Видение пророка Исайи
МЕСЯЦА МАЯ В 8 ДЕНЬ.
ВИДЕНИЕ, КОТОРОЕ ВИДЕЛ СВЯТОЙ ПРОРОК ИСАЙЯ СЫН АМОСОВ
В двадцатый год царствования Езекии, царя Иудеи, пришел Исайя сын Амосов и Иисус сын Саавов к Езекии в Иерусалим. И войдя, воссел он на одре царском, и все князья иерусалимские, советники царские и евнухи стояли перед ним. И пришли и из селений и с гор пророки и сыновья пророков, услышав, что Исайя пришел из Галгал к Езекии и приветствовал его и также благовестит ему о том, что будет. Когда возгласил (Исайя) все истинные слова, Дух Святой сошел на него, и все увидели и услышали вещания Святого Духа. Ведь царь призвал всех пророков; и входят они, сколько их собралось там вместе: был же Михей, и Анания старец, Иоиль, и те, кто сидели справа и слева от него.
И когда услышали они глас Святого Духа, преклонили колена и воспели Бога всевышнего, почивающего в святых и таковую силу слова даровавшего миру. И когда во всеуслышание он произнес сказанное ему Святым Духом, то внезапно умолк и более не видел стоящих перед ним: очи его были отверсты, уста же затворены, ибо вдохновение Святого Духа было в нем. И поняли все, что Исайя был вознесен. Пророки же уразумели, что было ему явление; видение же, которое он видел, было не от мира сего, но от мира, тайного для всякой живой плоти.
И когда очнулся Исайя от видения и пришел в себя, поведал он Езекии и сыновьям его Насону и Михею и прочим пророкам, говоря (так): «Когда я пророчествовал вслух о том, что вы слышали, увидел я ангела в славе, но не в (той) славе ангела, в какой всегда видел, но в какой-то великой святой славе, о которой не мог бы рассказать. И взял он меня за руку и возвел на высоту. Я же спросил: “Кто ты, как имя твое и куда меня возносишь?” (Ибо дана была мне сила разговаривать с ним.) Тогда, отвечая, он сказал: “Когда возведу я тебя наверх и покажу тебе видение, ради которого я послан, тогда поймешь, кто я такой, а имени моего не узнаешь, потому что снова возвратишься в тело свое. Вот когда вознесу тебя, (все) увидишь”.
И рад был я тому, что он кротко отвечал мне. И сказал он мне: “Рад ли ты, что я кротко отвечал тебе? Еще более величественного, чем я, увидишь, кротчайшего и снисходительнейшего, самого светлого и смиреннейшего, желающего беседовать с тобой, для того ведь и послан я, чтобы просветить тебя во всем этом”.
И взошли и он, и я на твердь небесную и увидели там великую битву: Сатану и воинство его, противоборствующих Благочестию и возбуждающих зависть один у другого: как это водится на земле – так и на тверди небесной. Ведь примеры того, что здесь пребывает на тверди небесной, на земле находятся. И сказал я ангелу: “Что это за война и зависть, и воинство?” И в ответ он сказал мне: “Это битва дьявольская, и не окончится она, пока не придет тот, кого ты увидишь, и не убьет (его) Духом силы своей”.
Потом возвел он меня выше тверди небесной, где первое небо. И увидел я там посередине престол и сидящего на нем ангела в великой славе, а справа от него и слева сидящих ангелов, и те, кто был справа, иную славу имели и пели в один голос. Те же, кто сидел слева, пели вслед за ними, песнь же их была не такая, как у правых (ангелов). И спросил я ангела, ведущего меня: “Кому воссылается песнь эта?” И в ответ он сказал мне: “Великой славе Божией, которая на седьмом небе, и Сыну его любимому, откуда я послан к тебе”.
И снова возвел он меня – на второе небо. Высота же неба была, как от первого неба до земли. Увидел я там, как и на первом небе, ангелов справа и слева, и (услышал) песнь, еще прекраснее первых.
И пал я ниц и поклонился им. И не позволил мне (этого) ангел, наставляющий меня: “Не поклоняйся ни престолу, ни ангелу небесному, для того я послан научить тебя, но только тому, на кого я тебе укажу, кто для всех престолов – и одеяние, и венец, кого ты теперь уже увидишь”. И обрадовался я радостью великой, что такая кончина (ждет) тех, кто познал Вышнего и Вечного, возлюбленного его Сына, и будто от ангела (исходящего) Святого Духа они там нисходят.
И возвел он меня на третье небо. И там увидел я также престол невеликий и справа и слева (от него) ангелов. Но память о (земном нашем) мире не признавалась там, признавалась слава Духа моего. Когда восходил я на небо, то сказал: “Ничто из мира сего здесь не признается”. И отвечал мне ангел и сказал мне: “Ничто не прейдет здесь из-за немощи мира, ничто здесь не утаится из того, что там делается”. Песнь же, что пели ангелы, и славословие сидящего ангела были еще прекраснее, чем на втором (небе).
И снова возвел меня (ангел) – на четвертое небо, значительно большее. И здесь снова увидел я престол, и справа и слева ангелов. И те снова пели, и слава и пение ангелов были сильнее тех, которые слева, а слава сидящего ангела была прекраснее, чем у ангелов, бывших справа. Слава же их также превосходила (славу) нижних.
И взошли мы на пятое небо, и тут снова увидел я бесчисленные легионы, и слава и песнь их были сильнее, чем на четвертом небе. Я же подивился столь великому множеству, увидев ангелов, украшенных различными красотами, каждого в своей славе, и прославляли они живущего в вышине, чье имя не явлено всякой плоти, как же он такую славу дает ангелам, на каждом из небес? И, отвечая, ангел сказал мне: “Что ты дивишься этому, разве не видел ты единый сонм, разве не видел ты тьмы непроходимых сил небесных?”
Затем возвел меня (ангел) на воздух шестого неба, и увидел я славу великую на нем, каковой не видел на пятом небе. Ибо увидел я ангелов в большой славе, чины сил страшных и мимо проходивших, песнь же их была святой и чудной. И спросил я ангела, водящего меня: “Что это я вижу, Господи мой?” И сказал он мне: “Не Господь я тебе, но наставник”. И еще сказал: “На шестом небе нет ни престола, ни ангелов слева, он строится небесными силами седьмого неба, где находится названный единочадный Сын Его, и все небеса и ангелы слушают его. Я же послан сюда возвестить тебе, что увидишь ты славу сию и Господа всех небес, и ангелов, и сил. Говорю тебя, Исайя, никакой человек от плоти мира сего, хотящий возвратиться (отсюда), не может увидеть видение, какое ты увидишь. Потому что уготован тебе жребий Господень прийти сюда”. И возвеличил я Господа моего, воспев, что иду по жребию его.
И сказал мне (ангел): “Когда возвратишься сюда из плоти, по желанию Отчему, тогда получишь одежду свою и тогда станешь равен ангелам, пребывающим на седьмом небе”. И возвел меня на шестое небо. И там уже не было ни престола, ни ангелов справа и слева, но все имели единый облик, и песнь их была одинакова. И мне дано было петь с ними и с ангелом, бывшим со мной, ибо слава их была единой. И прославляли они Отца всех и возлюбленного Сына и Святого Духа, воспевали все едиными устами, но пением иным, чем на пятом небе, другим голосом, и казалось мне, что и свет был ярче. Когда я был на шестом небе, то свет пятого неба, (казалось мне), был как тьма. И сильно возрадовался я и восславил того, кто дарует такое приемлющим милость его. И помолился я ангелу, наставляющему меня, чтобы больше не возвращаться мне в сей плотский мир. Говорю же вам, что здесь (на земле) – тьма великая. Ангел же, наставляющий меня, сказал мне: “Коли ты так обрадовался этому свету, то сколь сильнее ты обрадуешься и возвеселишься, когда увидишь свет праведный истинного неба, где сидит небесный Отец и единочадный Сын его, где воинство (ангельское) и престолы, и венцы лежат для праведных! Что же до того, чтобы не возвращаться тебе в плоть свою, то еще не исполнилось время прийти тебе сюда”. Услышав такое, я огорчился сильно. И сказал он мне: “Не скорби, не падай духом”.
И вознес он меня на воздух седьмого неба, и услышал я голос, говорящий мне: “Куда восходит живущий во плоти?” И сильно испугался я и вострепетал. И вновь другой голос услышал, говорящий: “Не препятствуйте, путь войдет достойный Бога, ибо одежда (его) здесь”. И спросил я ангела, бывшего со мной: “Кто таков возбраняющий мне и кто такой повелевающий мне взойти (туда)?” И ответил он мне: “Возбраняющий – тот, кто (стоит) над поющими с небес ангелами, а повелевающий тебе – это Сын Божий, имя же его ты не сможешь услышать, пока не изыдешь из плоти своей”. И как вошли мы на седьмое небо, увидел я там свет дивный и неисповедимый, и ангелов, и праведников без числа. Увидел я и таких, кто вышел из плотских своих одежд и пребывал в одеждах вышних, и стояли они в славе великой, но на престолах своих не сидели, венцы же славы их были на них.
И спросил я ангела: “Почему одежды они надели, а престола славы и венца не приемлют?” И ответил он мне: “Не приемлют их теперь, пока не сойдет Сын Божий изначальный, однако ведают они, чьи это престолы и чьи венцы. Когда же сойдет он и будет невидим для вас, а князь мира того из-за Сына его прострет руки свои на него, и повесит его на древе и убьет, не ведая, кто он. И он сойдет в ад, обнажит и опустошит этот призрак, попленит князя смерти и уничтожит всю силу его, и востанет в третий день и, взяв всех праведников со всех концов вселенной, снова взойдет на небеса. Тогда и примут они престолы свои и венцы”.
После слов этих сказал я (ангелу): “О чем спрашивал я тебя на первом небе, скажи мне (теперь), ибо ты обещал сказать мне здесь, откуда здесь известно то, что в земном мире происходит”.
И пока я еще говорил с ним, вот некий ангел из стоящих, много славнее возведшего меня и всех других ангелов, показал мне книги и, раскрыв, дал их мне. И увидел я письмена, словно не от мира сего. И прочитал я их, и вот были там записаны деяния иерусалимские. И словно другой человек видел дела их, о которых я не ведал. И узнал я воистину, что ничто из того, что происходит в мире, не утаится на седьмом небе. И спросил я ангела: “Кто же тот, кто превосходит ангелов в славе своей?” И в ответ он сказал мне: “Превосходящий славою ангелов – это великий архангел Михаил, молящийся непрестанно за человечество”. И увидел я одежды многие, и престолы, и венцы лежащие; эти одежды, и престолы, и венцы (принадлежали) ангелам, они им хранимы. И сказал мне ангел: “Этих одежд многие лишаются из того мира, лишаются, поверив слову тому, о котором говорилось тебе”.
И, обернувшись, увидел я Господа в славе великой и ужаснулся. И приблизились к нему все праведники, которых я видел, и поклонились ему, и пели одним голосом. И был он подобен им, и был славнее их, как и других. Тогда подступил (к нему) Михаил и поклонился (ему), и все ангелы поклонились вместе с ним и воспели его. И преобразился он снова и стал как ангел. Тогда сказал мне ангел, ведущий меня: “Этому поклонись и воспой”. И поклонился я и воспел ему. И сказал мне ангел: “Это Господь всей славы, какую ты видел”. И пока он это говорил, я увидел иного преславного и во всем подобного тому, и праведники подступили к нему и поклонились, и воспели ему, и он воспел (славу) с ними, но не преобразился по их подобию, и пришли с ними ангелы и поклонились ему. И сказал мне ангел: “Поклонись и воспой ему”. И я поклонился и воспел ему. И затем увидел я другого, идущего в великой славе, и спросил ангела: “Кто это?” И ответил мне: “Поклонись ему, ведь это Дух ангельский, говорящий в тебе и во всех праведниках”. И потом являлась некая другая неизреченная слава, которую я открытыми очами духа моего не мог видеть, но не ввел меня (туда ангел) и никто из ангелов, которых я видел поклоняющимися Господу, но только праведников видел я, в силе великой смотрящих на славу его. И первыми приблизились к ним Господь мой и ангельский Дух, и только они двое поклонились и воспели ему. И тогда все праведники поклонились и воспели. Потом услышал я там и голос, и песни, возносящиеся по шести небесам, и все прославляли того, чьей славы я не мог видеть.
Песнь же всех шести небес не только слышима была, но и видима. И сказал мне ангел: “Сей – один вечный, живущий в вышнем мире и почивающий в святых, имени его мы не можем вытерпеть, его воспевает Святой Дух устами праведников”.
И услышал я затем голос предвечного, говорящего: “Господь, сын мой, выйди и снизойди до всех небес и будь в мире, сойди даже до ангела, что пребывает в аду, преобразись по их образу, и не узнают тебя ни ангелы, ни князья мира того, и будешь судить князя и ангелов его и мир, подвластный ему, ибо отреклись от меня и сказали: «Есть мы и кроме нас нет никого другого». И когда вознесешься над землей, не преобразишься больше на небесах, но взойдешь (туда) в славе великой и сядешь одесную меня. И тогда поклонятся тебе князья, и силы, и ангелы, и все начала небесного, земного и преисподнего”. Слышал я великую славу, обещаемую Господу моему.
И тогда поднялся Господь от седьмого неба и спустился на шестое небо. И ангел, наставляющий меня, сказал: “Смотри, Исайя, и разумей будущее преображение и нисхождение его, как видели (это) ангелы, воспели ему и воздали хвалу, что не преобразился он по их виду”. И я тоже воспел с ними. И когда спустился на пятое небо, преобразился он по образу ангелов тех, и не воспели они ему, не поклонились, ибо был он обликом, как и они. Спустился же он на четвертое небо и явился им в их образе, и не воспели ему они, ибо был он в их образе. Пришел же он на третье небо, и на второе, и на первое, преобразуясь на каждом из них, ангелы же не пели и не поклонялись ему, потому что являлся он им в их облике. На каждом же небе показывал он знамения стражам врат. Сойдя же на твердь, где сидит князь мира сего, и тут дал он знамение, и образ его был таким же, как и у тех. И не прославили, не воспели его. Сошел же он и к ангелам воздуха сего и был как один из них и не дал знамения им, ибо они не спросили его. И после этого сказал мне ангел: “Разумей, Исайя сын Амосов, для того я послан Господом, чтобы показать тебе все то, что ни до тебя, ни после тебя никто не сможет увидеть и что видел и слышал ты”. И видел я (Господа) как Сына человеческого, средь людей жил он на земле, и не узнали его, и видел я его восходящим на твердь небесную и уже (больше) не преобразующегося в облик их. Увидев его, все ангелы ужаснулись и поклонились, говоря: “Как утаился среди нас Господь? И не познали мы Царя Славы?” И от первого неба восходил он со славой и не преобразовался, но все ангелы и справа, и слева, и на среднем престоле сидящий поклонились ему и воспели, говоря: “Как прошел ты мимо нас, Господи, и не узнали мы, не поклонились ему?” И так взошел он на второе, и на третье, и на четвертое, и на пятое, и на шестое небо, и на всех небесах прибавлялась слава его. И когда взошел он на седьмое небо, воспели его все праведники, и все ангелы, и все силы. И тогда увидел я его, как сел он справа от великой славы, которую я не мог видеть, и ангела Духа видел я, сидящего слева, и сказал он мне: “Довольно тебе, Исайя; узнало чадо человеческое (то, что) ни оком увидеть, ни ухом услышать, ни сердцем вместить человеку – сколько уготовил Бог любящим его”.
И сказал мне: “Возвратись в одежду свою (плотскую), покуда срок дней твоих не исполнится, и тогда придешь ко мне сюда”».
«Я это видел», – сказал Исайя стоящим вокруг него. И они, услышав обо всем этом предивном, прославили и воспели Бога, даровавшего такую благодать людям. И сказал (Исайя) царю Езекии: «Кончина мира сего и все виденное сбудется в последнем (людском) роде». И заклинал их не рассказывать (это) сынам израилевым, и не давать никому запись этого рассказа, «но что уразумеете от царя из сказанного пророками, то уразумевайте все. Вы же заботьтесь о Святом Духе, чтобы получить одежду вашу, и престолы, и венцы славы, лежащие на небесах». Исайя перестал говорить и вышел от Езекии царя.
Тому же Богу нашему слава и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.