Послание Апостола Иакова

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА
Содержание послания Иакова
Поскольку сам Иаков пишет его κ двенадцати коленам, находящимся в рассеянии и уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, то пишет он поучительное послание, наставляя, что надо различать искушения – какие посланы Богом, a какие исходят из сердца человека; и что веру свою надо показать не только словом, но и делом, и быть не только слушателем закона, но и исполнителем его. Ο богатых – он наказывает, чтобы не возвышались над нищими богатые в церквах, и особенно пусть их сдерживают как гордых. A в заключение, утешив обиженных и прося их терпеть до пришествия Судии и научив терпению на примере Иова: благо есть терпение, – советует призывать священников κ больным, стараться возвратить потерявших истину, за что будет от Господа награда – оставление грехов. И таким образом оканчивает он послание.
Оглавление послания Иакова
Ο терпении, ο вере без сомнения, ο смиренномудрии – κ богатым, a также ο распалении, бывающем в нас, и ο страстях, от него происходящих, и ο том, что не от Бога оно, но что на благо нам – это от Бога.
Ο кротости, и чистоте, и добродетели, приводящей κ блаженству, и ο искусстве умеренности в словах.
Ο любви ко всякому, которая по закону беспристрастна.
Ο том, что не только верою, но и делами, и не только одним, но и тем и другим вместе оправдывается человек.
Ο том, что дерзкий и необузданный язык умерщвляет своего владельца, и что следует направлять его на похвалу и прославление Бога.
Ο том, что нужно жить в добре, без ссор друг с другом, происходящих от тщеславия, свойственного человеческому мудрованию.
Ο Божественной премудрости.
Ο том, что из-за лени и сластолюбия распри, бесчинства и вражда с Богом бывают.
О покаянии для спасения и ο неосуждении ближнего.
О том, что не от людей, a от Бога исправляется поведение человека.
Ο лихоимстве богатых, и ο нищих, которые в мире, и ο праведном суде Божьем.
Ο долготерпении, и ο перенесении страданий, и ο истине.
Поучение каждому, сообразно с верой.
Ο том, что следует послужить спасению ближнего.
< Толкование>. Как миряне в своих бытовых посланиях хотят представляться своими званиями, так и апостолы, в начале своих посланий, именуют себя рабами Бога Иисуса Христа. Следует знать, что некоторые считают, что это послание Иакова – не его, как говорит об этом Евсевий в «Церковной истории».
СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ, ПОСЛАННОЕ ИАКОВОМ Κ ЕВРЕЯМ-ХРИСТИАНАМ
1. Сущее < Иак. 1,1>
Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, двенадцати коленам, которые в рассеянии, – радуйтесь.
Толкование. Каждый апостол, посылая подобное послание, почитает за честь для себя называться рабом Христовым, таким образом и он, будучи «апостолом обрезания», посылает послание κ тем, кто от двенадцати колен, уверовавшим во Христа.
< Толкование>. Дидима. Как миряне в своих письмах ο бытовых вещах в своих званиях хотят выступать, так и апостолы в начале послания удостаиваются называться рабами Божьими и Христовыми.
2. Сущее < Иак. 1, 2–4>
Неизменно радуйтесь, братья мои, когда в напасти впадаете различные, сознавая, что испытание вашей веры сотворит терпение, a терпение да будет делом совершенства, чтобы были вы совершенны и получили все, без остатка.
Толкование Златоуста. Печаль – это нерасторжимые узы; она – умножение любви, начало умиления и благоговения. Помни сказавшего: «Если приступаешь работать Христу, приготовляй душу свою κ скорбям». И Христос сказал тоже: «В мире печаль имеете, но мужайтесь». И еще: «Скорбный и тесный путь». Ты видишь, всюду печали восхваляются, всюду принимаются за нечто изрядное, ибо внешними подвигами никто без того не примет венец, только трудами, постом, бдением и множеством других подобных себя оградит.
3. < Иак. 1, 5–6>
A если кто-то из вас лишен мудрости, пусть просит прямо y Бога, дающего всем щедро и без упреков, – и будет вам дано. Пусть просит с верой, без всякого сомнения.
< Толкование>. Как учит молиться своих учеников Господь и Бог наш? Ведь он велит молиться со знанием того, что искушение сладко, «не введи нас во искушение», показывая, что мы, склонные κ сласти, наделены знанием и волей не только оставить искушение, но и принять, зная, что испытание нашей веры сотворяет терпение. A терпение – да будет делом совершенствования, чтобы были вы совершенны и получили все, во всей полноте.
4. Сущее < Иак. 1, 6>
Сомневающийся подобен волнам на море, поднимаемым ветром и развеваемым.
Толкование. < Апостол Иаков> указывает нам причину совершенного деяния, ибо это есть высшая мудрость, и только взяв от нее силу, можем мы совершить благих дел больше, чем дано нам от природы.
Сомневающийся – не что иное, как хулитель. Если нет y тебя веры, что исполнится тο, ο чем просишь, то лучше и не проси, чтобы не оказаться тебе, по неразумию, невольно, обвинителем Того, кто все может. Надо избавиться от этой постыдной болезни.
5. Сущее < Иак. 1, 8–11>
Человек двоедушный нетверд в своем поведении. Пусть бедняка похвалят за величие < души>, богатого же – за смирение; ведь богатство преходяще, как полевые цветы. Солнце засияет, зной настанет, иссушит траву, цветы опадут, и красота гибнет. Так и богатый увязнет на путях своих.
Толкование. Истреби в себе двоедушие и без всякого сомнения моли Бога, не говоря себе, что, мол, «как могу что-либо просить y Господа и надеяться получить, если я стольку грешу?» He думай ο таких вещах, но от всего сердца обратись κ Господу и проси y него, не сомневаясь, понимай его великое милосердие, верь, что он не оставит тебя, и прошение твоей души исполнит. Ведь Бог не таков, как люди, злопамятные друг κ другу, он непамятозлобен, милосерден κ сотворенному им.
6. Сущее < Иак. 1, 12>
Блажен человек, который претерпит искушения, ибо, быв испытан, он примет венец жизни, который Бог приготовил любящим его.
Толкование. < Апостол Иаков> настойчиво советует радостно противостоять искушениям. Пусть будет надежным дело, a терпение – совершенно. Это совершается само по себе, a не делается другими. Он предложил следовать другому учению, чтобы исполнять предназначенное ради обещания блаженства, говоря: «Кто претерпит искушения, тот как испытанный человек будет всеми похвален». Таким образом, тому, кто перенесет печали, будет дан венец жизни, приготовленный Богом для тех, кто его любит. Ибо таковой, не заботящийся и ο самой смерти, получит венец вечной жизни, который Божия ради величия ни зрению, ни слуху не доступен, и даже высокий разум человека κ нему не доходит.
О распалении, бывающем в нас, и ο страстях, от него происходящих; и ο том, что не от Бога оно, от Бога все то, что на благо нам
7. Апостольское < Иак. 1, 13>
Пусть никто, впадая в искушения, не говорит: «Это искушение послано Богом». Потому что Бог не подвержен искушениям и сам никого не испытывает злом.
Толкование Оригена. Когда Бог испытывает, он делает это для пользы, a не для вреда. Потому и сказано: «Бог не испытывается злом», он для того искушает, чтобы < люди> достигли добра и отказались от зла. Поэтому сказано: «Претерпевый до конца венчается за доблесть». Совсем иное ο дьяволе – он искушает, чтобы непокоряющихся ему умертвить. Но он не знает будущего.
A Бог знает будущее, и дает людям делать то, что они хотят, поскольку они обладают свободной волей.
8. Сущее < Иак. 1, 14>
Каждому искушение тогда, когда его влечет и прельщает его собственное произволение.
Толкование Севира. Некоторые так определяют образно предмет. Давид называет это самое произволение матерью беззакония, которая, из-за безобразного желания, приняв во чреве, рождает грех. Потому Иаков, один из мудрых учеников Христа, в послании своем говорит: «Каждому искушение, когда его влечет и прельщает его собственное произволение». Так, произволение, зачав, рождает грех, a грех, совершившись, рождает смерть. От произволения зачинает и рождает матерь < всего> греховного, как говорит Давид.

9. Сущее < Иак. 1, 15>
Потом произволение, забеременев, рождает грех, a грех, совершившись, рождает смерть.
Толкование Златоуста. Вот что еще ο совершении греха: совершаем его, упиваясь наслаждением, так что не чувствуем. Но когда он родится и совершится, тогда не только угасает наслаждение, но вонзается горькое жало осознания. И это противоположно тому, что бывает с рождающими женщинами: y тех – прежде рождения большая боль терзает их, a после рождения облегчение, потому что появляется младенец, и боль уходит. Что же до нас, все не так. Пока нам не больно и мы замышляем греховные затеи, веселимся и радуемся, a когда родим сатанинское дитя – грех, и постыдность этого видим, тогда нам больно, и терзает нас эта боль сильнее, чем рожениц. Потому прошу вас не принимать произволения с самого начала. Но если уж приняли, задавим в себе семена. Но если по беспечности позволим, чтобы греху выйти делом, убьем его исповедью, со слезами осуждая себя сами. Ничто так не губит грех, как сознательное осуждение.
< Толкование> Исихия. Грешные похоти – смертельная болезнь.
10. Сущее < Иак. 1, 16–17>
He обманывайтесь, братья мои любимые: всякое даяние благое и всякий дар совершенный исходят свыше, нисходят от Отца светил…
Толкование. He оболыцайтесь, считая, что искушение от Бога. Словесные силы назвал < апостол Иаков> светилами, или освященными Святым Духом.
11.Сущее < Иак. 1, 17>
…у которого нет ни изменения, ни различия оттенков.
Толкование Севира. Слышно, что Бог говорит: «Я есть, я есть, я не изменяюсь», и действительно, он тверд собой и по природе неизменяем. У тех, кто живет по Евангелию и делом следует заповедям от высшего дара и явления, неизменность бывает результатом этого следования, a не временной случайностью. Поэтому и Павел дает свидетельство, говоря: «He подражайте веку сему, но преобразуйтесь обновлением вашего разума, познавая, что есть воля Божия, благоугодная и совершенная».
12. Сущее < Иак. 1, 18>
Пожелал он, и родил нас словом истины.
Толкование. Здесь говорится ο Сыне истинном – по рождеству, и ο сотворенном – по благодати. Ο том – ο его истинности и единосущности, об этом – ο чести усыновления. «Восхотел, – сказано, – и родил нас словом истины».
13. Апостольское < Иак. 1, 18>
…быть нам начатком неким созданиям его.
Толкование. To есть самым первым и самым ценным. Созданием же он назвал видимое создание, из которого самое лучшее – человек. И все созданное чает нашей свободы, чтобы с нами освободиться.
О кротости, и чистоте, и добродетели, приводящих κ блаженству, и об искусстве умеренности в словах
14. Сущее < Иак. 1, 19–21>
Поэтому, братья мои возлюбленные, пусть каждый человек будет скор услышать, медлен говорить, медлен гневаться. Ибо гнев человеку Божьей правды не создает. Поэтому, отвергнув всякую мерзость и сверх того злобу…
Толкование. A это есть грех, оскверняющий человека, ибо он в нас добавлен, не по природе нашей мы злы. Извне он возникает от небрежности, и в это нас загоняют бесы. A изнутри – от неразумных желаний.
15. Сущее < Иак. 1, 21–22>
…в кротости примите исконное слово, которое может спасти ваши души. Будьте делатели слова, a не только слушатели.
Толкование. To есть слово истины. Через исповедание нам дано, что оно готовит нас κ нетленности, ибо Бог вначале создал нетленного человека.
16. Сущее < Иак. 1, 22>
…обманывая себя.
Толкование. …обманывая сами себя и не заботясь ο своем спасении.
17. Сущее < Иак. 1, 23>. Потому что тот, кто слушатель дела, a не делатель…
Толкование. Если кто сказал, что будет только слушать слово, a не проявит делами, что он слышал, то и слово погубит.

18. Сущее < Иак. 1, 23–25>
… тот подобен человеку, познающему себя, < глядя> в зеркало. Познал он < свой телесный облик>, но отошел и вдруг забыл, какой он. A тот, кто вглядывается в Закон совершенства и свободы и пребывает в нем, тот не слушатель, который забывает, a творец дела. И он счастлив в делании своем.
Толкование. Итак, первый тело видит, a второй, тот, что познал закон, что с ним? Поэтому и сказал – не просто «лицо», a «лицо рождения». Знаем ведь, что сынами нас сделал духовный закон, родив нас банею пакирождения. Однако мы не пребываем в таком впдении из-за наших дел, a o дарах благодати мы забываем. Ведь тот, кто предался делам лукавым, благодеяний от Бога не помнит, и не вспоминает, что он свыше родился, и оправдался, и освятился, и приравнен κ сынам Божиим, но предается делам тех, кто отметает благодать.
19. Сущее < Иак. 1, 26–27>
Если кто думает, что он верующий, и не обуздывает своего языка и обманывает свое сердце, того вера пуста. Чистая и нескверная вера от Бога и Отца…
Толкование Златоуста. «Если кто, – сказал, – считает себя», но на самом деле не является, и если он не укрощает всячески свой язык, а, напротив, поучает его своему пустоверию, то он сердце свое осквернил. Потому апостол и сказал: «Кто воображает, что он стоит…» и так далее. Ибо он видел падение истинно стоящего и засвидетельствовал писанием ο правой вере.
20. Сущее < Иак. 1, 27>
…< чтобы> посещать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира.
Толкование Златоуста. Милосердствовать и сострадать – если мы этого не имеем, мы всего лишены. Ведь не сказано же: «Если поститесь, подобны Отцу вашему». A как сказал? «Будьте милосердны, как Отец ваш небесный». Это – дело Божие. Если этого не имеешь, ничего ты не имеешь. «Милости, – сказал Господь, – хочу, a не жертвы».
О любви ко всякому,которая по закону беспристрастна
21. Сущее < Иак. 2, 1>
Братья мои, не взирая на лица, веруйте в Иисуса Христа, Господа Славы.
Толкование Златоуста. Что ты превозносишься, – сказал, – и почему опять другой тебя унижает? Разве мы все не единое тело, и великие и малые? Если мы соединяемся изначально, будучи органами одного тела, зачем ты раскалываешь сам себя? Зачем ты срамишь брата? Как он твой орган, так и ты – его. Β этом заключается равночестие.
22. Сущее < Иак. 2, 2–4>
Если войдет в собрание ваше человек в светлой одежде, с золотым перстнем, войдет и нищий в бедной одежде, вы посмотрите на богато одетого и скажете ему: «Ты садись здесь, пожалуйста». A бедному скажете: «Ты стой там или сядь здесь y моих ног». Разве вы не рассудили в себе и не стали судьями с недостойным образом мыслей?
Толкование. Так же ο других рассуждай: придет бедный, будь за него мысленно, не воздавай большей чести из-за богатства. Нет ни нищего, ни богатого во Христе. He стыдись внешней одежды, принимай внутренний облик – веру!
23. Сущее < Иак. 2, 5–6>
Слышите, братья мои возлюбленные! He Бог ли избрал нищих всего мира, чтобы стали они богатыми в вере и наследниками Царствия Небесного, которое Бог уготовил любящим его? A вы унизили нищего!
Толкование Златоуста. A мы, словно претерпевшие надругательство, так просящих, унижая оскорбляем, отворачиваемся, не подавая им, a что страдать? «Утешайте, – сказал Павел, – как братьев, a не оскорбляйте, как врагов». Утешая брата своего, делай это не перед людьми, a наедине, с многим вниманием, поощряемый соболезнованиями, со слезами и рыданиями; подавать надо по-братски, от сердца, по-братски утешающе, не жалея ο поданом, жалея ο том, что, приобретя, совершил ты преступление. Если, подавая, подосадуешь, погубишь свой дар. A уж если, не подав, осуждаешь, разве ты не причиняешь зла несчастному страдальцу? Он пришел, чтобы ты его пожалел, но с обидой ушел. Даже прослезился, ведь он вынужден просить из-за бедности, и ты его за это оскорбляешь. Знай, велика кара оскорбившему, ибо она раздражает сделавшего это. Ведь сказано: «Разве он сам себя сделал нищим? Это ради тебя, чтобы ты был спасен через него». A ты унижаешь нищего, ради тебя существующего! Какое неразумие и какая неблагодарность в таком поступке!
24. Сущее < Иак. 2, 6–7>
He богатые ли владеют вами, и не они ли тащат вас в суд? He они ли хулят доброе имя, которым вы наречены?
Толкование. Претерпевайте мужественно лихоимство, ибо лихоимцы себя губят, a не нас. Нас они лишают имущества, a себя – промысла Божия и его помощи. Этого лишившись, даже если соберут богатство всего мира, они всех беднее.
25. Сущее < Иак, 2, 8–9>
Если же Закон исполняется царский, по Писанию, т. е. вы возлюбили ближнего как самого себя, хорошо делаете. Но если вы пристрастны, грех совершаете, Закон осудит вас как преступников.
Толкование Аполлинария. Как ты хочешь делать добро ближнему своему, справедливо и человеколюбиво, так и он делает тоже тебе, подобному ему, и самому Сущему Богу. Это то естественное стремление, ο котором Спаситель всех сказал: «Как хотите, чтобы люди делали вам, так и вы делайте им, в этом и Закон и Пророки».
26. Сущее < Иак. 2, 10>
Тот, кто весь Закон соблюдает, a согрешит в чем-либо одном, тот виновен во всем.
Толкование. To есть следует иметь совершенную любовь, она есть глава всему доброму. Если от головы откажешься, все прочее в теле излишне.
27. Сущее < Иак. 2, 11>
…сказавший «не прелюбодействуй» сказал и «не убий». Если ты не прелюбодействуешь, a убиваешь – ты нарушил Закон.
Толкование. Если и не вполне стройно расположен предложенный текст, мы его расположим лучше, для пользы. Господь наш и Бог Иисус Христос воплотил то, что установил и изложил Моисей, сказал: «Слышите, что сказано нашими предками: “He убей. Кто убьет, заслуживает суда”? Я же так говорю вам: “Заслуживает суда тот, кто разгневает брата своего”. Слышали, что сказано: “He твори блуда”. Я же так говорю вам: “Всякий, взглянувший на женщину так, что восхотел ее, уже совершил в сердце своем блуд”». Толкуя это, Севир, епископ Антиохийский, сказал в 46-м слове: «Законоположение, написанное Моисеем, говорит: “He убий”. A Христос, который – разум Закона и податель находящегося в нем Духа, повелел не гневить брата своего, исполнять это веление строже Закона. Ибо гнев, от которого бывает убийство, само убийство затмевает, заслуживая более строгого порицания. Ибо гнев приводит κ убийству, поэтому < Христос> и не позволяет гневаться. Так и движение κ несытой похоти через взгляд осудив, сказав “не любодействуешь”, исполнил и показал < Закон>. Ибо Господь наполнил духовный Закон обновлением Духа, разрушив прежнее Писание, словно круг, изображенный на камне настенной живописью».
28. Сущее < Иак, 2, 12>
Как говорите, так и делайте, как надеющиеся быть судимыми по Закону свободы.
Толкование. Это поучение ο правом суде. Законом свободы он называет Закон правды, судящий так, как есть. Он сказал об этом потому, что некоторые грешат и надеются, что Бог милосерден и простит: «Будучи человеколюбцем, – они говорят, – он простит». Поэтому и напоминает < нам апостол Иаков>, говоря: «Немилостивый суд несотворившему милости».
29. Сущее < Иак. 2, 13>
Ибо немилостив суд не сотворившему милость.
Толкование. Крепко словами нас устрашает, чтобы не пострадать нам на деле.
30. Сущее < Иак. 2, 13>
Милость превозносится над судом.
Толкование Златоустово ο милосердии. Милость – искусница мудрая, защитница совершающих ее, друг Божий, она всегда рядом с ним стоит, ей легко испросить благодеяния, ο чем захочет. He будем обижать ее. Обижаем ее, когда творим ее за счет лихоимства. A когда она чиста, большое дерзновение имеет: она узников избавляет от уз, разрушает тьму, гасит огонь, умерщвляет червей, изгоняет скрежет зубов. Для нее с большой радостью открываются небесные врата, ибо она воистину царица, делающая людей подобными Богу. Будьте милосердны, сказал, как Отец ваш небесный. Она крылата и легка, y нее золотые крылья, она летает красивее ангелов. Ведь сказано: «Крылья y нее голубиные, посеребренные, междурамие в блистании злата». Как голубь, золотой и живой, она летает, смотрит из-под ресниц кроткими очами. Нет ничего прекраснее этих глаз. Красива и пава, но в сравнении с нею – ничто. Она – птица прекрасная и чудная, и ввысь всегда смотрит. Она – девица с золотыми крыльями, с белым тихим лицом. Крылата и легка, стоит она y престола царского. Когда нас судят, она внезапно заступается за нас и спасает нас от мученья, своими крыльями прикрывая. Такой жертвы хочет Бог.
О том, что ке только верою, но и делами, и не только одним неправедно, но и тем и другим вместе оправдывается человек

31. Сущее < Иак. 2, 14–16>
Что пользы, братья мои, если кто говорит, что веру имеет, a дел не имеет? Может ли вера спасти его? Если брат или сестра будут наги и лишены хлеба насущного, a кто-то из вас скажет: «Идите с миром, грейтесь и питай-тесь», но не даст им нужного для тела…
Толкование. Το, ο чем он говорит, вот что. Если кто-то делами не покажет, что он верует в Бога, то его имя излишне, если он просто называет себя Господень или Верный. Только тот любит Господа, кто за веру в него не побоится и смерти. A что такая y него мысль, то видно из примеров. Авраам, как известно, делом показал, что верует в Бога, принеся в жертву сына своего. Также и Раав, веруя, пренебрегла смертью. Все это < апостол Иаков> говорит, укрепляя верующих, уча быть истинно верующими: не только речами и разговорами любить Господа, но и делом и истиною. Есть многие примеры того, что те, кто возвестили свою веру без дел, те напрасно обманывали себя именем, ибо они ничуть не лучше бесов, которые тоже веруют, что Сын Божий был, что Святый Божий был, и что Он имеет власть над ними. Примечай и еще духовный смысл. Он же не сказал: «Какая польза, если кто веру имеет?», но: «Какая польза, если говорит кто, что веру имеет?» Он сказал яснее: «Покажи мне дело, за которое получил ты имя < «христианин»>. Если ты называешь себя < христианином> без праза на это, напрасно тебе это имя. За какие дела имя тебе дано? Если дела не свидетельствуют, то за именем никогда не закрепится место.
32. Сущее < Иак. 2, 16–19>
…какая польза? Такая вера, если нет y нее дел, она сама по себе мертва. Если кто-то сказал: «Ты веру имеешь, a я имею дела, покажи мне веру свою через дела свои, a я покажу через дела свои веру мою». Ты веруешь во Единого Бога – хорошо делаешь. Но и бесы веруют и гибнут.
Толкование Златоуста. Если кто в Отца и Сына и Святого Духа правильно верует, но правильной жизни не ведет, ничего не дает ему вера для спасения. Вера – это < нечто> великое и спасительное, без веры никак нельзя спастись. Но одной веры недостаточно, требуется жизнь праведная. Потому что если те, кто перенесли тяжкие испытания в пустыне, не смогли наследовать землю из-за того, что возроптали и впали в заблуждение, то как же мы, беспорядочно и в лености прожив жизнь, можем наследовать небеса? Ибо вера, полученная при крещении, мертва для того, кто дел не имеет и не проявит ее праведными начинаниями. Ибо крещение – это залог доброй жизни, ведь Господь наш, в наш образ крестившись через Иоанна, на гору восходит, и в борьбу вступает с дьяволом, и всю его разрушает силу. И этим он показывает пример, чтобы знали, что после божественной купели дела требуются, так что подвиги нас ожидают против < сатаны> через проявление добрых дел.
33. Сущее < Иак. 2, 20–21>
Хочешь ли понять, ο суетный человек, что вера без дел мертва? Ведь и Авраам, отец, не делами ли оправдался – возложил Исаака, сына своего, на жертвенник?
Толкование святого Кирилла. Β το время как блаженный Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник, Павел говорит, что Авраам оправдан верою, да не подумаем, что они противоречат друг другу. Когда не было еще y него Исаака, Авраам веровал и получил награду за веру – Исаака. Но и тогда, когда он возложил Исаака на жертвенник, он не только совершил дело, повеленное ему Богом, но и не отступил от веры в то, что через Исаака потомство его умножится больше звезд, понимая, что может Бог воскресить из мертвых. И еще Павел свидетельством своих слов, подтверждающим их, делает блаженного Давида, мужа, жившего в благочестии, который мудро, по действию Духа, предсказал прощение грехов ради веры, и возвещает всем людям, что наступает время Христа.
34. Сущее < Иак. 2, 22–23>
Видишь ли, что вера способствовала Авраама делам и что через дела вера достигла совершенства, и сбылось слово Писания?
Толкование святого Кирилла. Принеси словесную жертву, изучай законы природы по существу, растопчи жало безответной любви, ибо нет на земле никакой любви, кроме любви κ Богу.
35. Сущее < Иак. 2, 23–24>
Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и был он наречен другом Божиим. Видите ли, что через дела человек оправдается, a не только от одной веры?
Толкование Кирилла. У старости есть праведность, a y чистых сердцем – всех Бог и Владыка всего сущего.
36. Апостольское < Иак. 2, 25–26>.
Так и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв лазутчиков и выведя их другим путем? Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Толкование Севирианово. Слушай Писание, свидетельствующее ο ее оправдании, ее, которая прежде была в блуде: как жемчужина в навозе она светилась, как золото, брошенное в грязь, цветок благочестия, подавляемый тернием, благочестивая душа в плену y злочестия.
О том, что дерзкий и необузданный язык убивает своего владельца и что следует направлять его на похвалу и прославление Бога
37. Сущее < Иак. 3, 1>
He многие пусть будут учителями, братья мои, зная, что мы больший грех примем.
Толкование Златоуста. Потому что кто учит, a сам не делает, не только не получает < от этого никакой пользы>, но и претерпевает большой ущерб и осуждение. Потому что кто живет так нерадиво и, не имея дел, учит, грех на том великий. He согрешающий в деле и в слове, имеющий силу обуздать свое тело, такой человек пусть учит, и в вере пусть наставляет словом правым, словом светлым, живя в вере, показывая, что может укротить свое тело и не оставить в себе никаких житейских привязанностей.
38. Сущее < Иак. 3, 2>
Ибо все мы много грешим.
Толкование Севира. Ибо все мы много грешим. Если кто сказал, что он – Христов ученик, следует, соответственно сказанному, благие дела совершать, какими можно на милость преклонить всеобщего судию Бога, a не замкнуться в свойственных человеку страданиях и потерять надежду на спасение.
39. Сущее < Иак. 3, 2>
Если кто словом не согрешает, тот совершенный муж, способный обуздать и все тело.
Толкование Кирилла. Когда уходит ум, и разум показывает полную несостоятельность, и нечем удержать язык, и он невоздержан, напротив, следует особенно вникать всегда в то, что достойно речи, и произносить совершенную похвалу. Самое ценное в изречении – мудрость, a самое запретное – изрекать хулу < то есть гнилословие> на святое, как сказал премудрый Павел. Поминает он всегда святое Писание: «Да будет слово ваше в благодати солью приправлено». Пусть дает оно благодать слышащим. Богодухновенное Писание принимает кроткого в словах и отвергает невоздержанный язык. Вот и сказал < апостол Иаков>: «Если кто словом не согрешит, совершенный есть муж, способный обуздать свое тело». Говорит и Давид: «Поставь, Господи, охрану моим устам, дверьми огради уста моя». И еще сказал я: «Я оберегу уста мои, чтобы не согрешить мне языком моим». Ибо добрая охрана – иметь язык, который не грешит.
40. Апостольское < Иак. 3, 3–4>
Так, коням узду в рот влагаем, чтобы они повиновались нам, и всем телом их управляем. To же и корабли, хоть и столь < велики> они, и сильнейшие ветры их носят, но малым кормилом направляются они туда, куда хочет кормчий.
Толкование. И еще ο том, что бывает с языком, здесь говорится. Говорит < апостол Иаков>, что уздою бег коня можно удержать, a маленький руль движение корабля направляет. Много больше должны мы направлять язык на то, чтобы говорил он истинное. Да не сочтем его за малое, ведь он может принести нам великие испытания. Красуясь неправдой, он все тело оскверняет. Зажигая нам огонь геенны, и сам горит от этого огня. He этим ли огнем горят нечестивцы, связанные по рукам и ногам и вметаемые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его? Потому и псалмопевец вопиет: «Поставь, Господи, охрану κ устам моим», чтобы не пострадать, как язык ближнего, палимый без всякого облегчения.
41. Сущее < Иак. 3, 5>
Также и язык, будучи маленьким органом, величается. Это малый огонь, но какую громаду сжигает.
Толкование Златоуста. И еще более, чем девицу, храни язык. Язык – это царский конь. Если наложить на него узду и научить ходить ровно и смирно и успокоить его, то сядет на него царь. A если невзнузданным его оставить, скачет и играет, и будет он подобен дьяволу и бесам.
< Толкование> Иисуса, сына Сирахова. Многие пали от меча, но не столько их, сколько павших от языка. Счастлив тот, кто укрылся от него, и не подвергся ярости его, и не потащил ярмо его, и не связан был узами его. Ибо ярмо это железное, узы его медные и прочее.
42. Сущее < Иак. 3, 6>
Язык – это огонь, приукрашение неправды. Язык так расположен среди органов, что сквернитвсе тело, зажигает в нас огоньгеенны, опаляясь отгеенны.
Толкование святого Василия. Если любишь жизнь, исполни заповедь жизни. «Любящий меня, – сказал Господь, – заповеди мои соблюдет». Первая же заповедь – «Удержи язык свой от зла и уста твои от произнесения лжи». Короче, зол и многообразен грех, творимый языком. Β грехе, в похоти, в пререканиях, в неправде, в лжи произнося слова – согрешаем языком. От него сквернословие, пустословие, клевета, проклятья, лжесвидетельство и все злое; и больше этого есть языка творение – словами своими мы оправдываемся. Перестань языком своим служить злу, и уста твои пусть не говорят лжи. Ибо язык – это орудие, данное тебе, чтобы служить тебе словом, и освободиться от дьявольского действия заставь его.
43. Апостольское < Иак. 3, 7>
Все естество зверей, птиц, гадов, морских тварей укрощается естеством человека.
Толкование. Однако движение языка проявляет другую сторону слова, и это плохо. Говорит как бы нелепицу: всем мы владеем и на суше, и в воздухе, и на море, a языком своим овладеть не можем.
44. Сущее < Иак. 3, 8>
Языка своего никому не укротить из людей, он – неудержимое зло и яд смертельный.
Толкование. Языка никто из людей не может укротить, хотя он и кажется нам бессильным. Посмотрим чуть выше написанное, пойми сказанное ясно: «Всякое естество…» и так далее. Как это: всех тех укрощаем, a язык – неукротим? Если сказал «всякое», то и язык он имеет в виду. Если человек зверей, y которых другая природа, укрощает, то тем более часть себя – язык, как не укротить? Но как прежде сего, то и после написанное слышим: «Язык – сказано – никто из людей не может удержать». Негоже, братья, этому быть! Почему говоришь, почему предполагаешь такое несчастье? Разве никто не может его укротить? He может этого быть. Если непобедим язык, то как же Павел его победил? Как хулящие уста стали богословствующими? Как это – тот, кто наострил против Христа укоры, напротив, преумножил красноречие ο Христе?
Толкование того же Златоуста. Язык – это острый меч, да не наносим им раны другим, но свои струпья срезаем.
Толкование Исихия. Как острый меч готов, чтобы сечь, и легок, чтобы губить, так и больше – злой язык.
45. Сущее < Иак. 3, 9–10>
< Языком> мы благословляем Бога и Отца, им же проклинаем людей, сотворенных Богом. Из тех же уст исходит и благословение, и проклятье.
Толкование. Все это далеко от кротких и разумных уст учеников Христа, удостоенных этого таинства. He признося ничего горького, не говоря ничего злого ο Божестве устами своими и языком, сохраним его в чистоте. He будем произносить им проклятий, ведь хульники не наследуют Царствия Небесного. Ибо хула и молитва далеко отстоят друг от друга, проклятье и молитва разделены великой преградой, осуждение и молитва далеко отстоят друг от друга. Кто просит Бога ο милости, пусть молится и ο других, ведь если мы не простим, не проститься и нам.
46. Сущее < Иак. 3, 10–12>
He должно, братья мои, чтобы так было. Разве течет из одного источника cладкое и горькое? Разве может, братья мои, смоковница маслины производить, a лоза – смоквы? Также ни один источник и соленую, и пресную воду не источает.
Толкование. Властолюбцы, любящие мудрость века сего, вражду и ложь против праведных учителей, честно наставляющих людей, возбуждают, завидуя им и смешивая божественное и человеческое, заставляют слушателей не принимать во внимание сказанное, и отсюда происходят ереси. Он порицает учение, которое не от Божественной мудрости, a от демонов бывает. И это он сказал, похваляя тех, кто учит добру в кротости, мудрости и благим делам.
О том, что нужно жить в добре, без ссор друг с другом, происходящих от тщеславия, свойственного человеческому мудрованию
47. Апостольское < Иак. 3, 13–17>
Если кто из вас мудр и разумен, пусть докажет это добрыми делами своей жизни, с мудрой кротостью. Но если зависть горькая и сварливость в вашем сердце, не хвалитесь и не лгите на истину. Это не та мудрость, которая нисходит свыше, a земная, душевная, бесовская. Ибо где зависть, сварливость и всякое зло, там и нестроение.
О Божественной премудрости
A мудрость, нисходящая свыше, во-первых, чиста, затем мирна, послушна, полна милосердия и благих плодов…
Толкование Златоуста. Очистим от скверны уши нашей души. Как скверна и грязь телесным ушам, так жизненные события, касающиеся ростовщичества и взятия в долг, хуже всякой скверны заграждают слух разума, и не только заграждают, но и оскверняют его.
48. Апостольское < Иак. 3, 17–18>
…беспристрастна она и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется y тех, кто творит мир.
Толкование. < Премудрость> не заботится ο надзирании за пищей и различными < настоями> трав. Об этом точнее говорит Павел в Послании κ колоссянам.
О том, что из-за лени и сластолюбия распри, бесчинства и вражда с Богом бывают
49. Сущее < Иак. 4, 1–2>
Откуда y вас вражда и распри? He оттуда ли, не от вожделений ли ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете, убиваете и завидуете – и не можете достигнуть, препираетесь и боретесь – и не имеете. Потому что не просите.
Толкование. Показывает < апостол Иаков>, что словно расширяется учительное слово. Все, будучи плотскими, делают худо. Именно таких Павел обличает, говоря: «Если в вас зависть и ревность, разве вы не плотские?»
50. Сущее < Иак. 4, 3–4>
Просите и не получаете, потому что плохо просите, чтобы в своих вожделениях растратить, поэтому просите плохое, прелюбодеи и прелюбодеицы.
Толкование Севирово. Так было и с фарисеем, которого Лука в Евангелии обличает. Ибо став, – говорит, – посреди церкви, громко просил и молился, так, как будто достоин он получить просимое, вот как высоко ценил он свои дела – и говорил: «Пощусь дважды в неделю, даю десятую часть того, что приобретаю». Гордился он тем, что он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, не лихоимец. Но чем больше он говорит, тем дальше отходят его слова от слуха Божия, его слов пустое бремя вышло из уст его и бессмысленно растаяло, как бурные волны.
Некоторые, как они полагают, молятся – и не получают, это ο неправильно и дурно просящих, ради пустых удовольствий. Но скажут, что иной просит ο постижении Бога, об увеличении добродетелей – и не получает. Ο них известно, что они просят не для того, чтобы иметь эти блага, a чтобы хвалиться ими перед людьми. Сластолюбцам свойственно радоваться, хвалясь, хотя и не дается им, потому что расточают они в удовольствиях то, что просят.

51. Апостольское < Иак. 4, 4>
Разве вы не знаете, что любовь κ этому миру есть вражда κ Богу? Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу.
Толкование. Миром он называет вещественную жизнь, матерь тления, приобщившийся κ которой становится врагом Богу.
Толкование Оригена. Потому что зло есть для нас ходатай за любовь κ миру, a добродетель ходатайствует ο любви κ Богу. Поэтому добродетель и зло не могут жить вместе.
Приточник. Тот, кто любит мир ради греха, является врагом Бога. Также и любовь κ Богу, через благочестие проявляемая, тотчас же врагом становится миру. Именно поэтому невозможно работать Богу и мамоне, и любить и Бога, и мир. Кого хочет Господь, придя, сделать друзьями Бога? Он меч и разделение поверг на землю. Ибо слово его учения разделяет, отделяет земное и плотское, для этого устроено так, чтобы была вражда κ миру и единство κ Богу. Этим он дает покой, но не так, как желает мир. Ибо этот мир хочет покоя через плотскую любовь. A Господь, давая мир, делает нас друзьями Бога.
Толкование. Хотя и не все подходит κ сказанному, но особенно старался я представить из толкований нечто, отысканное для пользы. Ведь Господь наш Иисус Христос сказал в Евангелиях: «Если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее и отбрось от себя. Ибо лучше тебе войти в Жизнь хромым, чем, имея две руки и ноги, быть вверженным в Огонь. И если правый глаз соблазняет тебя…» и так далее. Об этом и Златоуст говорит: «He об органах тела, сказано, a ο друзьях, которые для нас то же, что и органы тела». Об этом и выше говорилось, и сейчас говорится: «Нет ничего хуже, чем жить со злом». Поэтому < апостол Иаков> с великой яростью повелевает отсекать то, что вам вредит.
52. Сущее < Иак. 4, 5–6>
Или вы думаете, что Писание говорит вам неправду: «Из зависти возлюбляет дух, вселившийся в вас, болыпую дал благодать»? Поэтому Соломон говорит…
Толкование. По зависти дьявола смерть вошла в мир и поселилась в нас. Христос же, как говорит Писание, вселился в нас, чтобы уничтожить явившуюся из-за зависти смерть. И не только это, но и великую нам дал благодать. Он сказал: «Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком». Когда Бог нас восхотел, он в нас вселился. Исайя ясно сказал: «He заступник, не ангел, но сам Господь спас нас, потому что он полюбил нас». Как это он, спася нас, великую дал благодать? Погубив искусителя нашего тем. Сказано: «Бог гордым противится». He горд ли тот, кто кричит: «Вселенную всю охвачу, как яйцо»?
53. Сущее < Иак. 4, 6–7>
«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». Повинуйтесь Богу, противьтесь же сатане, и он отступит от вас.
Толкование Дидима. Гордость – это до крайности вознесенное зло. Смирение же и скромность – эта великое благо. И то, и другое нашим изволением и волею приносят нам и добро, и зло.
О покаянии для спасения и ο неосуждении ближнего
54. Сущее < Иак. 4, 8–9>
Приблизьтесь κ Богу, и он приблизится κ вам. Очистите руки, грешники, очистите сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте. Смех ваш да обратится в плач, a радость – в печаль.
Толкование. Ибо после согрешения надлежит нам покаяние, оно не плача, a блаженства достойно, приводя κ ликам праведных. Расскажи ο своих грехах сперва, – сказал < апостол Иаков>, – чтобы потом оправданным быть. A если после согрешения не устыдиться – не такая беда пасть, как павши не встать! Ибо если тот, кто в исправлении преуспел, нечист, тогда тот, кто таков же, да еще и в грехе, – какое примет прощение?
55. Сущее < Иак. 4, 10>
Смиритесь перед Богом, и вознесет вас.
Толкование. Блажен смиряющийся перед Богом. Ведь говорит Иаков: «Смиритесь перед Богом, и вознесет вас». Ибо, если так смиримся, то, даже если будут против нас замыслы от бесов или от людей, ненавидящих добрые дела, есть y нас Бог, который избавит нас. Только бы не забыть нам его Закона, и не ослабеть в печалях. Сказал же Давид: «Погляди на смирение мое, и избавь меня, ибо Закона твоего я не забыл».
56. Сущее < Иак. 4, 11–12>
He клевещите тайно друг на друга, братья. Клевещущий на брата и осуждающий его клевещет на Закон и Закон порицает. Если ты судишь Закон, то ты не исполнитель Закона, a судья его. Один есть законодавец и судья, и он может спасти и погубить. A ты кто, осуждающий другого?
Толкование. Страсть выявляет все злое нашего разума, она – начало и источник высокомерия. И некоторые, молящиеся ο том, чтобы себя оправдать и жить в Боге, того не делают, a следят за другими. Если видят кого-то больным, забывают про свои болезни. Осуждать такие любят, не зная, что себя они осуждают, и поэтому началом клеветы называют их. Так и мудрый Павел пишет: «Чем осуждаешь другого, тем и себя осуждаешь. Именно так делает тот, кто осуждает другого».
О том, что не от людей, a от Бога исправляется поведение людей
57. Сущее < Иак. 4, 13>
Эй, послушайте, говорящие: сегодня или завтра мы пойдем в такой-то город и проведем там год один, и будем торговать и приобретать.
Толкование. Это сказано ο высокоумии, которому конец – уничтожение.
Другое толкование. Te, кто для далеких путешествий, будучи одержимы страстью κ приобретению того, что там, предпринимают далекий путь по морю и его волнам, создают орудие против своего лихоимства. A другие суетными приобретениями набивают кошельки, неподобающим образом собирая ростовщические прибыли, огонь и муку льют себе на голову.
58. Сущее < Иак. 4, 14–16>
…не знающие будущего. Что есть жизнь наша? Пар, появляющийся ненадолго и потом исчезающий. Вместо того, чтобы сказать: «Если Богу будет угодно, будем живы и сделаем то и это», вы тщеславитесь в своей гордыне. A такая похвальба – от сатаны. Тому же, кто знает, что надо делать добро, и не делает, это вменится в грех.
Толкование. < Апостол Иаков> не осуждает произволение, но показывает, что не все зависит от человека, но надо просить благодати свыше. Следует, однако, хотеть и стремиться, но уповать не на свои труды, a на Божие милосердие. Ведь сказано в Притчах: «He хвались завтрашним днем, ведь не знаешь, что наступит». He от вас зависит, что будет завтра, также как и от наемника, нанятого на один день. Какая власть y тебя есть, кроме распоряжений того, кто тебя нанял?
О лихоимстве богатых, и ο нищих, которые в мире, и ο праведном суде Божьем
59. Сущее < Иак. 5, 1–2>
Эй, послушайте, богатые, плачьте, вопия ο бедствиях ваших, грядущих на вас! Богатство ваше сгнило, одежды ваши съедены молью.
Толкование Златоуста. Вступи на путь самоограничения. До каких пор пиры, до каких пор нега? He насытились ли уже, ленясь, смеясь, наряжаясь? И снова за то же: снова пиры, еда превосходная, богатство, села, дома? Какая от этого польза? Смерть. Какой конец? Мучение и скрежет < зубов>, гниение и черви.
Толкование Исихия. По человеколюбию предсказывает мучение, чтобы, покаявшись, не были в числе наказываемых.
Толкование Кирилла. To есть гнев не только в том, чтобы заколоть, как барана или вола, поэтому он справедливо говорит нам: «Эй, послушайте, богатые, плачьте ο бедствиях ваших, грядущих на вас». «Ибо вы питались и насытились на земле, откормили сердца ваши, как на убой». Таковы были и иудейские наставники, некоторым образом пасущиеся, от людских приношений, на пастбищах просторных и плодородных. Разжирев от почестей, он пали, несчастные, как овцы или телята, от Господня ножа.
60. Сущее < Иак. 5, 3–4>
Золото ваше и серебро проржавело, и ржавчина эта – свидетельство против вас будет, и съест, как огонь, плоть вашу – собранное на последние дни. Это плата работников, жавших ваши поля, обобранных вами; они вопиют, и вопли жнецов до слуха Господа Саваофа дошли.
Толкование. Свидетельствует против нас ржавчина, обличая, что не подавали мы < нуждающимся>, так же как одежды, съеденные молью.
61. Сущее < Иак. 5, 5–6>
Веселились вы на земле и наслаждались, и упитали сердца ваши, как в день заколения. Вы осудили, убили праведника, который не сопротивляется вам.
Толкование. Что же? Отстраняет от пищи? И весьма! Почему зто создано для еды? Ибо и хлеб создал Бог, но возбраняет неумеренность. He от якобы нечистой пищи воздерживаться повелел, но от губящей душу неумеренности. «Потому что все, сотворенное Богом, хорошо, – сказал, – и ничто не запрещено, вкушаемое с благодарностью».
62. Сущее < Иак. 5, 7>
Так что потерпите, братья, до пришествия Господня. Вот пахарь ждет другого плода земли, терпя ради него, пока получит дождь ранний и поздний.
Толкование Кирилла. Ибо, хотя, сказал он, Бог назначил злоумышленникам мучение, но ждет их покаяния, не для красоты так делает и не из любви κ грешникам, но время на покаяние им давая.
Обещал обидящим мучение, обидимым терпеть он повелел, пришествия ожидая Господня. Кроме того, запрещает проклинать, но в молитве и пении упражняться и веру иметь κ священникам Божьим, a κ ближним любовь, чтобы молиться за них. A доказательством силы молитвы он приводит, как пример, Илию. И наконец, какая мзда тем, кто обращает грешников.
63. Сущее < Иак. 5, 8>
Потерпите и вы, укрепите сердца ваши, ибо пришествие Господне приблизилось.
Толкование. Долготерпение – друг κ другу, a ожидание – κ внешним. Te же, кому кажется, что они здесь оставлены, там многой славой насладятся.
Когда же те, кто великомудрствует, увидят, что те близ Бога, кому они наносили раны, которыми пренебрегали, над которыми смеялись, тогда возрыдают они и восплачут, видя тех в такой светлой земле.
64. Сущее < Иак. 5, 9–11>
He сетуйте друг на друга, братья, чтобы не быть осужденными. Вот Судия стоит y дверей. Пусть будет нам примером перенесения страстей, братья мои, то, как переносили страдания пророки, которые говорили именем Господним. Восхвалим терпящих. Вы слышали ο терпении Иова…
Толкование. Если мы благодарим Бога с радостью великою, та радость бывает велика! Можно приносить благодарность только из страха, a можно возносить благодарность, будучи в горе, как благодарил Иов. Β болезни говорил он: «Господь дал, Господь и взял; как угодно Господу, так и стало». И пусть никто не говорит, что не удручило его случившееся и что печалью не покрылся он, пусть не отнимают величие похвалы y праведника. Если это было не из страха, не из покорности только, но по природе вещей, какова похвала? Скажи-ка, когда ты хвалишь Иова? Тогда ли, когда имел он верблюдов, и стада, и волов, или тогда, когда он возопил: «Господь дал, Господь и отнял»? Ведь и дьявол нас не тем опустошает, когда добро наше отнимает, ибо знает, что оно – ничто, a тем, что принуждает нас изрекать хулу.
65. Сущее < Иак. 5, 11>
…знаете, как это окончил Господь, ведь он премилостив и милосерден.
Толкование. Ибо в том, что произошло, видны нам и ложь дьявола, и Божественное неложное свидетельство.
66. Сущее < Иак. 5, 12–16>
Прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой, но да будет слово ваше: «да»–«да» или «нет»–«нет», чтобы не впасть вам в осуждение.
О долготерпении, и ο перенесении страданий, и об истине
Страдает ли кто из вас, пусть молитву творит, кто благодушествует – пусть поет < псалмы>. Болен кто из вас – пусть призовет священников церковных, и пусть они молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. Молитва веры спасет болящего, и исцелит его Господь. И если сотворил он грехи, простятся ему. Признавайтесь друг другу в грехах, творите молитву друг за друга, чтобы исцелиться. Много может молитва праведника, если ей помогают.
< Толкование>. Для того y древних клятва была узаконена, чтобы клялись они не идолами. Ибо сказано: «Клянитесь Богом истинным».
< Толкование>. Да будет жизнь ваша подтверждением клятвы. A если кто дерзает принудить вас κ клятве, да будет ваше «да»–«да» и ваше «нет»–«нет» вместо клятвы.
Потому запрещено клясться небом и землею, чтобы не воздавали мы чести творению, превращая его в Бога, создавшего его. «Кто клянется, – сказал, – пусть клянется высшим», так сказал апостол.
< Толкование> Максимово ο молитве праведного. Я знаю двух видов молитву праведного. Согласно одному, когда молящийся совершает молитвенное прошение по заповеди дел Божиих, не только славословием, пустозвучными словами, которые отпадают без пользы и лежат втуне, но самим делом и жизнью, воодушевляясь заповедями Закона. Существо молитвы и моления – добродетель, поэтому y праведника молитва крепка и всесильна, она усилена заповедями. Согласно другому виду, молитва праведника исправляет жизнь благодаря добродетельной жизни, которая делает молитву сильнее. Ведь не поможет молитва праведного тому, кто в ней нуждается, если грехи превосходят добродетели. Поэтому и плакал когда-то великий Самуил, когда согрешил Саул, но не смог умолить Бога, ибо не было y него помощника плача на исправление Саула. Потому и повелел Господь слуге своему прекратить неразумный плач и сказал: «Доколе будешь печалиться ο Сауле? Это я унизил его, чтобы не был он служителем Израилю». И то же ο Иеремии, который жалел иудеев, впавших в идолопоклонство, и не был услышан, молясь, ибо не имел силы молитвы, чтобы обратить от заблуждения идолопоклонства безбожных иудеев. И потому, пока он напрасно молился, сказал ему Бог: «И ты не молись ο людях сих, не проси помиловать их, не заступайся за них, потому что не послушаю тебя». Так что сказали мы: «Большую силу имеет молитва праведника, она дает ему смелость < обратиться> κ тому, кто может исполнить прошение праведника».
Поучение каждому сообразно с верой
67. Сущее < Иак. 5, 17–18>
Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шестъ месяцев. И снова помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила свои плоды.
Толкование. Β Третьей книге Царств сказано: «И сказал Илия пророк, из Фезвон Галаадских, κ Ахаву: “Жив Господь, Бог сил, Бог Израилев, перед которым я стою. Да будут в эти годы роса и дождь только по слову моему”».
Толкование Златоуста. Если таким образом, как тая от голода, придут κ Творцу, голод будет для них началом спасения. «Ибо ничто, – сказал, – не может научить их, кроме голода». Пусть через это наказание κ Создателю всего обратятся. Вскоре вышло слово пророка, и тотчас воздух переменился, небо стало медным, но не естеством оно изменилось, но действием взнуздано. И тотчас стихии преобразились. Пало слово пророка, как огонь, обжигая бока земли, и она вдруг вся иссохла, и стала без красоты, не имея вида.
О том, что следует послужить спасению ближнего
68. Сущее < Иак. 5, 19>
Братья, если кто из вас уклонится от пути истины и кто-то вернет его на этот путь, пусть знает, что тот, кто обратил грешника от ложного пути, спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Толкование Златоуста. Как подобает отклонять от заблуждения? Так же, как < трудятся> земледельцы. Они раз посеют семена, но те не остаются без перемен, a нуждаются в уходе, чтобы в тумане на земле посевы не достались птицам. Так и мы: если не часто ο своих обязанностях вспоминаем, на воздух все бросаем. Дьявол крадет, леность наша губит, солнце сушит, сорняки давят, потому что не достаточно только однажды посевы освободить, но много требуется усердия – отгонять птиц небесных, вырывать сорняки, очищать землю от камней. Но так бывает с землей – она ведь бездушна лежит и κ страде готова. A что касается духовной земли, там не так. He учителю все это < надлежит сделать>, но, если не целиком, то половину, ученику: нам надлежит сеять семена, a вам – творить по слову изреченному. Как слуги будьте для спасения ближнего.