается твоего желания, о котором твоя милость нам писала, чтобы послать его в Вильну на учебу к честным пресвитерам римского ордена иезуитов, то это твое желание похвально. Но все же не хочу, будучи твоим слугой и другом, во всем доброжелательным тебе, скрыть от тебя то, что уже многие родители как княжеского происхождения, так и из шляхты и почтенных горожан отдали им (как я слышал от некоторых) своих детей обучаться свободным наукам. Но те сразу же почти всех их, еще не достигших зрелого возраста, ничему не научив, убедили хитростью перекреститься в свое полуверие и отлучили от правоверия, как сделали они это с сыновьями князя Крошинского и с другими. И поэтому многие родители своих детей от них тотчас же забрали: ведь иезуиты большие враги нашего правоверия и ненавидят его, а четырех патриархов и всю восточную церковь называют схизматиками, то есть раскольниками, являясь в действительности сами вместе с их папой и кардиналами настоящими схизматиками. А пишу я это не потому, что их ненавижу или завидую им, – это не так, а чтобы предостеречь тебя и чтобы ты знала правду о том, что происходит.
Но, однако, и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст, и многие другие знаменитые мужи уезжали из своих родительских домов к языческим философам в Афины, чтобы изучать там свободные науки. И они нисколько не растеряли своей душевной праведности и не отступили от праотеческого правоверия, а украсились душевной красотой и вернулись в отечество, словно большие корабли, наполненные драгоценнейшими товарами. А Иоанн Дамаскин и Козьма Песнопевец были обучены всем этим свободным наукам в доме их отца учителем, которого он для них нашел. И вот, Иоанн Дамаскин настолько хорошо изучил философию, как естественную так и нравственную, что равных ему не было. Но все это я оставляю, и пусть ваша милость обсудит это со своими друзьями.
А то письмо, которое мы написали для одного нашего брата и в котором, защищая наше правоверие, постарались отчасти опровергнуть дерзости этих иезуитов, я переписал и посылаю вашей милости в качестве небольшого подарка, и пусть ваша милость соизволит принять его от меня с присущей святой вдове кротостью. Что касается той книги, о которой ты мне пишешь, то у меня ее с собой нет, она в Ковеле; она нам очень полезна и необходима, а особенно юным отрокам, и я пошлю ее вашей милости, чтобы твой сын ее прочел, а если понравится – то и переписал. Переписав же, пусть ваша милость соизволит мне ее вернуть, ибо и нам самим она очень нужна. Прошу также вашу милость то письмо против иезуитов, которое я переписал скорописью и послал вашей милости, не давать ни читать, ни переписывать иноверным, потому что оно предназначено только для правоверных.
А затем прошу, чтобы ваша милость меня в своих молитвах не забывала.