Указ о присяге магометан при свидетельствовании в делах с христианами
УКАЗ СЕНАТСКИЙ 28 НОЯБРЯ 1831 Г. «О ПРИСЯГЕ ДЛЯ МАГОМЕТАН ПРИ ДОПУЩЕНИИ ИХ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ В ДЕЛАХ С ХРИСТИАНАМИ ИЛИ ОДНИХ ХРИСТИАН».
Правительствующий Сенат слушал предложение Обер-Прокурора Журавлева о том, что Главноуправляющий духовными делами иностранных исповеданий1 препроводил к Управляющему Министерством Юстиции2 наставление в переводе для Магометан о присяге, составленное по его поручению Таврическим Муфтием, для опровержения развеваемого между тамошними Магометанами заблуждения о том, что ложная присяга в судебных делах против христиан позволительна. Он просит сделать распоряжение, чтобы изъясненное наставление было зачитано Магометанам в Присутственных местах каждый раз, когда они допускаются к свидетельству или присяге в делах с христианами или одних христиан. К сему Статс-секретарь Блудов присовокупил, что он со своей стороны предписал Таврическому Муфтию, чтобы изъясненное наставление обнародовано было тамошним Магометанам чрез их Имамов и Мулл в их мечетях. О таковом требовании Главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий, по поручению Управляющего Министерством Юстиции, Обер-прокурор довел до сведения Правительствующего Сената, чтобы узнать решение оного и сделать зависящее от него распоряжение. К этому приложил и копию с перевода означенного наставления. Приказали: напечатать необходимое число экземпляров распоряжения, разослать их во все Губернские Правления и Правительства, Палаты уголовного и гражданского суда, равные им места привилегированных Губерний и Присутственные места с указами, чтобы это распоряжение каждый раз читалось в Присутственных местах Магометанам, когда они допускаются к свидетельству или присяге в делах с христианами или одних христиан. Для сведения же разослать такие экземпляры Министрам, Военным Генерал-губернаторам, Военным губернаторам, управляющим и гражданской частью, Генерал-губернаторам и Градоначальникам. В Святейший Правительствующий Синод, во все Департаменты Правительствующего Сената и Общие Собрания сообщить результаты.
Перевод с турецкого языка.
Высокостепенные Уездные Кадии!
Раздав с сего моего наставления всем приходским Муллам и Хатибам копии, обяжите их подписками, чтобы они каждую Пятницу и праздник внушали и подтверждали своим прихожанам, и народу растолковывали бы действовать сообразно моему наставлению. Подписи же доставьте мне.
На Бога уповаю от Сатаны проклятого! И во имя Всемилостивого, Всемилосердного Бога!
Хвала Всевышнему, положившему нас из среды тех, кто ведает, а не из среды тех, кто искажает слова Его! Мир и благословение главе Пророков Мухаммеду, распространителю и заступнику народа своего. Хвала Всевышнему, положившему нас украшающимися пользами своими, возбранившему язык от глаголов невежествующих. О, братия! Вознесем мольбы и хваления к сему Господу Святости, сему Творцу душ наших, Судии главы, который в предвечной воле, по нескончаемой благости Своей, сотворил нас Мусульманами и чтителями Алкорана! Который наиболее божественною премудростью утвердил пребывание, вину всеобщего нашего благоденствия под сенью покрова милосердия столь величием исполненного Императора! Он нас, рабов Своей Державы, избавил и освободил от различных повинностей, оскорбляющих веру. Он для разбора духовных дел наших назначил Муфтия, военного и прочих Кадиев, а также, что истинно, по особенной благости щедрот Своих наградил их жалованьем от доходов Империи. Он каждый чин, каждое состояние наше сравнял уважением со Своими до того, что здесь в Крыму, в тяжбах ли Мухамеданина с христианином или обоих христиан, общими законами допускается присяга веры нашей. За все эти Августейшие милости, будучи истинными, верными подданными, не обязаны ли мы всякий час возносить хвалы, во-первых, к источнику всего Святого – Всемогущему Богу; во-вторых, благодарения к сему источнику нашего обожания, Великому Государю Императору; и, в-третьих, как зенице ока драгоценнейшему, вселюбезному Наследнику Престола Александру Николаевичу!3
По долгу присяги сана моего, по долгу истинного верноподданства, имея попечение о пастве Мусульман, мне врученной, узнал я, что некоторые отступники веры, погрязшие в пьянстве по развращенным правилам, не имея уважения к созерцаниям духовным, в сатаническом наваждении своем смущали народ, что якобы в тяжбах с христианами ложно свидетельствовать и присягать лицемерно не только безвредно, но еще позволено Св. Алкораном. Так искажали слова Божьи и изрыгали клевету свою! Но прочь хулы сии! Нет ни одного стиха в Алкоране, свидетельствующего о таковых превратных тяжбах, и ни одно исповедание ни в каком случае не допускает умышленной присяги, ибо присяга, в какой бы то вере ни было и об чем бы то ни было, есть обет Всевышнему об удостоверении в истине сомнительного, так как сам Бог изрек: «Исполняйте по обету, данному Богу, как условились». А потому умышленно присягающие кроме мзды тягчайших наказаний в сем мире, в будущем будут измучены мучениями жесточайшими по словам Божиим: «Воздастся по союзу вашему с верою», и по словам Пророка: «Ложно присягнувшего ввергнет в огонь геенский», ибо нет веры у неимущего доверия, и нет закона у неимущего обета. Более того, действовать вопреки клятве – значит нарушать союз с Богом, принимающие ложную присягу, несправедливо свидетельствующие почитаются наравне с лицемерами, и в день всеобщего воздаяния получат мзду с ними равную по речению Корана: «Умышленно клянущимся и сознающим то, Бог уготовал наказания жесточайшие, так как все, творимое ими, было зло; они лишали их веры, рая, устраняли от пути истины, и за это им мучение жестокое. Ни богатства, ни дети им не помогут. Они будут объяты огнем геенским и пребудут в оном вечно». Смысл сего возмутителен: те, которые являли себя почитателями Корана, которые ложно присягали и сохранили это в тайне, совращали рабов Божиих с пути истины. За такие гнусные деяния они Всемогущим будут тяжко покараны. Какое же невежество, из личных выгод или потворства страстей, ввергая другого в порок, ввергать вместе и душу свою в огонь вечный. Господи спаси нас! Какая глупость, после изречения самого Пророка: «Кто обманет меня умышленно, жилище его – ад», изречения, повторенного веками, осмелиться говорить ложь клеветы на существо Всевысочайшее! Какое величайшее дерзновение посягать на клятвопреступление, когда сказано у Абу Имама4: «Гнусен станет правоверный от нечистот обмана и коварства», и у Абу Гурейра5: «Самое ужаснейшее зло есть свидетельство ложное». Как же после всего этого истинный сын веры в состоянии покуситься на совершение того и другого? Бог говорит: «Потерявшему Господа нет путеводителя». Воистину! Таких людей как извергов, развращает ли он или является развращенным, для пресечения распространяющегося зла и в пример мирской казни следует изгонять из Отечества.
Муфтий Абдул Жемичь.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1831 г.». – СПб, 1832, Т. 6, Отделение 2, с. 231-233 (№ 4974).
1. Д.Н. Блудов.
2. Д.В. Дашков.
3. Александр Николаевич (1818-1881). Старший сын императора Николая I. В 1825-1855 гг. – наследник русскою престола, в 1855-1881 гг. – император Александр II.
4. Соратник пророка Мухаммеда, умер во 2-ом году Хиджры.
5. Соратник пророка Мухаммеда, активный пропагандист Ислама. С его именем связывают появление большого числа хадисов. Умер в 57/58 г. хиджры (676-678 г. от Р.Х.).