Первое послание Вассиану Муромцеву

ПОСЛАНИЕ КНЯЗЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО В ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ К НЕКОЕМУ СТАРЦУ ОБ ОТРЕЧЕННЫХ ПИСАНИЯХ, «КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ СРЕДИ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ»
Подобному бесплотным ангелам, искуснейшему среди равных радоваться.
Уже просмотрел я некоторые слова из книги Рай, которая встречается в Божьих церквях и послана ко мне вашей святостью, и думаю, что это название даже не вполне достаточно, потому что она не только уподоблена небесной красоте, но и украшена различными прекраснейшими словами, и укреплена священными догматами.
Прочел я в ней одну повесть, называемую Никодимовой. И не нашел в ней ничего, что не было бы сказано пророками, или того, о чем не слышали бы мы от апостолов, что не соответствовало бы евангелистам или противоречило бы свидетельствам великих учителей. И слышал я от Иезекеиля о колеснице на четырех колесах, и колеса ее скрипят, издают звук. И из псалмов Давида я также слышал предсказание об этой колеснице, управляемой тысячами учителей и несущей многие тысячи верных к небесным обителям. И вот, через годы, действительно появилась эта предсказанная колесница, удивительнейшим образом созданная четырьмя художниками и укрепленная силой Святого Духа. Колеса ее, хоть и создавались в разных городах, согласуются в своем движении друг с другом, поскольку она послана на землю самим Богом и небесными силами. От звука, издаваемого ею, сотряслась вселенная, разбежались дьяволы, сокрушились идолы, исчезли нечестивые, был посрамлен велиар, и тогда во всех концах вселенной проповедовалась и утверждалась истина о триедином Боге, и люди стали подобны ангелам, а земля небесам. При удивительнейшем звуке ее речи замолчали цари, приложив палец к устам, а могущественные властелины, владеющие многими землями, в страхе и трепете склонились и уверовали радостно и всем сердцем тому, кто был поруган, попран и распят ради нас, но не тому, которого почтил Корсур, расстилая перед ним ковер. Думаю, что достаточно и четырех колес для восхождения на небеса, а в пятом нет нужды. «Колеса эти – слова и свидетельства, и нет языка, нет наречия, где не слышался бы голос их, и до пределов вселенной слова их».
Великий Петр, которому Христос оказал великую честь и вручил ключ от рая, вынужден был замолчать и даже назван сатаной, когда он прекословил Христу, предрекающему свое скорое поношение, бесчестие и смерть. А от народа, желающего поставить его царем, Господь уходит: тем более во время самого мученичества он отвратился бы от чьих-либо почестей.
Воистину, это сочинение является ложью и неправдой, и написано оно невеждой и лжецом. Эти лживые измышления я встречал уже раньше, написанные по-польски. Присмотрись и сам внимательно к этому пустословию: ведь он не только неверно использует Священное Писание для доказательства своих измышлений, но и пишет о многих неслыханных, противоречащих друг другу вещах. Сравни описание ночи страстей Христовых и всего его искупительного мученичества с тем, что сказано об этом в благовествовании от Матфея и Луки, а также в благовествовании Сына Грома, сделавшего почти полное описание козней евреев против Христа и сообщившего то, о чем не сказано у трех других евангелистов. Об этом говорит и Златоуст.
Прошу, надеясь на присущую тебе, святому отцу, кротость и на твою любовь, не гневаться на меня. По своему худоумию и жестокосердию осмелился я написать тебе, как премудрому отцу – по слову сына Вирсавии и правнука Седека. Если покажется тебе мое писание плохим, то порви его и сожги. Пусть всякий понимающий понимает это как хочет. Но уклоняющихся в отступничество Господь поведет вместе с творящими беззаконие. Только пусть не случится это со всеми православными, Господи, особенно с теми, кто очистился и удостоился благочестивого жития. Аминь.
Хотел я опровергнуть и другие места этой повести, да устыдился и устрашился твоей высоты и светлости, честности твоего святоотеческого преподобия. Вы ведь, пребывая среди невидимого воинства, можете гораздо лучше нас, мирских, протолковать написанное и знаете гораздо больше нас. И очень прошу помолиться за меня, грешного, потому что все больше напастей и бед вавилонских обрушивается на нас.
Смотри в конце этого писания, что говорит благочестивый муж, узнавший о клевете и замыслах на него великого князя, стремящегося его убить, и что он пишет о том, каким образом он старается избежать этой несправедливой смерти.