Постановление о разграничении функций управления в РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР
(основа нового союзного договора)
Союз ССР вступил в период глубокого преобразования Федерации, подошел к необходимости заключения нового Союзного договора.
Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, Съезд народных депутатов РСФСР постановляет:
I. Поручить Верховному Совету РСФСР и Конституционной комиссии разработать основные начала нового Союзного договора.
П. При разработке проекта Союзного договора принять за основу следующие принципы разграничения функций РСФСР и Союза ССР:
1. Совет Министров РСФСР подчинен непосредственно Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР.
2. Функции непосредственного управления организациями, предприятиями и учреждениями на территории РСФСР осуществляют следующие ведомства Союза ССР: Министерство обороны СССР; КГБ СССР; Министерство гражданской авиации СССР; Министерство путей сообщения СССР; Министерство морского флота СССР; Министерство связи СССР; Министерство энергетики СССР (кроме капитального строительства); Министерство атомной энергетики и промышленности СССР; оборонные отрасли промышленности и космонавтики в части заказов Минобороны СССР и союзных программ.
3. МВД РСФСР подчинен только Совету Министров РСФСР и взаимодействует с МВД СССР.
4. Верховному Совету РСФСР:
1) Выступить с инициативой обращения к Верховным Советам союзных республик для проведения межпарламентских консультаций по подготовке основ нового Союзного договора.
2) Совету Министров РСФСР совместно с КГБ СССР изучить и внести на рассмотрение Верховного Совета РСФСР вопрос о взаимодействии и системе руководства органами госбезопасности в РСФСР, образовании КГБ РСФСР (с обновлением функций) и передаче этому комитету всех организаций КГБ СССР, находящихся на территории РСФСР.
Охрана государственной границы остается за КГБ СССР.
3) Рассмотреть вопрос о создании таможенной службы РСФСР.
5. Реорганизовать Российский республиканский банк Госбанка СССР в Государственный банк РСФСР, подчиненный Верховному Совету РСФСР, с наделением его полномочиями в области денежно-кредитной политики.
Образовать Внешэкономический банк РСФСР, подчиненный Верховному Совету РСФСР.
6. Совету Министров РСФСР рассмотреть вопрос о системе управления предприятиями и организациями Миннефтегазпрома и Миннефтегазстроя СССР на территории РСФСР.
7. Для взаимодействия с предприятиями и организациями союзных ведомств на территории РСФСР (Минобороны, КГБ, Министерством гражданской авиации, МПС, Минморфлота, Минсвязи, Минэнерго, Минатомэнергопром) назначить специальных представителей РСФСР в ранге министров РСФСР. В части, касающейся Минобороны СССР и КГБ СССР, вышеуказанным представителям вменить в обязанность способствовать укреплению единой инфраструктуры в интересах обороны страны, проведения глубокой военной реформы, обустройства войск и реализации социальных программ.
8. Совету Министров РСФСР разработать в месячный срок и представить Верховному Совету РСФСР предложения по структуре управления отраслями союзного подчинения, срокам передачи их в систему народного хозяйства РСФСР, ориентируясь главным образом не на создание республиканских министерств, а на другие современные формы организации и деятельности самостоятельных предприятий.
9. Совету Министров РСФСР.
1) Приступить к заключению договоров по экономическим, торговым, социальным, национальным, культурным и другим вопросам со всеми союзными республиками на равноправной, добровольной основе.
2) Заключить договоры с Советом Министров СССР по:
осуществлению функций союзных ведомств на территории РСФСР;
финансовым операциям, денежному обращению, эмиссии, перечислению суммы средств в союзный бюджет по каждой статье бюджета и союзной программе в соответствии с интересами РСФСР;
осуществлению валютных операций через Внешэкономбанк РСФСР;
передаче ряда функций МИД СССР, касающихся интересов республики, в МИД РСФСР.
10. Совету Министров РСФСР предложить иностранным государствам заключить прямые договоры с РСФСР, предусмотрев подготовку кадров, специалистов, привлечение иностранного капитала на строительство жилья, дорог, гостиниц, туристских комплексов, а также получение кредитов (на приемлемых условиях) для решения продовольственной проблемы, обеспечения товарами и организации сферы услуг для населения.
Обратиться к международным организациям по оказанию содействия и помощи в минимизации последствий чернобыльского национально-экологического бедствия для областей РСФСР.
Москва, Кремль, 23 июня 1990 г.
Аргументы и факты, 1990, №26
ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЗБЕКСКОЙ ССР, КАЗАХСКОЙ ССР, КИРГИЗСКОЙ ССР, ТАДЖИКСКОЙ ССР, ТУРКМЕНСКОЙ ССР К НАРОДАМ РЕСПУБЛИК
СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА
г. Алма-Ата, 23 июня 1990 г.
Дорогие соотечественники, братья и сестры!
В нелегкое для судеб страны и каждой из наших республик время мы сочли своим долгом обратиться к вам со словами, которые всегда отвечали чаяниям и надеждам всех народов, являлись ведущим нравственным ориентиром в жизни человека. Дружба, добрососедство, согласие. Казалось бы, эти понятия не требуют особых пояснений. В наших многонациональных республиках они издревле составляют жизнеутверждающую суть традиций и обычаев, ими освящен наш непростой исторический опыт, на них основаны непреходящие социалистические ценности и идеалы. Во все времена у нас превыше всего почитались дружелюбие, широта души и гостеприимство, спокойствие и мудрость. В чувстве локтя, братства и солидарности мы шли к нашим неоспоримым успехам, преодолевая лишения и невзгоды. Убеждены, что и сегодня только сообща, всем миром заботясь о нашем общем доме мы сможем продвинуться вперед к обновлению общества.
Каждый шаг на этом пути дается нелегко – слишком большую цену мы платим за допущенные в недавнем прошлом ошибки, за игнорирование законов общественного развития, догматические взгляды на жизненные реалии. Все это неминуемо сказалось на состоянии экономики и социальной сферы, нравственном и духовном здоровье общества. К сожалению, возникшие трудности пытаются использовать в неблаговидных целях некоторые деструктивные силы, возбуждающие эмоции, подогревающие нездоровые страсти, в том числе и межнациональную рознь. В последнее время это зачастую ведет к тяжелым последствиям, возникновению конфликтов, нередко имеющих трагический исход и не приносящих ничего, кроме боли и людского горя.
Мы, участники встречи, обращаемся к убеленным сединой аксакалам, мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, коммунистам и беспартийным, к общественным организациям, самодеятельным формированиям и движениям, представителям всех народов, для которых наши республики стали родиной, с призывом направить все силы, знания и энергию на созидательный труд, на укрепление единства и сплоченности во имя общего блага. Сейчас как никогда нужны благоразумие и сдержанность, взвешенность суждений и поступков.
Память великих предков сегодня призывает нас к единению усилий, к укреплению исторических уз братства. Будем же помнить, что бессмертные поэты, мыслители во все времена воспевали дружбу и согласие народов, возвеличивали доброту и любовь как ценнейшее богатство человеческих сердец.
Мы надеемся, что смысл и содержание принятых на встрече документов найдут отклик и поддержку всего населения региона. Со своей стороны, используя полноту данной нам власти, мы сделаем все для укрепления дружбы народов, строгого соблюдения конституционных норм и прав граждан независимо от их национальной принадлежности, эффективного решения экономических, социальных и межнациональных проблем.
Президент Узбекской Советской Социалистической Республики И. Каримов
Президент Казахской Советской Социалистической Республики Н. Назарбаев
Председатель Верховного Совета Киргизской ССР А. Масалиев
Председатель Верховного Совета Таджикской ССР К. Махкамов
Председатель Верховного Совета Туркменской ССР С. Ниязов
По пути укрепления дружбы и добрососедства, Ташкент, 1990, с. 20-22.
ЗАЯВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЗБЕКСКОЙ ССР, КАЗАХСКОЙ ССР, КИРГИЗСКОЙ ССР, ТАДЖИКСКОЙ ССР, ТУРКМЕНСКОЙ ССР
г. Алма-Ата, 23 июня 1990 г.
Мы переживаем время стремительных политических процессов, переоценки ценностей, преодоления кризиса в экономической, социальной, экологической и нравственной сферах жизни. В этот непростой, переломный период нам особенно необходимы единство действий и координация усилий на определяющих направлениях перестройки. Именно этим задачам и служит встреча руководителей республик Средней Азии и Казахстана.
Народы Средней Азии и Казахстана объединяют не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев. Мы подтверждаем незыблемость сложившихся территорий республик, и они не могут быть изменены по чьей-либо воле, без их согласия.
Республики Средней Азии и Казахстан располагают уникальными природно-климатическими условиями, богатым потенциалом, эффективное использование которых позволит существенно поднять жизненный уровень населения, решить многие проблемы не только нашего региона, но и страны в целом. Однако сложившаяся сырьевая направленность экономики региона предопределила значительное отставание в социальном развитии. Большую тревогу вызывают состояние экологии, здравоохранения, особенно детская смертность, невысокая продолжительность жизни населения, а также неудовлетворительное продовольственное снабжение. Нарастающий дефицит и загрязнение водных ресурсов ставят население региона на грань экологической катастрофы и требуют привлечения средств и ресурсов как нашего региона, так и страны в целом.
Мы выступаем за обновление федерального устройства страны на основе заключения нового Союзного договора, что гарантировало бы развитие самых разнообразных форм связей с учетом национально-исторических, экономических и культурных особенностей республик и объективную оценку стартового положения каждой из них. Это даст возможность народам стать на деле подлинными хозяевами своей земли, создаст условия эффективного решения накопившихся проблем.
На основе этих принципов заключено многостороннее межправительственное Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве республик Средней Азии и Казахстана. В нем определены приоритетные направления взаимодействия в области общеэкономических проблем, науки и техники, образования и культуры, экологии, совершенствования финансово-кредитных отношений. Особое внимание обращено на разработку и реализацию межреспубликанских программ, нацеленных на достижение рациональной занятости трудоспособного населения. Намечаются меры, обеспечивающие координацию структурной перестройки экономики республик и совместную деятельность в развитии внешнеэкономических связей. Предусматривается взаимовыгодный обмен продукцией производственно-технического назначения и товарами народного потребления в условиях формируемого общесоюзного рынка. Для реализации соглашения будет создан постоянно действующий координационный совет по сотрудничеству с предоставлением ему всех необходимых полномочий.
Считаем, что достигнутая договоренность будет способствовать становлению рыночного механизма, интеграции экономики, устранению причин, порождающих центробежные тенденции, а в конечном итоге – росту благосостояния населения.
Острой проблемой региона является экологическая катастрофа Приаралья. В целях объединения усилий, направленных на восстановление экологического равновесия в бассейне Аральского моря, мы договорились создать межреспубликанскую комиссию и учредить фонд помощи населению Приаралья, достигнута договоренность и по ряду других важных вопросов, связанных с улучшением жизни людей, проживающих в этом регионе. Но этого мало для окончательного и бесповоротного решения этой жгучей проблемы.
Мы обращаемся к Президенту Союза ССР М.С. Горбачеву, Верховному Совету СССР с просьбой объявить Приаралье зоной общенародного бедствия и принять решение о разработке и реализации Государственной программы по восстановлению экологического равновесия в Приаралье за счет создания общесоюзного экологического фонда с привлечением к решению этой проблемы специализированных учреждений ООН и других международных организаций. Мы считаем необходимым вернуться к проблеме переброски в Среднюю Азию и Казахстан части стока сибирских рек как одного из принципиальных путей спасения Арала и решения продовольственного обеспечения населения. По нашему мнению, это в решающей степени определит будущее региона, где проживает более 50 млн. человек.
Следует обратить особое внимание на необходимость разработки законодательных актов, обеспечивающих гарантированную социальную защиту населения, особенно малообеспеченную его часть, в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике.
Мы считаем, что углубление экономических связей, взаимопонимания, упрочение дружбы между нашими народами будет способствовать укреплению всего Союза.
Народы наших республик связывают с предстоящим XXVIII съездом КПСС свои надежды на укрепление стабильности в стране и в каждом регионе на основе консолидации всех здоровых сил во имя улучшения жизни советских людей.
Нами достигнута договоренность о проведении ежегодных встреч для расширения и совершенствования многостороннего сотрудничества.
Президент Узбекской Советской Социалистической Республики И. Каримов
Президент Казахской Советской Социалистической Республики Н. Назарбаев
Председатель Верховного Совета Киргизской ССР А. Масалиев
Председатель Верховного Совета Таджикской ССР К. Махкамов
Председатель Верховного Совета Туркменской ССР С. Ниязов
По пути укрепления дружбы и добрососедства, Ташкент, 1990, с. 23-26.