Отношение относительно требований крестьян об освобождении их от поборов
ОТНОШЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ
Г. И. ФИЛИПСОНА НАМЕСТНИКУ КАВКАЗСКОМУ
А. И. БАРЯТИНСКОМУ О ТРЕБОВАНИЯХ КРЕСТЬЯН ОСВОБОДИТЬ
ИХ ОТ НЕЗАКОННЫХ ПОБОРОВ
(5 мая 1859 г.)
С 1843 г. ногайцы Тохтамышевского народа беспрестанно жаловались на своих князей за самопроизвольные требования их с народа разных податей и повинностей по праву сильных, усвоенному еще до состояния их под властью России.
С другой стороны, князья приносили жалобу на подвластных им ногайцев, явно уклоняющихся от повиновения им и исполнения их законных требований, в нарушение народных прав.
По жалобам этим в 1852 г. назначено было разбирательство, и хотя некоторые требования князей сокращены, но народ, по-видимому, остался и тем недовольный, добиваясь совершенной от них независимости, как свободный класс.
Ныне, в проезд мой по краю, тохтамышевские ногайцы из узденей и вольного сословия целою массою явились ко мне с настойчивою просьбою об освобождении их от зависимости князей, т. е. дать им совершенную свободу располагать собой и своим имуществом и переходить на жительство по своему избранию и разрешению лишь одного начальства, а также совершать отлучки на поклонение в Мекку без вмешательства князей. На просьбу эту я дал ответ, что не имею права сам изменять сословных и личных отношений туземцев, освященных временем, тем более, что таковое нарушение прав князей могло повести к весьма невыгодным для нас результатам.
Несмотря на таковой мой ясный и положительный ответ, почти все жители Тохтамышевского приставства неотступно стали просить дозволить им отправить депутацию к Вашему сиятельству для личного разъяснения их просьбы. На это я дал согласие, имея в виду, что, получив ответ от Вас, депутаты объяснят своим одноплеменникам о неосновательности их просьбы и тем успокоят умы и прекратят постоянные их жалобы на владельцев.
О вышеизложенном имею честь донести Вашему сиятельству, присовокупляя, что я вынужден был дозволить народу посылку в Тифлис этой депутации и потому еще, что народ оказал мне недоверие к моим словам, упорно утверждая о существовании какого-то по сему предмету высочайшего повеления, будто скрытого генералом Козловским.
Командующий войсками генерал-лейтенант Филипсон.