Второе послание Вассиану Муромцеву
ПОСЛАНИЕ СТАРЦУ ВАССИАНУ
Толкователю Писания и благочестивому монаху, моему господину радоваться.
Получил я твое послание, украшенное любовью. Привезли мне также книгу и житие Иеронима, и расчет лет, и низко кланяюсь за твое добро. В этом послании я нашел замечание о том, что Григорий Богослов называет Никодима тайным учеником Христа. Но и я знаю, что это так. Однажды в своем слове о нищелюбии он сказал, что Никодим любил Христа вполсилы. Но думаю, что эти слова Богослов написал по другому поводу, не желая унизить этого мужа. Блаженные мужи Иосиф и Никодим, послужившие агнцу Божию во время его спасительного мучения, удостоены величайших похвал от Бога-Отца, прославлены ангелами и возвеличены соборами праведников. Именно Иосиф и Никодим, заботясь о мертвом теле животворящего Иисуса, обвили пеленами умерщвленного плотью, но дарующего всем мертвым жизнь, Господа, помазали его драгоценными ароматами и похоронили в гробнице. За это многие святые прославили их: одни в своих торжественных словах, другие воспели в канонах. И лучше всех, слагая им похвалу, сказал Иоанн Златоуст: «Блаженны руки Иосифа и Никодима, осязающие плоть недоступного Бога, перед которым трепещут херувимы и от сияния которого ужасаются серафимы. Иосиф же и Никодим смело подходят к кресту и умершего плотью ради жизни всех людей снимают с креста» и так далее. И немного дальше: «Ученики, словно убогие и худородные, разбежались из страха перед иудеями, и таким образом исполнилось сказанное о них пророками. А тайные ученики, Иосиф и Никодим, смело обращаются к Пилату, снимают с креста распятого Господа и выступают как служители Христова погребения, не боясь иудеев, проявляя величие духа», и прочее.
И я свое первое послание написал тебе не потому, что я против этих замечательных мужей, – прочти его внимательно, – а потому, что я против ложных писателей, которые, притворяясь истовыми учителями, пишут повести, не согласующиеся со словами Евангелия, и, чтобы не быть обличенными, скрывают свои имена и подписываются именами святых, рассчитывая таким образом, что простые и неграмотные их с легкостью примут. И о таких богогласный Павел давно уже написал: «Остерегайтесь, чтобы не погубили они вашу простоту своей хитростью». И еще сказал тот, который почерпнул свой ум от животворящей груди, от самой Премудрости Божьей: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов» и прочее. И еще я вам напомню, чтобы вы знали и другое. Кто сможет противиться сказанному апостолом? Петр говорит: «Схватив Иисуса»; и все евангелисты восклицают: «Связав, привели от Каиафы к Пилату Господа, претерпевшего различные мучения и надругательства во имя спасения опутанного грехами человечества и избавления его от мучений и надругательств от Дьявола». А вот что говорится в новом Евангелии: «Корсур привел Христа к Пилату с великими почестями и с молитвами». Не удивительно слышать подобное от наших врагов, которые давно уже привыкли сеять плевелы в чистой пшенице. Но удивительно то, что служители православной церкви, и прежде всего наиболее опытные, всегда имеющие перед глазами слова из пророчеств, наслаждаются вместо пшеницы плевелами. «Слова Господни – слова чисты, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». И еще в другом месте: «Сказали мне отступники от закона суесловие, противное закону твоему, Господи».
Или ты не слышал, какая беда от всего этого случилась с Божьей церковью в Литовской земле, где враги сумели восстановить против апостольских заветов, против святоотеческого учения и уставов даже самих детей христианской церкви? Среди кротких овец объявились звери и беспощадно расхищают стада верных, а сказанное апостолами искажают, затем неверно толкуют и возводят хулу на святых, среди которых больше всех подвергается оклеветанию Златоуст. Выбирая из русских книг отступнические сочинения болгарского попа Иеремии и других ему подобных, подписывавшихся именем Златоуста, и других святых, они пользуются ими, словно щитами, и, спрятавшись за них, нападают с ругательствами и хулениями на учение Христа, а тех верных, пытающихся им противостоять, но невежественных и потому безответных, они ловко побеждают и сбивают их с истинного пути на ложный, вводя в заблуждение этими сочинениями, как будто принадлежащими святым.
О горе нам! Почему же мы не следим бдительным внутренним взором за этим древним драконом, нашим недремлющим врагом, который никогда не спит и многие годы изощряется в своей вражде против нас! Это он из зависти погубил когда-то в раю наших прародителей, а разум их потомков совратил в безбожие и колдовство, научил их жить, подобно скотам, в нечистоте. Это он погубил внезапно все имущество и детей праведного Иова, а его тело жестоко поразил. Он восстановил в Египте волхвов против Моисея и сотворил чары. Он научил пророчествовать ложно, не от имени Господа и наперекор истинным пророкам, как это произошло с сыном Зароава Азарией при Амосе, с Ананией при Иеремии, а также с другими, и что толкнуло в свое время Божьего пророка просить у Бога смерти. Он ополчил богоборствующих евреев против самого Господа, внушив им, будто они защищают закон. Он сделал предателем одного из апостолов, учеников Христа. Он устраивал различные беды и несчастья апостолам во время проповеди. Он насылал на Христову церковь презлейших царей-гонителей и изобретал жесточайшие, невыносимые мучения, которыми они преследовали верных.
Но когда он увидел, что многочисленные преследования не смогли сломить Божию церковь, которая стала только ярче сиять от крови, пролитой апостолами и мучениками, а цари-гонители бесследно исчезли, и вместо них на престолы возведены правоверные государи, и благочестие распространяется по всей земле, – тогда он изобрел другое: из числа учителей церкви он выделил нескольких, которые начали проповедовать ложное учение, и среди них были Арий, Македоний, Несторий и другие еретики, оставившие после себя дурную память тем, что многие годы они в разное время жестоко преследовали церковь. Но все они были отогнаны Господом от его паствы, когда он своим именем собрал полчища святителей на семи вселенских соборах и украсил благочестивыми, сияющими ярче солнца догматами свою церковь, которая, благодаря этому сиянию, стала неприступной для видимых и невидимых врагов.
Тогда наш давнишний враг замышляет другое. Он наступает на наших начальников и пастырей и некоторых из них делает горделивыми и склоняет в развратное житие, соль земли обращая в безумцев. Им ведь было предназначено насыщать всех неиссякаемой пищей и светить миру, но из-за человеческих грехов все случилось наоборот: вместо света – тьма и замутненные образы. А вместо твердого Священного Писания – бабьи басни и искаженные писания, нисколько не согласные со Священным Писанием, и ими он и призывает наслаждаться. И вот они, украсив слова апостолов, пророков и преподобных великих святых учителей дорогой кожей, золотом, драгоценными камнями и жемчугом, прячут их за крепкими запорами в свои кладовые и, похваляясь ими и назначая им цену, говорят приходящим: «Столько-то и столько-то».
Мы же, если и случится нам когда-либо прочесть что-либо из священных книг, рассказываем один другому, шутя (если не сказать, ругаясь): «Ефремовы, мол, слова горьки, словно хрен». А на другие божественные книги измышляем другие хитрые наговоры: «Прежние, дескать, поколения жили сразу же после того, как они были написаны, ну а нам так не под силу». А это свидетельствует о том, что храним мы их не для пользы, а из-за тщеславия, что и видно по нашим делам. И если бы мы внимательно читали эти книги и стремились почерпнуть содержащиеся в них знания, то нам никогда не понадобилось бы наслаждаться чужими, испорченными писаниями, и не были бы мы бессильны, и не нарушали бы закон. Ведь, используя эти писания, Лютер со своими учениками нападают на нас: «Вот, дескать, ваши святые учителя написали ложное и неправильное». А учителя об этом и не слыхали. Сам он написал нечто неведомое и неслыханное и, скрывая свое имя, подписался именем святого, чтобы таким образом ему легче было обманывать тех, кто прислушивается к его неверному учению. О таких сказал Господь устами пророка: «Я не посылал этих пророков, а они сами побежали; я никогда не говорил им, а они пророчествовали моим именем». Так и теперь поступают наши враги и говорят, прикрываясь именами святых: «Святого, – например, – Иоанна Златоуста, или других святых, слово о том-то и о том-то». А Иоанн и эти святые и не слыхали об этом.
Самое время сегодня вспомнить сказанное ангелами Сыну Грома: «Горе, горе живущим на море и на земле! Выпущен уже Сатана из своей темницы и вышел в сильной ярости обольщать их». Воистину, по всему видно, что он уже выпущен, что уже излил и продолжает изливать свою ярость на верных, что уже обольстил и продолжает обольщать многие страны во вселенной, и учит отступничеству от Бога. Прислушайся к тому, что говорит и Павел во 2-м послании к солунянам.
Обратим мысленно свой взгляд на восток и задумаемся. Где Индия и Эфиопия? Где Египет и Ливия, и Александрия, великие и славные страны, когда-то отличавшиеся крепкой верой во Христа? Где прежде боголюбивая Сирия? Где Палестина, священная земля, в которой родился Христос, все пророки и апостолы? Где Евтропия, которая пребывала когда-то в мудрости правоверия? Где славный Константинополь, который был для вселенной примером благочестия? Где недавно просиявшие благоверием Сербия и Болгария с их великими властелинами и богатейшими городами? Не придерживались ли когда-то все эти славные, знаменитые государства истинной веры? А теперь, из-за многочисленных грехов, они покорены безбожными завоевателями, которые бесконечно мучают правоверных людей и толкают их на путь отступничества от истинной веры, обольщая их суетной славой земного мира или обрушивая на них многочисленные беды и страдания. И мне кажется, что оставшиеся в этих странах православные люди, стойко придерживающиеся правой веры и постоянно претерпевающие от этих завоевателей жесточайшие гонения и надругательства, достойны того, чтобы все православные называли их живыми мучениками. Ведь они, живя среди коварных и неверных людей, непоколебимо отстаивают догматы благочестия и подобно светилам просвещают мир законом Христа.
Обратим наш внутренний взор и на западные страны и хорошенько задумаемся. Где державный Рим, в котором издревле пребывали наместники апостола Петра, папы? Где Италия, которую сами апостолы украсили благоверием? Где славная Испания, в которой апостол Павел насаждал благочестие? Где многолюдный город Милан, в котором великий Амвросий правил благочестиво? Где Карфаген? Где Галлия? Где великая Германия? Где народы других западных стран, в которых Христово Евангелие проповедовали апостолы и их наместники, и которые, словно многочисленными яркими звездами, были украшены знаменитыми епископами, ранее всегда бывшими единомышленниками восточных святых, когда они собирались на соборы, соглашались друг с другом и единодушно ополчались против видимых и невидимых врагов? И как прекрасно было тогда видеть, как все они, словно на крыльях, устремлялись со всех концов вселенной в одно место во имя слова Божьего и утверждения веры, а их страстному рвению услужить Богу не могли помешать ни дальний путь, ни морские штормы, ни свирепство разбойников. Посмотрим же сегодня мысленно. Где все они? Не обратились ли в различные ереси? И не превратились ли они, ранее отличавшиеся столь великой любовью к Богу и стремлением служить ему, в непримиримых, страшнее неверных, врагов правоверия?
А мы, недостойные, мало известные древним народам, живущие на краю вселенной, последними познали Христову благодать; и не за дела наши, ни за нашу добродетельность были мы призваны в его власть, а только в силу всегда ему присущего, величайшего, бескорыстного милосердия к человеческому роду. А сегодня каких высот мы достигли? Богодухновенные книги Ветхого и Нового Завета мы имеем на своем языке. Епископы управляют большими областями, где полно всякого добра, а в церквях царит спокойствие. И никто нигде не возбраняет постигать Священное Писание. И вся наша Русская земля от края и до края, словно чистой пшеницей, наполнена верой в Бога. Лицо ее украшает столько Божьих храмов, сколько звезд на небе, и множество монастырей, которым нет числа (кто бы мог их сосчитать?), с бесчисленным множеством монахов. Цари и князья, которые издревле и до наших дней придерживаются православной веры, самим всевышним помазуются на отправление правосудия и на защиту от видимых врагов. Можно повторить вслед за Иеремией, что благодаря величайшему милосердию Господа «земля наша наполнена верой в Бога столь обильной, как морская вода». Как отблагодарю Господа, который облагодетельствовал нас? И кто смог бы не восхититься, не заплакать от радости и не возблагодарил бы его за несказанно великое милосердие и щедрость, которые он обращает к нашему народу?
Так посмотрим же внимательно и задумаемся над тем, как мы благодарим за такие великие дары человеколюбивого Бога, который, желая удостоить нас своего небесного царства, завещает нам строго соблюдать его заповеди. Неблагодарные и бесчувственные, словно змеи, мы затыкаем свои уши при звуке его святой речи и прислушиваемся больше к тому, что говорит наш враг, искушающий нас суетной славой земного мира и ведущий к погибели по своему привольному пути. И вот он, этот начальник всему злому, не сумев по Божьей благодати найти никакого изъяна в нашей вере, изобретает различные хитрости и начинает смущать древние священнические чины, словно желая обесценить слова апостола: «В каком звании кто призван, в том и остается». Посмотрим же и здесь внимательно, как живут те, кто против его злых замыслов.
Правители, поставленные на власть Богом, призваны судить своих подданных праведным судом и управлять государством в мире и любви. Но в наказание за наши грехи они уподобляются хищным зверям, которые не имеют присущей людям жалости и изобретают невиданные мучения на погибель тем, кто желает им добра. И никакая риторика не поможет рассказать о всех этих нынешних бедах – о неустройстве в государстве, о несправедливом суде, о ненасытном разграблении чужого имущества.
Посмотрим же и на священническое сословие, в котором встречаются такие – нет, не буду я сейчас их осуждать, а только расскажу о нашем горе, – встречаются такие, что не только не защищают Христову паству, но и, как я знаю, – тяжело мне об этом говорить – грабят ее, и не просто грабят, но еще и научают этому грабителей, показывая пример и ведя за собой. Они не только не обличают бесстрашно царя с помощью божественного откровения, а наоборот, поощряют его. Они не защищают вдов и сирот, не помогают пребывающим в бедах и напастях, не выкупают пленных из плена, а приобретают себе земельные владения, строят огромные дома, купаются в многочисленных богатствах и вместо благочестия украшают себя добычей. Где тот, кто мог бы запретить царю и его сановникам творить беззакония по всякому поводу? Где Илья, заступившийся за кровь Навуфея и обличавший царя прямо в лицо? Где Елисей, посрамивший израильского царя Иоарама, сына Ахава? Где все пророки, обличавшие несправедливых царей? Где Амвросий Медиоланский, усмиривший императора Феодосия Великого? Где Иоанн Златоуст, сурово обличавший императрицу за ее сребролюбие? Где теперь все патриархи и богоподобные святители, и многочисленные преподобные, подражающие Богу и бесстрашно обличающие законопреступные дела неправедных царей и властителей, выполняя и соблюдая сказанное спасителем Христом: «Если кто постыдится меня и моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и сын человеческий перед Божьими ангелами». Кто теперь без стыда произносит евангельские слова и кто готов положить душу за своих братьев? Я не знаю такого. Но вижу, как все лицо нашей земли объято жесточайшим пожаром и как множество домов исчезает в пламени бед и напастей. Кто придет и избавит нас от этого? Кто погасит пожар и избавит братьев от столь жестоких бед? Никто! Воистину, нет ни защитника, ни помощника, кроме Господа. Все думают лишь о своем богатстве и, ухватившись за него, простираются перед власть имущими, льстят им и заискивают перед ними, лишь бы только сохранить свое богатство и приумножить его. А если и сыщется кто-нибудь, кто говорит, выполняя Божью волю, о правде, то такого власти осуждают и, после многих мучений, предают страшной смерти. Также и монахи, которые когда-то добровольно отреклись от всех радостей земной жизни и поклялись страшными клятвами перед Богом и его ангелами, поддаются козням и уговорам коварного змея и, забыв свои обеты, стремятся урвать как можно больше богатств, завладеть безмерными имениями во многих селах, собирать с них огромные богатства и упрятывать их в прочные хранилища, а, наполнив одни, отрыгать их в другие, – как это свойственно было язычникам, некогда обличенным Псалмопевцем, – и похваляться ими, словно великим благодеянием. А кто смог бы рассказать о многочисленных ссорах и кровопролитиях, о междоусобных войнах и клятвопреступлениях, происходящих из-за этих богатств? А еврейское ростовщичество и корыстолюбие, и презрение к бедным братьям, страдающим от холода, голода и других несчастий, – кто мог бы это описать? И множество других немыслимо жестоких дел, которые и описать невозможно, лежит на их совести.
А военное сословие совсем обнищало, потому что многим из них не только боевых коней и оружия не хватает, но и пищи. И никакими словами невозможно описать их нужду и бедность, и одолевающие их невзгоды.
Видим также, как сегодня страдают купцы и земледельцы, облагаемые безмерными данями и преследуемые безжалостными надсмотрщиками, которые немилосердно издеваются над ними, – собрав одну дань, тотчас же возвращаются за другой, затем посылают за новой и уже замышляют очередную.
Грустное зрелище и горький позор! Из-за таких невыносимых мучений иные тайно убегают из отечества; иные своих любимых детей, плоды чрева своего, продают в вечное рабство; иные своими руками предают себя смерти – или удавляя себя, или бросаясь в быструю реку, или другим каким-нибудь способом – от горя естественная чистота их сознания помутняется.
Смотри, что говорит Павел солунянам. Видите, что уже древний змей выпущен из своей темницы и, полный зависти, плетет свои козни против Божьей церкви, что смущает вселенную и что учит многие народы, и научил уже их, столкнув на путь ересей, нарушать Христов закон? Так теперь в нашей земле злым своим советом все поставил с ног на голову – разные сословия сделал врагами друг другу, единоверных братьев заставил вместо хлеба питаться друг другом, – и беспрестанно чинит всякое зло и учит людей становиться врагами Бога.
Кто еще кроме Господа Иисуса, который защищает правоверных от вражьих происков, а сохраняющих верность в страданиях прославляет почестями и нетленными венцами, – кто еще может нас утешить и защитить от таких невыносимых бед и напастей? Так пусть не поколеблют нас все эти несчастья и обратим наши головы к живущему на небесах, откуда мы и ждем его, нашего спасителя, ибо приближается уже час нашего избавления. И оставив всякое забвение, незнание и лень, постараемся прочесть божественные слова, почерпнуть из них мудрость божественного разума и укрепиться этой вечной духовной пищей, чтобы уметь противостоять с помощью Христа владыки нашему духовному врагу. Если сумеем это сделать, то победим его окончательно, и тогда все его соблазны, искушения и козни будут нам не страшны, потому что Христова церковь непобедима и не будет побеждена никем – ни Дьяволом с его бесами, ни Антихристом с его мучителями, – но будет покоиться непоколебимо и вечно на камне Христовой веры.
Но горе тем, кто грабит и проливает кровь невинных и кто властвует без любви и справедливости! Блаженны же, трижды блаженны будут страдающие от них, ибо близок уже час отмщения за них. Горе тем, кто вводит в соблазн и искушение и приносит различные беды и зло стаду паствы Христовой! Горе и тем, кто, погрузившись в невежество и забвение, следует за ними, не умея из-за своей лени отличить добро от зла. Горе нам, овцам, истощавшим без хорошей пищи! Горе нам, не имеющим сегодня искусных волов в наших яслях, которые могли бы разрыхлить плугами евангельских слов борозды в наших сердцах, заросших сорняками многолетних непристойных обычаев! Если же где-нибудь иногда и находятся такие учители, которых Бог посылает нам на пользу, то хитрые и человеконенавистные, лживые братья клевещут на них, ненавидя за правоту их слова и учения! Горе нам, не соблюдающим заповеди Господни и презирающим закон Божий! Горе нам, вместо света видящим тьму и искушение по всему миру и вместо чистого жития живущим по-свински, из-за чего имя Божье хулится среди язычников! Горе нам, вместо Христа служащим мамоне и стремящимся приобрести как можно больше богатств вместо того, чтобы, распродав свои имения и раздав имущество, следовать за Христом по его слову! Горе и мне, несчастному, внявшему совету моего врага и в течение многих дней затвердевшему в таких нравах! Но надеюсь, что буду избавлен от этого великодушием Господа моего Иисуса, исцеляющего меня духовным врачеством ваших рук и ожидающего меня с покаянием по своему милосердию. Вечная ему слава с Отцом и Святым Духом. Аминь.
О Скориных книгах
Да будет тебе известно, любезный мой друг, что в нашей земле встречаются книги Ветхого и Нового Завета и книги всех пророков в переводе Скорины полоцкого. Перевод этот сделан недавно, лет 50назад или что-то около этого по испорченным иудейским книгам. Иудеи же, если не сказать каиафяне, как после вознесения Христа противоречили всем апостолам и святым, так и по сей день: их коварные мудрецы на своих сборищах постоянно что-либо измышляют и искажают священные слова, сказанные Моисеем и их пророками, и предреченные о нашем Христе. И крадут число лет семитысячного века, говоря, что прошло еще только 5 с половиной тысяч лет и не наступили еще последние времена, и не было еще явления Христа во плоти. А вместо Христа ждут они, противники Бога, пришествия Антихриста, который будет выпущен Дьяволом, их отцом, на испытание и погибель христиан.
А писания, происходящие от новых учителей-отступников, во многих местах неполны и испорчены, поэтому православные не должны им во всем доверять. И уже немало верующих народов, во всем принимающих этот новый перевод, сбилось с пути и начинает во всем следовать иудейским мудрствованиям. И не хотят даже слышать об уставах и законоположениях апостолов и всех святых, а только хулят их вместе с евреями. Таковы последователи Лютера, у которых сам я видел переведенную им Библию, во всем соответствующую переводу Скорины.
Поэтому, если кто-либо из книжников захочет во имя обретения царствия небесного узнать сокровища Ветхого и Нового Завета, то пускай он обратится к старым, известным переводам, и прежде всего к переводам Максима Философа. А книги Ветхого Завета лучше читать в переводе семидесяти, который был сделан еще за 300лет до рождения Христа. Этим переводом впоследствии наслаждались православные во всей вселенной, и увидел я в нем знаменитые, подлинные слова, которыми дух Божий через уста своих пророков предрекал пришествие нашего избавителя Иисуса Христа. После крещения Руси эти книги были переведены и на наш язык, и думаю, что их можно найти в сокровищницах многих монастырей.
Мир и любовь почитаемого в Троице Бога пусть будет с тобой. Аминь.