Государственная Дума

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Подготовительный период (12 декабря 1904 года, 17 октября 1905 года, 27 апреля 1906 года). –
Первая Дума. – Вторая и Третья Думы.
12 декабря 1904 года был обнародован Высочайший указ Правительствующему Сенату, в котором говорилось: «По священным заветам Венценосных предков Наших, непрестанно помышляя о благе вверенной Нам Богом Державы, Мы, при непременном сохранении незыблемости основных законов Империи, полагаем задачу правления в неусыпной заботливости о потребностях страны, различая все действительно соответствующее интересам народа от нередко ошибочными и преходящими обстоятельствами навеянных стремлений. Когда же потребность той или другой перемены оказывается назревшею, то к совершению ее Мы считаем необходимым приступить, хотя бы намеченное преобразование вызывало внесение в законодательство существенных нововведений».
Далее в указе говорилось, что «во главе забот» будет наилучшее устройство «многочисленнейшего у нас крестьянского сословия», а потом в 8 пунктах указывалось на необходимость «принять действительные меры к охранению полной силы закона», «предоставить земским и городским учреждениям возможно широкое участие в заведывании различными сторонами местного благоустройства», «внести должное-единство в устройство судебной в Империи части» и т.д.
Словом, из этого указа ясно было, что Россия нуждается в широких реформах, что необходимы быстрые меры для улучшения жизни населения.
Какие же обстоятельства вызвали такого рода указ? Почему он обнародован был именно в конце 1904 года?
Главною причиною явилась японско-русская война, которая раскрыла все наши неурядицы и вызвала всеобщее недовольство. В ночь на 27 января 1904 года японская эскадра неожиданно для нас подплыла к гавани Порт-Артура и внезапно произвела минную атаку на русскую эскадру. Ответом на это нападение был Высочайший манифест 27 же января с объявлением войны.
Надо сказать, что японцы одерживали над нами победу за победой, обнаружив полную нашу неподготовленность, явившуюся следствием недочетов в нашем государственном строе.
Общество с тревогою следило за несчастною для нас войною и громко требовало реформ, т.е. иных, лучших порядков, чем те, которые привели Россию к позору и бедствиям.
Особенную энергию в это время проявили наши земства.
Земские собрания открыто указывали на язвы родины, посылали об этом адреса на Высочайшее имя, собирали съезды, совещания, причем на одном из таких частных совещаний, состоявшемся 6-8 ноября 1904 года в Петербурге, они в 11 пунктах высказали, что нужно предпринять для спасения родины от многих бед, нависших над нею.
Земские собрания, разделяя взгляды участников названного совещания, мужественно поддержали их, делая соответствующие постановления.
И вот в ответ на такого рода тревожное общественное настроение, в качестве меры успокоения, и последовал Указ Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 года, выдержку из которого мы привели в самом начале.
Но скоро дело настолько ухудшилось, что названный Указ уже не оказал ожидаемого от него воздействия, и меры, им предположенные, представлялись недостаточными, что признало и само правительство.
Пока же русское общество, объединяясь в лице своих мыслящих представителей на банкетах , выносило резолюции или постановления, в которых проводилась та же мысль и говорилось о нестроениях в нашей государственной жизни и желательных изменениях в ней.
Такие банкеты устраивались во множестве городов в течение осени 1904 г. и зимы 1904 и 1905 гг.
18 февраля 1905 года был обнародован Высочайший Указ Сенату, в котором впервые выразилось стремление обновить государственный строй, путем облегчения «всем верноподданным» возможности непосредственно «быть услышанными» Верховною властью.
В опубликованном в тот же день Высочайшем рескрипте на имя министра внутренних дел, гофмейстера А.Г. Булыгина, говорилось, что «преемственно продолжая царственное дело Венценосных предков Моих – собирание и устроение земли Русской, Я вознамерился отныне с Божьей помощью привлекать достойнейших, доверием народа облеченных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».
Такого рода изменение в государственном строе, однако, оказалось неудовлетворительным, что и было затем признано Манифестом 17 октября 1905 года.
Многочисленные частные собрания, совещания, а также земские собрания и съезды, газеты и журналы, выражая настроение России, указывали, что законосовещательное учреждение не отвечает назревшим нуждам: страна желает, чтобы представителям ее предоставлено было право не совещательного голоса, а законодательного, чтобы избранники народа являлись составителями законов.
Между прочим, 22-26 апреля 1905 года в Москве состоялось опять совещание земских деятелей, которые, продолжая работу петербургского совещания, о котором мы говорили, совершенно отрицательно отнеслось к задачам, возложенным на министра внутренних дел г. Булыгина.
А тут как раз стряслось над Россиею тяжелое бедствие. 14 мая 1905 г. соединенные русские эскадры столкнулись близ острова Цусимы с эскадрой японского адмирала Того. В результате боя, длившегося всего несколько часов, большая часть судов адмирала Рождественского затонула, а несколько сдалось в плен.
Пленниками оказались и оба наши адмирала: Рождественский и Небогатов. Весь русский флот погиб. Лишь крейсеру второго ранга «Алмазу» да двум контр-миноносцам удалось прорваться во Владивосток. Цусимская битва стоила нам, кроме того, 13 000 человек, из которых 7 000 погибли и 6.000 взято в плен. Стоимость погибших судов исчисляется в 150-200 миллионов рублей.
Цусимское поражение нанесло тяжкий удар национальному самолюбию русского народа. Оно еще ярче вскрыло язвы наших нестроений, что заставило общество быть еще более требовательным и в более резких формах настаивать на немедленных реформах.
Вместо мирных сравнительно банкетов конца 1904 и начала 1906 г. стали организоваться уже митинги, т.е. многолюдные собрания всех слоев населения в закрытых помещениях или под открытым небом, на улицах и площадях.
Земские собрания, в свою очередь, указывали на необходимость коренных изменений в государственном строе, а 24-25 мая в Москву съехались представители не только земств, но и городов. Они составили адрес, указав в нем все нестроения, и избрали депутацию для представления его Государю.
В ответ на речи депутатов было высказано непреклонное намерение созывать выборных от народа для привлечения их к работе государственной.
Между тем исполнение воли Царской замедлилось. Опубликованное лишь 6 августа 1905 г. «Учреждение Государственной Думы» не удовлетворило страну. Тревога общественная росла и закончилась в октябре 1905 года всеобщею забастовкою. Приостановилось железнодорожное движение.
В этом месяце, именно 17 октября, и был обнародован знаменитый Высочайший Манифест, который положил начало обновлению нашей государственной жизни.
Содержание его таково:
«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная – Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости отечеству Державы Нашей.
Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению принятых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих предначертанных Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем Мы, выполнение непреклонной Нашей воли:
1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3) Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей».
Вот какие события предшествовали обновлению нашего государственного строя.
Первая Государственная Дума была собрана 27 апреля 1906 года на основании Высочайшего указа от 20 февраля 1906 года.
В этом указе говорится, что «Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сем учреждении и в учреждении Государственного Совета»; что «Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу».
Затем, в главе V, в статье 31 перечисляются предметы ведения Государственной Думы, а именно:
а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действий и отмены;
б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;
в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;
г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующих Высочайшего соизволения;
д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;
е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.
Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами.
В 32 статье той же V главы «Учреждения Государственной Думы» говорится, что «Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов».
Наконец статья 33 той же главы гласит, что «Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений действий, кои представляются незакономерными».
Из приведенного списка предметов ведения Государственной Думы совершенно ясно видно, что с ее учреждением наш государственный строй должен был совершенно измениться.
Именно, он из неограниченного монархического образа правления превратился в строй представительный или конституционный.
При неограниченном монархическом образе правления население не принимало ровно никакого участия в государственных делах.
Когда же была учреждена Дума, то законодателями сделались представители населения, наделенные законодательными правами.
Ко всему сказанному добавим еще, что, на основании 14 статьи главы III «Учреждения Государственной Думы», члены ее «пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы».
Они, – как гласит статья 15-ая той же главы, – могут подвергаться «лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежат личному задержанию в доме», причем по статье 16 той же главы «для лишения свободы члена Государственной Думы во время ее сессии (т.е. занятий) должно быть испрошено предварительное разрешение Думы», кроме тех случаев, когда члены Думы совершили такие преступления, за какие привлекаются к ответственности высшие чины государственного управления, как, например, министры, сенаторы и т.д.
Теперь перейдем к ознакомлению с первой Государственной Думой, начавшей свои работы, как мы уже сказали, 27 апреля 1906 года, после тронной речи Государя, произнесенной пред собравшимися депутатами в Зимнем дворце .
Она состояла из 499 депутатов, которые по партиям распределялись таким образом:
1) К партии «Народной свободы» или конституционно-демократич. принадлеж.161 депутат.
2) -//- трудовой группе 97.
3) -//- беспартийным 67.
4) -//- без указания направления 42.
5) К польскому коло 32 депутат.
6) -//- группе умеренных 31.
7) -//- группе западных окраин 20.
8) -//- социал-демократической партии 17.
9) -//- партии демократических реформ 14.
10) -//- литовских депутатов 7.
11) -//- латышской группе 6.
12) -//- эстонской группе 5
Таким образом, в первой Государственной Думе народные представители распределялись на 12 групп, но, принимая во внимание, что поляки, эсты, латыши и литовцы составляли, по направлению, одну партию автономистов, т.е. отстаивали самостоятельность своих областей, а взгляды 42 депутатов были вовсе неизвестны, то всего в первой Думе было 7 партий: народной свободы, трудовой группы, социал-демократическая, демократических реформ, умеренных, беспартийных и автономистов.
Господствующее положение занимала партия народной свободы, число членов которой (161) составляло более 32 процентов общего числа депутатов.
Никакая другая партия не имела такого количества представителей.
Благодаря такому преобладанию, из партии народной свободы избрано было большинство президиума первой Государственной Думы, т.е. главные представители ее: председатель, товарищ председателя, старший секретарь и два младших.
Все это были известнейшие люди и по своей предшествующей деятельности и по высшему образованию .
Первая Дума, имевшая 39 заседаний, стремилась главным образом, добиться амнистии, т.е. прощения политических преступников, увеличения площади крестьянского землевладения и осуществления политической и гражданской свободы.
В этом духе был составлен ответный адрес на тронную речь Государя в Зимнем дворце. Этот адрес сделался программою первой Думы.
9 июля 1906 г., т.е. всего через 2 месяца и 12 дней после открытия, был обнародован Высочайший манифест о роспуске первой Думы и о созыве новой 20 февраля1907 года.
Тогда около 180 депутатов, главным образом, из партии народной свободы, отправились в Финляндию, в г. Выборг, где 10 июля составили воззвание к народу. За это подписавшие воззвание впоследствии преданы были суду и приговорены к трехмесячному тюремному заключению.
Председатель совета министров П.А. Столыпин вел переговоры с некоторыми, из умеренно — прогрессивных депутатов первой Думы о вступлении их в министерство, но переговоры не увенчались успехом.
Наконец, в промежуток времени между первой и второй Думой, правительством, в порядке 87 статьи Основных Законов был издан ряд законов: 5 октября «об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей», в силу чего надельные крестьяне, между прочим, получили право избираться в гласные земства без утверждения губернатора, а имеющие купчую землю или вообще не надельную — участвовать в выборах земских гласных наравне со всеми землевладельцами; 17 октября указ, разрешивший старообрядцам и сектантам образование общин, построение церквей и т. д. и закон 9 ноября 1906 г. о крестьянском землевладении и землепользовании, предоставивший крестьянам свободный выход из общин.
С целью борьбы с волнениями, почти вся Россия ко времени созыва второй Думы была объявлена частью на военном положении, частью на положении чрезвычайной и усиленной охраны.
Вторая Дума, как мы уже сказали, созвана была одновременно с Государственным Советом 20 февраля 1907 года. Тронной речи Государя уже не было, и открывал Думу товарищ председателя Государственного Совета г. Голубев.
В Думе было 505 депутатов, распределенных по партиям на 9 групп, а именно:
1) трудовая группа и крестьянский союз 100.
2) партия народной свободы 92.
3) социал-демократическая 65.
4) беспартийные 50.
5) социал-революционная 34.
7) правые 22.
8) народные социалисты 14.
9) партии разных союзов:
а) польское коло 47.
б) мусульман 31.
в) казаков 17.
Таким образом, во второй Думе преобладающею группою была трудовая вместе с крестьянским союзом, а затем уже партия народной свободы, которая, как мы видели, в первой Думе занимала первое место.
Далее, во второй Думе оказалось почти в четыре раза больше, чем в первой, социал-демократов и, кроме того, появились три новые партии, которых не было в первой Думе: правые, социалисты-революционеры и народные социалисты.
В виду такого изменения в партийном составе, и президиум во второй Думе был уже не из одних членов партии народной свободы, как в первой Думе, а смешанный .
Таким образом, среди членов второй Думы были представлены четыре партии, составлявшие большинство в Думе, а именно вместе взятые члены: партий: трудовой, народной свободы, социалистов-демократов и социал-революционеров составляли около 58 процентов всех депутатов.
Первая Дума, представлявшая немало законопроектов, за краткостью существования окончательно рассмотрела и приняла лишь один из них – об отмене смертной казни, и сделала ряд чрезвычайно важных запросов правительству.
Вторая Дума, просуществовавшая месяцем больше первой до 3 июня 1907 года, т.е. 3 месяца и 13 дней, или 103 дня, имела 53 заседания – на 14 больше первой.
В четвертом ее заседании, 2 марта, обрушился потолок в большом думском зале в Таврическом дворце.
К счастью, произошло это в 7 часов утра, до прибытия депутатов, которые, собравшись в 11 1/2 часов, открыли заседание в другом, круглом зале Таврического дворца, и постановили, отложив заседание, произвести расследование причин обвала потолка, а покуда подыскать новое помещение.
Через четыре дня, 6 марта, Дума возобновила свои заседания в помещении дворянского собрания, а 7 марта приступила к законодательным работам.
На этом заседании была прочитана председателем совета министров декларация или программа правительства.
Первый министр говорил, что правительство будет стремиться прочно закрепить новый, представительный образ правления и провести ряд реформ, содействующих развитию общественной самодеятельности и самоуправления. Тут же председатель совета министров указал на ряд законопроектов, которые правительство обещало внести на рассмотрение законодательных учреждений.
Такая же декларация была прочитана и в открывшемся в этот день Государственном Совете.
На следующий день Государственная Дума приступила к своим занятиям. Мы не имеем возможности изо дня в день следить за ее работами, а потому скажем, что за время краткого своего существования вторая Государственная Дума, указывая да всякого рода незаконные действия и раскрывая все темные стороны в государственной жизни, обсудила вопросы и законопроекты: о народном продовольствии и помощи голодающим, об отмене военно-полевых судов, о помощи безработным, о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, аграрный или земельный вопрос, о штатах Государственной Думы, о наказе Думы, о местном суде.
Кроме того, Думою сделан был целый ряд запросов и у нее произошло немало столкновений с правительством.
Между прочим, бурные прения возникли за два дня до роспуска Государственной Думы, именно 1 июня, когда председатель совета министров, г. Столыпин, потребовал устранения из Думы всех членов социал-демократической партии, как находящихся под следствием по» обвинению в государственном преступлении.
3 июня 1907 года был опубликован указ о роспуске и второй Думы, который объяснялся тем, что «по новизне дела и несовершенству избирательного закона, законодательное учреждение это пополнялось членами, не являвшимися выразителями нужд и желаний народа».
В тот же день издан был и новый; избирательный закон, по которому уже и происходили выборы в третью Думу.
Новый избирательный закон уменьшил число выборщиков на 2 632: в то время, как при выборах в первую и вторую Государственные Думы было в 53 губерниях и 24 городах 8 496 выборщиков, по новому закону число их выразилось 5 864.
Число депутатов также понизилось с 524 на 442, т.е. народных представителей уменьшилось на 82 человека.
Особенно невыгодно закон этот отразился на крестьянах, — он в два раза уменьшил общее количество выборщиков от крестьян: именно в 51 губернии на 5 161 выборщиков крестьян только 1 147, или всего 20 %. Между тем, при выработке первого избирательного закона, по которому избирались депутаты 1 и 2 Дум, в совете министров говорилось, что крестьяне, «будучи и по численности и по размеру ценза наиболее сильной группой избирателей, должны быть сильно представлены в Думе. Без крестьян Дума такого по преимуществу крестьянского государства, как Россия, совершенно немыслима».
Но мало того, что закон 3 июня сильно понизил выборщиков от крестьян, он еще поставил их в совершенно невыгодные избирательные условия. Именно, по старому избирательному закону, крестьяне сами избирали из своей среды депутата, а по закону 3 июня представитель от крестьян избирается в обще-губернском собрании, где большинство землевладельцев и горожан. Далее, даже крестьяне собственники могут участвовать только в волостных выборах, между тем как все другие сословия, владеющие недвижимою собственностью, являются членами избирательных съездов.
Что касается рабочих, то закон 3 июня сократил число выборщиков от них на губернском съезде.
Самым благоприятным новый закон оказался для крупных землевладельцев. Они по этому закону составили половину всех выборщиков, т.е. 50 процентов: из 5 161 выборщика по 51 губернии на долю крупных землевладельцев выпадает 2 618.
Наконец закон 3 июня уменьшил количество выборщиков от окраин: Польши, Кавказа и других.
Новый избирательный закон заметно повлиял на состав третьей Государственной Думы.
Именно состав ее таков:
1) октябристов 125.
2) национальной группы 90.
3) партия народной свободы 53.
4) правых 51.
5) прогрессистов и мирнообновленцев 39.
6) беспартийных 17.
7) социал-демократическая группа 16.
8) трудовая группа 14.
9) группа правых октябристов 11.
10) партии разных союзов:
а) польское коло 11.
б) мусульман 9.
в) польско-литовско-белорус. группа 7.
Чтобы лучше уяснить изменения, происшедшие в третьей Думе, сопоставим партийный состав трех Дум:
1 Гос. Дума 2 Гос. Дума 3 Гос. Дума
Социалисты-революционеры — 34 —
Социалисты-демократы 17 65 15
Трудовая группа и крестьянский союз 97 101 14
Народные социалисты — 14 —
Партия народной свободы 161 91 53
Партия демократических реформ 14 — —
Прогрессисты и мирно обновленцы — — 39
Октябристы 31 32 125
Группа правых октябристов — — 11
Националисты — — 90
Правые — 22 51
Беспартийные 67 50 17
Партии разных «национальных союзов» Польское коло 32 47 11
Латышская группа 6 — —
Эстонская группа 5 — —
Группа западных окраин 20 — —
Литовские депутаты 7 — —
Польско-литовско-белорусская группа — — —
Мусульмане — 31 9
Казаки — 17 7
Неизвестные 42 — —
Всего 499 505 442

Приведенное сопоставление ясно показывает, что первая Государственная Дума, в которой господствовала партия народной свободы, была ярко оппозиционная, т.е. резко указывавшая правительству на ошибки последнего в делах государственного управления.
Принимая же во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20 %, выходит, что вторая Дума была еще более враждебно настроенной к правительству, чем первая.
Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная.
Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, т.е. при социал-демократам и трудовикам, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты.
Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63 % всех членов Думы.
В виду всего сказанного, третья Государственная Дума пока ничего не сделала для осуществления манифеста 17 октября.
В сущности говоря, третья Дума провела лишь один законопроект, имеющий значение для народа — это именно законопроект о начальном народном образовании. Следует заметить, что как в проведении этого законопроекта, так и многих других третьей Думе оказывал препятствия Государственный Совет задерживая их рассмотрение.
Значительное, количество в Думе противников нового строя и связь их с октябристами повлияло и на состав президиума.
Как пи мало плодотворна работа третьей Думы, как вообще ни плохи условия, в которых находится наш новый строй, во всяком случае он имеет некоторые лучшие стороны, чем старый порядок , когда население не принимало ровно никакого участия в законодательстве, бывшем в ведении чиновников или бюрократии.
Мы уже говорили, что, на основании статьи 33 Положения, Дума может обращаться с запросами к министрам и главноуправляющим отдельными частями.
Запросы эти, – как того требуют 58, 59 и 60 статьи того же Положения о Государственной Думе, – подаются председателю письменно, причем под ними должно быть не менее 30 подписей депутатов, а иначе запросы считаются незаконными, и председатель их не оглашает.
Когда же тридцать народных представителей соглашаются предъявить запрос, то он, прежде всего, обсуждается в Государственной Думе, которая уже и решает, – следует ли потребовать ответ от министра или нет.
Если Государственная Дума большинством голосов выскажется за запрос, тогда последний сообщается министру и он не далее как через месяц должен дать Думе свои объяснения.
В случае, если ;его объяснения будут признаны неудовлетворительными, тогда, на основании 60 статьи Положения, дело представляется на Высочайшее благоусмотрение.
Следует при этом заметить, что, когда Дума обсуждает запрос, она публично всесторонне выясняет те причины, которые его вызывают, и всей стране, через газеты, делается известным действие правительства.
Точно так же и министр дает публично свои объяснения.
Правда, министры у нас не ответственны перед народными представителями, правда, они могут не обращать внимания ни на какие запросы и не исполнять пожеланий Думы, но, с другой стороны, недоверие обеих законодательных палат, во всяком случае, крайне неудобно для министров и не может не отразиться на их действиях. Да, наконец, как это мы говорили и относительно вообще народного представительства, со временем значение запросов получит много большее значение, чем теперь.
Теперь посмотрим, как использовала Дума первых трех созывов право запросов.
Первая Дума за 70 дней своего существования сделала 391 запрос, т.е. в среднем, около 6 запросов в день. Из этого громадного числа запросов подавляющее число, именно 250, или около 64 процентов касалось смертных приговоров и казней, а остальные 141 запрос относились к действиям высшего правительства вообще и отдельных агентов его в частности по управлению. Указывалось на карательные отряды, на продолжение усиленной охраны, на погромы, аресты, обыски и т.д. На все запросы первой Думы правительство успело дать лишь 34 ответа.
Вторая Дума, существовавшая, как мы знаем уже, на 33 дня больше первой, сделала только 37 запросов, т.е., в среднем, почти по одному запросу в день. При этом вторая Дума совсем уже не запрашивала о смертных приговорах, казнях, арестах, обысках и т. д., хотя все это продолжалось, как и при первой Думе. Объясняется это, несомненно, желанием сохранить Думу от роспуска и закрепить молодое народное представительство большим временем существования. Лишь в редких случаях, когда действия администрации особенно бросались в глаза, вторая Дума делала по этому поводу заявления. Большинство же запросов касалось положения высших и средних учебных заведений, переселенческого дела, забастовок и т.п. Что касается третей Думы, то господство в ней правительственных партий, как октябристы и националисты, враждебно относящихся к оппозиционным или критикующим действия правительства партиям, большой процент правых, являющихся противниками самой Думы, должны были совершенно изменить и количество и самый характер запросов. Действительно, за 2 ½ года существования третьей Думы ею внесено было только 67 запросов, и из них 40 вовсе не обсуждалось.
Однако, несмотря на все старания большинства третей Думы весьма умеренно пользоваться правом запросов, отвергать спешность запросов, внесенных оппозицией, все же целый ряд запросов, в особенности оппозиции, раскрывал картину наших неурядиц. Несомненно, с развитием нашей государственной жизни право запросов примет более устойчивый характер, даст и у нас такие же благотворные результаты, какие оно дало в других странах с представительным образом правления.
Таким образом, в составе президиума находится лишь один представитель оппозиции.
Когда Хомяков отказался от председательствования, на его место избрали главу союза 17 октября Александра Ивановича Гучкова, с университетским образованием, а, после отказа последнего избран был тоже октябрист Михаил Владимирович Родзянко, который, по окончании пажеского корпуса, служил в кавалергардском полку, а затем был председателем екатеринославской губернской земской управы.