Ответ о правой вере
ОТВЕТ О ПРАВОЙ ВЕРЕ
Андрей Ивану многоученому предлагает ответ о правой вере.
Услышал ты от одного юноши Символ веры на греческом языке и, задумавшись, сказал: «Неполон он, дескать, и несовершенен, поскольку в нем говорится, что Святой Дух исходит только от Отца, а от Сына не исходит. Вот новый вымысел греческой церкви, ибо на Никейском соборе утверждено, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына». Именно это я слышал от тебя, мудреца. Вот мой ответ с помощью трисиянного, безначального, триединого Божества на твои слова: «Неполон, несовершенен». Что может быть совершеннее сказанного о догмате Святого Духа самим Господом, который засвидетельствовал в своем Евангелии через Сына Грома следующее: «Когда придет утешитель, истинный Дух, исходящий от Отца», – то есть сияющий вечно, – «и он будет свидетельствовать обо мне»? И немного выше: «Я, – говорит он, – умолю Отца, и даст вам другого утешителя». То же сказал и божественный Лука в конце своего Евангелия: «И я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». А Петр, высший из учеников, которому сам Господь вверил ключ от ворот рая, говорит в Деяниях, обращаясь к евреям, которые удивляются сошествию Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».
Ново ли то, что сказал сам Господь Иисус Христос и проповедовали все апостолы об исхождении Святого Духа от Отца и о рождении предвечного Сына от пребезначального Отца? Им следует и божественный Дионисий Ареопагит, который принял учение от самого Павла, вознесенного на третьи небеса, и который пишет следующее в своем «Образном Богословии»: «Источником божества является Отец, Сын же и Дух являются порождениями Бога, если можно сказать, порожденные Богом отростки, словно цветы, и вышесущественные вещи, и свет принявшие от священных слов». Этим дано ясное указание нашему богословию – проповедовать предвечное исхождение Святого Духа от Отца, а также пребезначальное рождение Сына от Отца. Оба вечно от него, как от единого пребезначального начала исходят и пребывают отдельно в своих живоначальных ипостасях. А когда говорят, что Дух посылается и изливается через священные слова, то речь идет не о самой ипостаси, потому что ипостась Духа совершенна, присуща Отцу и Сыну. Бог есть Дух, он равен Отцу и Сыну; Бог не посылается. Вот что говорит Григорий Богослов против злонравного Македония: «Бог Отец совершенен в себе, также и Бог Сын совершенен в себе, также и Бог Святой Дух совершенен в себе. Это не три бога, а один Бог – святая Троица, нераздельная сущностью и естеством, разделяемая и познаваемая в свойствах и лицах через разные ипостаси. Или же, – говорит он, – избежим греческого многобожия, или не примем Савелиева слияния, как у иудеев».
Свойство ипостасей в их неизменности. Если попытаться изменить ипостась, то это уже не будет свойство. Все три ипостаси существуют одновременно и одинаковы по своему значению, несмотря на то что Отец и является причиной рождения Сына и исхождения Святого Духа. Причина же рождения Сына и исхождения Святого Духа неизвестна не только земным, но и небесным иерархам. Богоголосый Исайя сказал о Господе, что херувимы, глядя на него, трепещут и закрывают лица крыльями от сияния его славы.
О Духе, исходящем от Сына, богословы говорят то же, что и Павел: «дух Христа», но имеют в виду его слово, а не источник исхождения. Никейский собор 318-ти богоносных отцов, состоявшийся при Константине Великом, был направлен, как известно, всем правоверным против безумного христоборца Ария, который отделяет сущность Господа Иисуса Христа от сущности Отца. Именно по этой причине святители оставили свои престолы и собрались, чтобы искоренить это безбожное учение. Так и случилось. Удавили его жилами священных слов и предали вечной анафеме. И все тогда заботились о том, чтобы прославлять и проповедовать нашего Господа Иисуса Христа, присносущного Отцу и равного Святому Духу, а не так, как богохульствовал Арий. А о Святом Духе тогда не было споров. И был утвержден тогда ими святой Символ веры, который заканчивался словами: «и в Святого Духа».
Через много лет родилась ересь против Святого Духа, из-за которой император Феодосий Великий, видя, какие возмущения в мире и какие беды в православной церкви она производит, – поскольку даже сам патриарх царствующего города Македоний был главным еретиком, – созвал собор. По причине этой беды отозвал он от престолов архиереев-богословов со всех сторон света. Их предводителем был блаженный Дамас, папа римский. Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие великие святители, многие из которых были украшены епископским саном и даром чудотворства, и венцами мучеников, со всех концов вселенной собрались в Константинополе. И победили этого безбожного Македония с помощью священных слов, свергли его с престола и признали, что Святой Дух равен Отцу, но не сотворен, как об этом говорилось во вздорных речениях Македония, и не является некой силой, превосходящей силу ангелов. И поэтому в Символе веры добавили по поводу Святого Духа: «и в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего». Но не от Сына, как об этом говорит Формоз и вы, его новые последователи. Упорно тогда спорили все апостолоподобные святые с Македонием и его единомышленниками по поводу самой ипостаси Святого Духа, о том, что он постоянно исходит от Отца, а не изливается или посылается им. А ваш Карл, придя из Галлии вместе со своими мудрецами, и папа Фармоз, свернувший с праведного пути и уподобившийся Македонию, добавляют, вопреки древнему богословию, к Символу веры утверждение об исхождении Святого Духа и от Сына, а затем, принуждая следовать им, неверно толкуют евангельские слова и утверждают, что Христос якобы посылает Святой Дух и что апостол Петр говорит о том, что Христос изливает Святой Дух, воспринятый им от Отца. Вот поэтому они и говорят, что Дух исходит от Сына, не умея, а прежде всего не желая рассудить о том, что в соответствии с Символом веры Дух является совершенной ипостасью; они же называют его дарованием. И, упрямо настаивая на своем, говорят о нем не как об извечной сущности – ипостаси, а как о даровании. И, наострив свой язык силлогизмами Аристотеля, ополчаются против древнего богословия.
И еще вот что ты сказал: «Я, мол, не знаю что есть истина. Слишком много мы с вами об этом спорим. Но и папа, и Лютер придерживаются того же, что и мы. Думаю, что мы узнаем лишь на небесах, что такое истина». И этот твой ответ, полный недоумения по поводу истины, недостоин твоего ума, премудрый Иван: ибо не обретет на небесах истины тот, кто в богословии придерживается испорченных догматов. Ведь и сам громоголосый Павел сказал: «Потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девой, не имеющей ни скверны, ни порока», то есть Божьей церковью, придерживающейся благочестивых догматов и правильного, непорочного, благоверного жития. Именно такова небесная церковь, облаченная чистотой благочестия. А тех, кто принимает испорченные догматы, Господь поведет вместе с творящими беззаконие. Сказал ведь псалмопевец царь Давид, что нечестивые будут отвержены и не увидят славы Господней. Не помнишь ли, что сам Бог в Ветхом завете накрепко завещал Моисею, говоря о первом законе и о создании скинии? «Храните, – сказал он, – сие как закон для себя и для сынов своих на века», то есть не пытайтесь ничего ни прибавить, ни отнять. То же писал и божественный Павел к галатам о тех, кто отходит от закона и от соблюдения дней: «Но если бы даже мы или ангел стал говорить вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». Если даже совершивших малые прегрешения предает анафеме, то что же говорить о тех, кто не стремится соблюдать догматы древнего благочестия?
Когда, следуя этим заветам, 200 великих святых архиереев во главе с вашим римским первосвященником Келестином съехались в Эфес на третий собор, созванный против злочестивого Нестория, который, повредившись в уме, начал говорить странные и неслыханные вещи и хулить Христа и Богородицу, – они обличили его чуждые и неприемлемые мудрствования, изгнали его из собрания святых и утвердили святой Символ веры, заклиная страшными клятвами и завещая крепко-накрепко ничего не добавлять, не отнимать и не изменять ни слова. Стоило бы и вам, премудрый Иван, устыдиться перед этими прежними, столь великими святыми, не только в совершенстве постигшими светскую философию и богословие, но и сияющими ангельским житием; а многие из них украшены и мученическими страданиями, которые они претерпели от безбожных язычников и покрытых дурной славой царей, и кровью, пролитой за правую веру.
Если бы и хотели мы умолчать о том, как часто меняются ваши законы, но вещь возопиет сама за себя голосом сильнее трубного звука. Вот вы, поддавшись мудрствованию Карла, вместо хлеба используете опресноки во время священной литургии и, подобно злочестивому Аполлинарию Лаодикийскому, хотите, чтобы мертвое тело способствовало совершенной жизни. Вот вы, уйдя от апостольского благочестия, вслед за Формозом говорите в Образном богословии о двух источниках Святого Духа. Вот вы вслед за вашими папами проповедуете существование чистилища; а вот вы бороды и усы сбриваете; а ныне вы идете вслед за неосвященным Лютером. Сегодня же, как я слышал, вслед за вашими немцами и другие новые заморские проповедники начали устанавливать собственные законы.
О, воистину, вы словно тростинка, колеблемая в разные стороны порывами ветра! О, дом ваш, построенный – и всем это видно – на песке! Это по вашей воле были допущены учителя, проповедующие ложное учение! Смутились вы и зашатались, словно пьяные, понадеявшись на хитрость и пустую философию, о которой предостерегал Павел в послании к колоссянам. И поэтому вся ваша священная мудрость исчезла. У вас не только искажены догматы образного богословия, а церковные правила и уставы отвергнуты, но даже священные книги Моисея и пророков испорчены при переводах по образцу еврейских книг. В них многое из того, что касается предсказаний о Христе, явных или скрытых, поставлено с ног на голову и не соответствует тому, что сказано об этом в древнем переводе семидесяти толковников. К тому же из семитысячного века, упоминаемого Моисеем и пророками, в ваших новых переводах украдено более полутора тысяч лет, а это способствует раздорам и унижениям среди христиан, но вызывает радость у христоборных иудеев и содействует им, ожидающим не Христа, а его противника Антихриста. Они же не только, вопреки всем апостолам и святым, проповедуют свои хитрые вымыслы о том, что будто бы не пришли еще последние времена, и не только не верят в воплощение Христа, предсказанное всеми пророками, но и еще больше, чем их отцы, ругают его и поносят, и неизменно веруют, окаянные, в богоборного обольстителя, сына Дьявола, уповая на его пришествие. И не пользу христианскому роду приносит Священное Писание, переведенное по этим испорченным книгам, а только искушение и смятение. Об этом и в самом Писании сказано: «Не верь врагу твоему вовек».
Против ваших переводов можно возразить словами одного из святых, который был весьма умен и силен в священной философии и который удачно заметил, что Бог потому благоволил, чтобы семьдесят исполненных величайшего ума мужей, сыновей самих пророков, досконально изучивших не только еврейскую мудрость, но и египетскую, и греческую, – Бог потому благоволил, чтобы еще за триста лет до пришествия его Сына все Священное Писание было переведено ими с еврейского языка на греческий, что он, безначальный Отец, знал, что иудеи будут вести непримиримую борьбу против его присносущного и единородного Сына, и не только во время самой страсти или после его вознесения еще в апостольские времена, но и в наши дни, когда они стремятся исказить предсказания всех апостолов о Христе. Вот поэтому попустил Бог, чтобы перевод был совершен за многие годы до пришествия Христа. И если бы этого не случилось тогда, то теперь они смогли бы, исказив то, что сказано в книгах о Христе, строить нам козни, и говорили бы нам: «Вам, дескать, апостолы проповедовали не то, что написано у нас». И вот, по Божьей благодати, заграждены их уста, потому что сами их отцы перевели их писания для любителя книг Птолемея в Египте. Их искусству перевода удивляется и ваш мудрейший Иероним и хвалит этот перевод, и говорит о том, что эти семьдесят мужей, трудясь отдельно друг от друга, не допустили ни малейших разногласий в своих переводах, но проявили в своем усердии удивительное согласие во всем. Невозможно, сказал он, чтобы это могли сделать люди, но воистину, сделано это воплощением Святого Духа. А ваши нынешние переводы очень сильно противоречат этому древнему, восхваленному вашим Иеронимом. И ваши книги Нового Завета, эти священные источники, также искажены вашими учителями, творящими раскол. И не удивительно, что они искажают Писания, потому что они не только отступили от древних преданий ваших равноапостольных пап, но и между собой во многом не согласны и противоречат друг другу.
Взгляните же с подобающей прямотой на церковь Божью, основанную и неизменно, постоянно стоящую на твердом камне Христовой веры и укрепленную семистолпными догматами, то есть семью великими соборами, на которые в разные времена, в разных городах и местностях собиралось со всех концов вселенной священное ополчение, чтобы отогнать зверей. В этом ополчении были и наместники апостола Петра, прежние папы древнего Рима. Развеяв плевелы различных ересей и объединив правоверных в единомыслии, оградив Христову церковь уставами и правилами, они сделали неуязвимыми для видимых и невидимых врагов тех правоверных, которые придерживаются их учения. Прожив свою жизнь по заповедям Христа, многие из них украшаются апостольским и пророческим даром в награду за чистое, преподобное житие, и так было не только в прежние времена, но бывает и в нынешние. Так было и с блаженным патриархом александрийским Иоакимом, которого Господь по его благодати прославил великой славой. Однажды во время спора с иудеем о вере в присутствии египетского царя и многих людей он во имя Христа, которого поносил иудей, выпил на глазах у всех смертельный змеиный яд, а остатки яда в сосуде, ополоснув, дал выпить иудею. И этот богохульник тотчас же умер и распался. Патриарх же по благодати Христа остался невредим и живет до сих пор, занимая архиерейский престол. Будучи уже в столетнем возрасте, он имеет от Бога юношескую крепость и, на удивление безбожным туркам, по сей день стоит у кормила благочестия, ведет за собой православных и укрепляет их по всей вселенной. Хоть и беден он в миру, преследуемый гонителями, но обладает небесными сокровищами столь великими, что к ним даже ангелы стремятся, и во всей вселенной сияет он своей благочестивой мудростью и праведным житием, чему свидетелями были посланники нашего царя ко гробу Господню.
Хотел я, подражая царю Давиду, рассказать и о других святых деяниях Господа, который не только в тех странах, среди безбожных турок, совершает удивительные и величайшие чудеса, но также и в нашей земле своими святыми удивительными делами вызывает восхищение, подавая исцеление многочисленным верующим, страдающим различными недугами. Но удержалась рука пишущего и смолк язык повествующего, остановленные вашей жестокостью и пренебрежением к святыням. Ибо неверующие обычно не способны воспринимать благо, о чем сказал и пророк Исайя: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены». Отбросьте вашу гордыню и все суетные пререкания и рассудите в кротости и в спокойствии духа Христова: кто отлучает вас от его любви и кто препятствует вам отречься от учения и недостойного мудрствования ваших нынешних развращенных пап, живущих, словно свиньи, нечистым смрадным житием, которому и сами вы подражаете, и кто мешает вам отречься от учения вашего новоявленного обольстителя Лютера, этого совсем недавно объявившегося волка в овечьей шкуре, натравленного на Божьих людей вражьим духом, этого истинного предвестника Антихриста, своими делами прокладывающего для него легкий и удобный путь. Был он когда-то монахом, но потом отрекся от монашества и показал собой пример скатывания на широкий и пространный путь, ведущий к погибели; и даже не задумываясь о тесном и прискорбном пути, указанном самим Господом Иисусом, он внезапно его оставляет и берет себе жену. И не прислушался к слову Господа, который строго повелевал не соблазнять меньших братьев. И вот он, окаянный, соблазнил бесчисленное множество людей, поколебал великие царства и способствовал величайшим кровопролитиям во время междоусобных войн, восстав против апостолов и святых. Ведь все апостолы и святые своим христоподобным и воздержанным житием показали пример всей вселенной и, будучи людьми, уподобили себя ангелам, и землю уподобили небу, а исповедание трисиянного Божества укоренялось по всей вселенной. И если они могли совершить что-либо, что было в их власти, данной им от Бога, но не совершали этого, так это потому, что не хотели соблазнять своих меньших братьев, как об этом пишет Павел в послании к коринфянам: «Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?» – и далее, – «однако мы не воспользовались сею властью», что значит, заботились о слабых. И еще немного выше в том же послании говорит он: «Не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего, и пусть не погибнет немощный брат от знания моего». И если ты внимательно прочтешь его слова, то увидишь, что он во всех посланиях пишет о том же: и к высокому, и к низкому обращает свое уничижение, чтобы верных людей привести к христоподобному, нестяжательному и чистому житию. В одном месте он говорит: «Подражайте мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в вас». В другом месте говорит о том, что имеющие жен ничем не отличаются от не имеющих, а только «будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Еще в одном месте: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». И еще: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира». И в другом месте: «Ибо проходит образ мира сего, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие», и так далее.
Понимая сказанное святыми древними толковниками, а затем и премудрым Павлом, просветителем вселенной, пойми ты, многоученый, что не стоит подражать Лютеру, ненавистнику и разрушителю ангелоподобного чистого жития, а нужно подражать всем апостолам и святым, которые с усердием соблюдали суровое, воздержанное житие, умерщвляя свою плоть. Они не только сами спасутся, но и многих людей своим примером приведут к Христу. Они не растлят, не развратят, не отвергнут уставы и правила, как это ныне учинили ваши новые учители, примеров нечестивости которых я не буду перечислять полностью, чтобы не обременять твой слух чрезмерными словами, но скажу только об одном из того, как они разрушают благоверие. Кто, скажи, из апостолов и святых назвал идолами образ Господа Иисуса Христа, написанный по подобию его человеческого воплощения, и образ его пречистой Матери, и совершенных святых? И кто иконы, поставленные на почитание Христа и его святых, уподобляет скверным идолам, изображающим Кроноса, Зевса и Афродиту, кто церковь Божью называет «болваницей», а правоверных людей, почитающих образ Господа нашего Иисуса Христа и его пречистой Матери, назвал идолопоклонниками? Ох, горе горькое и беды бедные, оттого что в христианском роде случаются такие хуления! Христианами себя называете, а сами иудейскую мудрость исповедуете. От иудеев отмежевываетесь, а сами во всем нравы их перенимаете. Говорите, что поклоняетесь Христу, а сами обрушиваете на икону свою ярость, словно иудеи. Хоть и не распинаете его на кресте вместе с иудеями, – на небесах уже он – но образ его, оставленный нам на память, таскаете по улицам и бросаете в огонь. Хоть пощечин ему не наносите, но его святой образ на иконе железным скребком и топором соскабливаете. Хоть копьем его, подобно воинам, не пронзаете, но в его изображения на иконах из пищалей и луков стреляете. Говорите, что распятому на кресте поклоняетесь, но знамение его животворящего креста на себя не полагаете. Хоть самих его святых вместе с язычниками и не закалываете и вместе с иудеями камнями не забрасываете, но иконы этих святых сокрушаете и на площадях ногами топчете, а правоверных людей преследуете пытками и гонениями еще большими, чем при древних гонителях. Странно слышать и невозможно видеть без слез этот жалкий позор, когда церковь подвергается таким надругательствам! Не стыдитесь называть себя христианами, хоть сами при этом творите дела хуже тех, которые совершали иудеи и язычники. Так знайте же, к чему вы пришли и в чем повинны. Нечестивость, на которую вы решились, привела к тому, что ваши сильные царства исчезли, ваши неприступные крепости разбиты, и земли ваши исчезли, ваши люди разграблены войсками, и многие из них погибли от меча, а ваши советы привели вас к глупому концу, – как сказал обо всем этом праведный Иов в беседе со своими друзьями. И если вы не покаетесь и не вернетесь к древнему благочестию, то суждено вам познать огненную реку, волны которой, как говорят, с огромным шумом возносятся выше облаков, а в ней все законопреступники подвергаются мучениям от Дьявола. От этой реки пусть избавит всех верующих в него православных Господь Иисус Христос, которому слава с Отцом и Святым Духом вовеки.