Свод законов о браках нехристиан

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТОМ X. ЧАСТЬ I.
СВОД ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ. ИЗДАНИЕ 1900 ГОДА.
КНИГА I. О СЕМЕЙСТВЕННЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ.
РАЗДЕЛ I. О БРАЧНОМ СОЮЗЕ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
ГЛАВА III. О БРАКАХ НЕХРИСТИАН МЕЖДУ СОБОЮ И С ХРИСТИАНАМИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
Отделение I.
79. Лицо нехристианского исповедания после Крещения может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещеной женой; брак их остается в своей силе и без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви.
80. Если жена или одна из жен магометанина или другого лица нехристианского исповедания примет св. Крещение, то брак ее может оставаться в своей силе без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви, но только тогда, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство:
1) рожденных от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщениями, ни угрозами, ни другими какими-либо способами не приводить в свой закон, и жене своей за соблюдение православной веры поношения и укоризны не наносить;
2) состоять в единобрачном сожительстве с принявшей св. Крещение до конца ее жизни или пока продолжится их брак, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая св. Крещение не была перед тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства. В противном случае, т.е. когда муж не согласится дать вышеизложенные обязательства или когда откроется, что принявшая крещение была им отлучена от сожительства с ним, брак их расторгается. Жене дозволяется вступить в новый брак с лицом христианского исповедания.
82. Если новокрещеный имел прежде нескольких жен, то после св. Крещения он должен выбрать из них одну, с которой жить пожелает. Преимущество следует отдать жене, обратившейся в христианство, тогда брак их благословляется по церковному обряду. Сие же правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями.
83. Если ни одна из жен креститься не пожелает (ст. 82), и муж не изъявит согласия жить с некрещеной, то ему дозволяется вступить в новый брак с православной.
84. Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, даже если оный был совершен в степенях родства, что церковью запрещено.
Отделение II. О браках христиан с лицами, не принадлежащими к христианству.
85. Российским подданным православного и римско-католического исповедания брак с нехристианами, а подданным протестантского исповедания – брак с ламаитами и язычниками, вовсе запрещается.
86. Отменена.
87. Брак российских подданных евангелического исповедания с магометанами и евреями совершается на основании Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России (ст. 328).
88-89. Исключены.
Отделение III. О браках нехристиан между собой.
90. Каждому племени и народу, не исключая и язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их закона или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или христианского духовного правительства.
91. Запрещение вступать в брак до достижения женихом или невестой возраста, определенного в статье 3, распространяется как на исповедующих магометанскую веру, так и на принадлежащих к иудейскому закону подданных Российской Империи.2
92. О заключении и расторжении браков магометан делается запись в особые шнуровые книги по правилам, изложенным в Законах о Состояниях (ст. 906-911).
93. По магометанским правилам жены магометан, отбывающих обязательную военную службу, имеют неотъемлемое право выходить замуж за других, если только они имеют разводные письма. Для пресечения средств использования сего дозволения тем, кто на то не имеет права, установлены правила, изложенные в нижеследующих статьях (ст. 94 и 95).
94. Разрешается вступать в новые браки только тем женам магометан, отбывающих обязательную военную службу, которые будут иметь разводные письма от их мужей, и когда развод с ними будет сделан по магометанским законам. Только те разводные письма магометан признаются действительными, которые записаны в метрические книги по предписанному в Законах о Состояниях порядку и подписаны приходскими Имамами или Муллами. Женам магометан, получившим разводные письма, должны быть выданы выписки из метрических книг, содержащие в себе упомянутые разводные письма, чтобы они по истечении срока, назначенного в тех письмах, для записки в метрические книги непременно объявляли о своем желании вступить в новое супружество. Вменяется в обязанность приходским Имамам и Муллам при совершении второго бракосочетания рассматривать разводные письма и совершать бракосочетание только тогда, когда нет причины для спора.
95. Браки, совершенные с соблюдением всех вышеозначенных правил, и рожденные в оных дети признаются законными. Браки, основанные на неправильном разводе и заключенные вопреки правил, должны быть признаваемы недействительными.
96. Исключена.
97. Общий закон о дозволении женам лиц, лишенных всех прав состояния, выходить замуж за других мужей распространяется и на магометан по разрешению магометанских Духовного Собрания или Духовного Правления, каждого по его ведомству.
98. Постановления, содержащиеся в статьях 54 и 56 и указанные в примечании к статье 54, о разрешении супругам лиц, пропавших без вести, по прошествии пяти лет вступать в новый брак, распространяются и на жен магометан. Обязанности епархиального начальства по делам сего рода в отношении христиан должны исполняться и в отношении магометан Духовным Правлением или Собранием (ст. 97).
Печатается по изданию «Свод законов Российской империи» в 16 томах. / Сост. и изд.: A.M. Нюрнберг. – М., 1910, Кн. 3, т. X, ч. I, с. 9-11 (издание неофициальное).
1. По данной статье подобный брак был возможен лишь при соблюдении следующих условий:
а) требовалось согласие Лютеранской консистории;
б) брачный обряд совершал лютеранский священник, а не мулла или раввин;
в) дети от подобного брака должны были воспитываться или в лютеранстве, или в православии;
г) супруг-нехристианин должен был отказаться от многоженства.
Таким образом, подобный брак практически был невозможен с точки зрения шариата для мусульманина (брак мусульман может заключаться только по нормам шариата; дети мусульман могут быть только мусульманами).
2. Российским законодательством запрещалось вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати, женского пола – ранее шестнадцати лет. В Закавказье представителям коренного населения дозволялось вступать в брак несколько раньше: мужчинам – с пятнадцати, женщинам – с тринадцати лет.