Первое послание Кузьме Мамоничу
ПИСЬМО АНДРЕЯ КУРБСКОГО КУЗЬМЕ МАМОНИЧУ
Господину и любимому моему брату пану Кузьме с женой и с детьми, и со всем домом мой всегдашний искренний привет.
Слышал я от многих благородных людей, в том числе и от вашей милости, и от пана Петра, о том иезуите, который извергал многочисленные ядовитые слова на нашу святую и непорочную веру, обзывая нас схизматиками. Но ведь это они сами явные схизматики, пьющие из источников, замутненных их папами, которые изобретают новые мудрствования и являются совершенно очевидными отступниками от постановлений семи великих святых вселенских соборов, в которых участвовали не только епископы наших восточных церквей, но и их прежние святые западные папы. Именно об этом с Божьей помощью постараемся говорить. Но только со своими! А если придется говорить с ними, то необходимо только помнить о том, чем они наших, слабых в Писании, устрашают, говоря им: «Тот, кто не подчиняется Риму, не может быть уверен в своем спасении». Это их ложное устрашение легко обличается. Только наказывайте нашим, чтобы они без ученых с нашей стороны не участвовали в спорах с ними и не ходили бы к нам на проповеди, ибо, как сказал апостол, коварные беседы развращают добрые нравы. А что может быть коварнее того, чтобы правоверных, придерживающихся семистолпных догматов, ругать и срамить, путать их с еретиками – с последователями Лютера, Цвингли и Кальвина, и с другими нечестивыми богохульниками, и уводить их, не стыдясь, от правоверия, апостольских догматов и от истинного богословия, приводя к полувере и к хромой теологии? И этого, считают, им еще мало! Худшее к худшему добавляют: начинают по второму разу крестить уже крещенных во имя триединого Бога и помазанных мирром радости и елеем милосердия, забыв заповеди своего Христа и его апостолов, и прежде всего постановления великого третьего собора, особенно же ту главу, в которой ясно написано: «Исповедую единое крещение во отпущение грехов». Они же, забыв обо всем, подставляют свои уши древнему еретику Донату, бывшему когда-то в Итальянской земле и которому с большим трудом сумел противостоять их святой Августин, искореняя его учение.
Ради Бога, прошу вас, не пугайтесь и не удивляйтесь остроте их языка и их красноречию, то есть словесности, или изощренности. Изучать красноречие и использовать его, чтобы отстаивать истину – это весьма похвально. Но они, смешав красноречие с софистической диалектикой и добавив к этому еще хорошее произношение, обращают все это против правоверных, пытаются ниспровергнуть истину ораторским искусством, стремясь угодить своему папе, превознося и восхваляя грозных епископов, препоясанных оружием и предводительствующих воинскими полками в различных сражениях; наших же патриархов, по Божьему произволению убогих и нищих, но украшенных смиренной мудростью, претерпевающих различные мучения от безбожных турков, но непоколебимо сохраняющих догматы благочестия, бранят. О, какая досада, что не записали мы тех разговоров, которые вели с ними в присутствии вашей милости у меня на обеде около года назад! Потому что тогда мы спокойно возражали им при помощи Священного Писания на их новые измышления, то есть: их мнение о происхождении Святого Духа; их различные переводы Библии; летосчисление от сотворения мира; и в-четвертых, о верховенстве их папы – чем они теперь устрашают правоверных.
И еще раз прошу вас, пусть наши не ходят часто на их проповеди без кого-либо опытного из наших и пусть не пускаются с ними в споры, нарушая заповедь самого Господа, который сказал ангелу Фиатирской церкви устами Иоанна Богослова следующее: «Вам же и прочим находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас много бремени; только то, что имеете, держите, пока приду». А если Богу будет угодно, то мы к вам поспешим вместе с тремя достойными свидетелями: с Дионисием Ареопагитом, с Иоанном Златоустом и с Иоанном Дамаскиным, а также с другими святыми прежними учителями, которые явно обличают их новоизмышленное богословие, содержащее выдумки о происхождении Святого Духа. Об этом более, чем о других их раскольнических вещах, трудно спорить с ними по причине их упрямства.
Если вашей милости это посланьице покажется важным, то прочти его в доме пана Зарецкого, а также всем виленским жителям, хранящим правоверие. А меня, многогрешного, в любви своей и в молитвах перед Богом не забывай. Аминь.