Указ о запрете земским судам сотрудничать с Таврическим Магометанским правлением

УКАЗ СЕНАТСКИЙ ОТ 27 НОЯБРЯ 1833 Г. «О ВОСПРЕЩЕНИИ ЗЕМСКИМ СУДАМ ВХОДИТЬ В СНОШЕНИЕ С ТАВРИЧЕСКИМ МАГОМЕТАНСКИМ/ДУХОВНЫМ ПРАВЛЕНИЕМ И ОРЕНБУРГСКИМ МАГОМЕТАНСКИМ ДУХОВНЫМ СОБРАНИЕМ В СЛУЧАЯХ, КОГДА СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЗАКОНЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ НЕДОСТАТОЧНЫМИ ДЛЯ РЕШЕНИЙ ДЕЛ, И О ПРЕДСТАВЛЕНИИ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ НАЧАЛЬСТВУ».

Правительствующий Сенат слушал предложение Тайного Советника, Обер-прокурора, князя Лобанова-Ростовского, при котором по поручению Министра юстиции предложил на рассмотрение и законное постановление список проблем относительно того, что Кизлярский Земский суд обратился в Таврическое Магометанское духовное правление и в оренбургское Магометанское духовное собрание с вопросами о законности или незаконности браков, заключаемых между последователями Алиевой секты и Магометанами.2 Как видно из дела, служившего поводом к таким вопросам, на их ответах следует основывать решение о законном или незаконном рождении детей, прижитых от сих браков, и об их праве на наследство, оставшееся после родителей. Поскольку в Закавказских провинциях живут Магометане Алиевой и Омаровой сект, опыт уже показал, что между людьми, принадлежащими к той и иной секте, могут быть браки. Вопрос о законности или незаконности сих браков и о последствиях, которые могут быть в отношении детей и имущества, заслуживает внимания Правительства, требует рассмотрения и даже особого постановления. Между тем, Кизлярский Земский суд вместо того, чтобы доложить начальству о проблеме, обратился прямо от себя с вопросами к Магометанскому духовному начальству. Таковое непосредственное общение Земских судов с Магометанским духовным начальством в случаях, еще не принятых законом, не допустимо, т.к. может привести к исполнению решений, противных видам Правительства.
Исходя из сложившейся ситуации, Министр внутренних дел счел необходимым обратиться к Управлявшему Министерством юстиции для принятия распоряжения о том, чтобы Земские суды не сотрудничали с Таврическим Магометанским духовным правлением или с Оренбургским Магометанским духовным собранием в случаях, когда существующие законы оказываются недостаточными для решений дел. Им следует докладывать о таких ситуациях Гражданскому Начальству по установленному порядку. Приказали: согласно вышеизложенному обращению Министра внутренних дел к Управлявшему Министерством юстиции, всем губернским и областным правлениям, правительствам и войсковым канцеляриям предписать, чтобы в ведомстве своем дали распоряжение относительно того, чтобы Земские суды не сотрудничали с Таврическим Магометанским духовным правлением или с Оренбургским Магометанским духовным собранием в случаях, относительно которых существующие законы оказываются недостаточными для решений дел. Им следует докладывать об оных Гражданскому Начальству по установленному порядку. Издать указы, с которыми ознакомить Министров, Военных Генерал-губернаторов, Военных Губернаторов, управляющих Гражданской частью, Генерал-губернаторов, Градоначальников и Присутственные места. В Святейший Правительствующий Синод, во все Департаменты Правительствующего Сената и Общие Собрания сообщить результаты.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1833». – СПб, 1834, Т. 8, Отделение 1, с. 697 (№ 6591).
1. В 1833 г. Министром внутренних дел был Д.Н. Блудов, а управляющим Министерством юстиции – Д.В. Дашков.
2. Последователи Алиевой секты – шииты; Магометане Омаровой секты – приверженцы суннитского толка ислама.