Указ о мерах стабилизации народного хозяйства

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА СССР О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ 1990 ГОДА
И В ТЕЧЕНИЕ 1991 ГОДА
В целях стабилизации экономики и потребительского рынка в четвертом квартале 1990 года и в 1991 году постановляю:
1. Государственным предприятиям, объединениям и организациям, независимо от ведомственной подчиненности и территориального расположения, обеспечить в четвертом квартале 1990 года и в 1991 году сохранение сложившихся хозяйственных связей и исполнение договорных обязательств на поставку сырья, материалов и комплектующих изделий. Соглашения между союзными республиками, отдельными регионами должны способствовать развитию и укреплению этих связей в народном хозяйстве страны.
Считать недопустимыми действия органов власти и управления, ведущие к дезорганизации хозяйственных связей между предприятиями.
2. Установить, что в соответствии со сложившимися хозяйственными связями за отказ от заключения договоров помимо установленной ответственности перед потребителем с поставщика взыскивается штраф в местный бюджет в размере до 50 процентов стоимости не принятого к исполнению заказа. Размер штрафа определяется органами Госарбитража.
Предложить Генеральному прокурору СССР и Комитету народного контроля СССР на основе действующих законов привлекать к строгой ответственности лиц, не выполняющих настоящий Указ.
3. Ввиду чрезвычайности ситуации считать необходимым, чтобы не только руководители предприятий, но и трудовые коллективы взяли под непосредственный рабочий контроль процесс заключения хозяйственных договоров, противопоставив ведомственной неразберихе, местничеству и групповым интересам организованность, деловитость, ответственность перед всем обществом.
4. Союзным, республиканским и местным органам государственного управления в связи с исключительно сложной обстановкой в стране в месячный срок восстановить жизненно важные производства по выпуску медикаментов, сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, крайне необходимой для нужд населения.
Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик принять решительные меры по обеспечению этих предприятий материальными, финансовыми и валютными средствами для восстановления их нормального функционирования и в первую очередь для их экологической безопасности. В четвертом квартале 1991 года рассмотреть совместно с общественностью вопросы их дальнейшего функционирования.
5. Совету Министров СССР в случае необходимости вводить особый режим работы железных дорог, а также других общегосударственных систем жизнеобеспечения страны.
Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачев
Москва, Кремль, 27 сентября 1990 г.
Правда, 1990, 28 сентября
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР «О ХОДЕ КОНСУЛЬТАЦИИ И РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО СОЮЗНОГО ДОГОВОРА»
Верховный Совет СССР постановляет:
1. Принять к сведению сообщение Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР тов. Нишанова Р.Н. о состоявшихся в июле–сентябре 1990 года консультациях с представителями союзных и автономных республик, политических партий и движений по разработке концепций нового Союзного договора.
2. Отметить, что в результате консультаций выявилось единство взглядов представителей большинства республик на новый облик Союза, переход к общесоюзному рынку, обеспечение безопасности страны, что создает необходимую основу для дальнейшей разработки концепции нового Союзного договора.
3. Считать целесообразным при разработке проекта нового Союзного договора учесть замечания и предложения, высказанные народными депутатами СССР в ходе обсуждения данного вопроса, а также рекомендации комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий палат.
4. Принять предложение Президента СССР об образовании Подготовительного комитета по разработке концепции и первоначального проекта нового Союзного договора в составе полномочных представителей союзных республик, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Министров СССР.
Считать целесообразным участие в работе Подготовительного комитета представителей автономных республик, автономных областей и автономных округов.
5. Всю работу по подготовке нового Союзного договора вести в обстановке гласности, с учетом мнения общественности и широких слоев населения.
Рекомендовать средствам массовой информации систематически и всесторонне освещать ход подготовки проекта нового Союзного договора, объективно отражая различные позиции и точки зрения.
6. Верховный Совет СССР, рассматривая новый Союзный договор как основу радикального обновления Союза ССР и важный фактор выхода общества из кризисного состояния, призывает государственные органы, общественные организации и движения, всех граждан в это сложное время проявить выдержку и ответственность во имя будущего наших народов.
Председатель Верховного Совета СССР А.Лукьянов
Москва, Кремль,. 1 октября 1990 г.
Правда, 1990, 2 октября

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СОЮЗЕ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
Экономические взаимоотношения между суверенными республиками строятся, исходя из признания государственного суверенитета и равенства республик, а также целостности Союза как федерации при понимании того, что основа экономики – предприятие, и задача государства состоит в создании наиболее благоприятных условий для его деятельности.
Республики осуществляют законодательное регулирование владения, пользования и распоряжения всем национальным богатством, находящимся на их территории, которое образует материальную основу их государственного суверенитета.
Для решения общих для суверенных республик задач сформирована совместная собственность всех республик (союзная собственность), управление которой осуществляют союзные органы. Они обеспечивают единообразную регламентацию экономического режима на основе антимонопольного законодательства, согласованных мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией, охрану интересов потребителей, регулирование и выравнивание стартовых условий перехода республик к рыночным отношениям.
Республики несут основную ответственность за развитие своих территорий и осуществляют экономическую политику самостоятельно. Они формируют структуру управления народным хозяйством, систему республиканских и местных налогов, сборов и обязательных платежей, решают вопросы регулирования цен, доходов, социальной защиты населения.
В экономике СССР и союзных республик значительно возрастет роль автономных республик и других национальных образований.
Во взаимных интересах и на основе добровольности суверенные республики входят в Союз и образуют единое экономическое пространство, общесоюзный рынок, проводя согласованную политику поддержки свободной предпринимательской деятельности, взаимовыгодных хозяйственных связей, защиты рынка.
Республики – члены Союза, совместно вырабатывают основы общей экономической политики и принимают законодательство, регулирующее систему межреспубликанских отношений, определяют порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтных ситуаций, проводят согласованную политику цен, доходов, занятости, пенсионного обеспечения и социальных гарантий граждан. Для совместного управления теми сферами деятельности, которые требуют проведения согласованной политики, они создают союзные органы управления.
Для создания единого общесоюзного рынка республики делегируют органам управления Союза следующие полномочия:
реализацию согласованной кредитно-денежной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля как единственного законного средства платежа на территории Союза, недопущение ограничений на движение денежных ресурсов внутри Союза;
регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми суверенными республиками;
разработку и реализацию единого таможенного законодательства, обеспечивающего защиту общесоюзного рынка, недопущение использования квот ограничений или таможенных барьеров на пути движения согласованного перечня товаров внутри Союза;
разработку стратегии внешнеэкономической политики, формирование и использование общесоюзного валютного фонда, выполнение обязательств Союза ССР перед международным сообществом;
организацию единой патентной, метрологической и метеорологической служб, установление общесоюзных и внедрение международных стандартов, организацию общесоюзной статистики и единой системы бухгалтерского учета.
Кроме того, в общих интересах социально-экономического развития республик органы управления Союза осуществляют:
разработку перспективных прогнозов экономического и социального развития страны, формирование и реализацию крупных народнохозяйственных программ общесоюзной значимости;
разработку и осуществление мер общесоюзного значения по обеспечению экологической безопасности населения;
создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности Союза и борьбы с организованной преступностью.
На общесоюзном уровне формируется управление теми сферами деятельности и целевыми программами, которые по своему характеру требуют единого в масштабах Союза руководства, а именно:
важнейшими фундаментальными исследованиями и научно-техническими разработками;
оборонными программами;
единой топливно-энергетической системой;
магистральным железнодорожным, морским, авиационным и трубопроводным транспортом;
атомной энергетикой;
космическими системами и исследованиями;
общесоюзной системой связи, информации и информатики;
государственной общесоюзной системой по предупреждению и действию в чрезвычайных обстоятельствах.
При этом полномочия, делегированные союзным органам управления, не могут быть изменены без согласия суверенных республик. В свою очередь, суверенные республики несут экономическую ответственность за нарушение принятых обязательств.
Бюджет Союза формируется за счет союзных (федеральных) налогов; ставки налогов и объекты обложения устанавливаются по соглашению республик. Доходы союзного бюджета формируются также из поступлений от выполнения Союзом своих полномочных функций. Это позволит Союзу планировать свои расходы исходя из ожидаемых доходов и нести ответственность за свою финансовую политику.
В бюджете Союза наряду с расходами по направлениям, отнесенным к общесоюзной компетенции, формируется фонд регионального развития и поддержки, а также предусматриваются средства на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга СССР и резервный фонд.
Суверенные республики по взаимной договоренности могут финансировать выполнение и иных экономических, научно-технических, социальных и экологических программ на двусторонней или многосторонней основе.
С целью финансирования внешнеэкономической деятельности Союза в части делегируемых ему полномочий, создается Валютный фонд Союза, достаточный для обслуживания внешнего государственного долга СССР, проведения согласованной общесоюзной валютной политики и необходимой поддержки направлений, отнесенных к общесоюзной компетенции, а также для формирования на уровне Союза валютных резервов.
Для координации мер, осуществляемых всеми республиками, при Совете Федерации создается Межреспубликанский экономический комитет.
Правда, 1990, 18 октября.
СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР. ПРОЕКТ
Суверенные республики – участники Договора, выражая волю народов к обновлению своего Союза, исходя из близости исторических судеб, стремясь жить в дружбе и согласии, обеспечивая равноправное сотрудничество; имея в виду интересы материального благосостояния и духовного развития народов, взаимообогащения национальных культур, обеспечения общей безопасности; извлекая уроки из прошлого и принимая во внимание изменения в жизни страны и во всем мире, решили на новых началах построить свои отношения в Союзе Суверенных Советских Республик.
I.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Каждая республика – участник Договора, является суверенным государством и обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.
Союз ССР – суверенное федеративное государство, образованное в результате добровольного объединения республик и осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его наделили участники Договора.
2. Республики, образующие Союз Суверенных Советских Республик, признают неотчуждаемое право каждого народа на самоопределение и самоуправление, самостоятельное решение всех вопросов своего развития. Они будут решительно выступать против расизма, шовинизма, национализма, любых попыток ограничения прав народов. Участники Договора будут исходить из сочетания общечеловеческих и национальных ценностей.
3. Республики признают важнейшим принципом своего объединения приоритет прав человека, провозглашенных во Всеобщей декларации ООН и международных пактах. Гражданам СССР гарантируются возможность изучения и использования родного языка, беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания и другие политические и личные свободы.
4. Республики видят важнейшее условие свободы и благосостояния в формировании и развитии гражданского общества. Они будут стремиться к удовлетворению потребностей людей на основе свободного выбора форм собственности и методов хозяйствования, реализации принципов социальной справедливости и защищенности.
5. Республики самостоятельно определяют свое государственное устройство, административно-территориальное деление, систему органов власти и управления. Они признают общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве, и стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к авторитаризму и произволу.
6. Республики считают своей важной задачей сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку образования, науки и культуры. Они будут содействовать интенсивному обмену и взаимообогащению гуманистическими духовными ценностями народов страны и всего мира.
7. Республики заявляют, что их главные цели на международной арене – прочный мир, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения, сотрудничество государств и солидарность народов в решении всех других глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
II. УСТРОЙСТВО СОЮЗА
Статья 1. Членство в Союзе
Членство республик в Союзе ССР является добровольным. Республики – участники Договора, входят в Союз непосредственно либо в составе других республик, что не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по Договору.
Отношения между республиками, одна из которых входит в состав другой, регулируются договорами и соглашениями между ними. Члены Союза могут ставить вопрос о прекращении членства в СССР республики, нарушающей условия Договора и принятые ею обязательства.
Статья 2. Гражданство
Гражданин республики, входящей в Союз ССР, является одновременно гражданином СССР.
Граждане имеют равные права и обязанности, закрепленные Конституцией, законами и международными договорами СССР.
Статья 3. Территория
Территория Союза ССР состоит из территорий всех республик – участников Договора.
Границы между республиками могут изменяться только по согласованию между ними.
Республики гарантируют политические права и возможности социально-экономического и культурного развития всем народам, проживающим на их территории.

Статья 4. Отношения между республиками
Республики – участники Договора, строят свои взаимоотношения в составе Союза на основе равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения всех споров мирными средствами, сотрудничества, взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по Союзному договору и межреспубликанским соглашениям.
Республики обязуются не допускать размещения на своей территории вооруженных формирований и военных баз иностранных государств, не заключать соглашений, противоречащих целям Союза или направленных против интересов входящих в него республик.
Статья 5. Полномочия Союза.
Участники Договора наделяют Союз ССР следующими полномочиями:
1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений и дополнений; обеспечение совместно с республиками основных прав и свобод граждан СССР;
2) защита суверенитета и территориальной целостности Союза; определение и охрана Государственной границы СССР, обеспечение государственной безопасности СССР; организация обороны и руководство Вооруженными Силами СССР; объявление войны и заключение мира;
3) выработка и осуществление внешней политики Союза; заключение международных договоров СССР; представительство Союза в отношениях с другими государствами и в международных организациях; координация внешнеполитической деятельности республик; регулирование внешнеэкономической деятельности СССР и координация внешнеэкономических связей республик; таможенное дело;
4) определение совместно с республиками стратегии экономического развития страны и создание условий для развития общесоюзного рынка; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, основанной на общей валюте; составление и исполнение союзного бюджета; хранение и согласованное с республиками использование золотого запаса и алмазного фонда; осуществление общесоюзных программ, создание фондов развития, фондов для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
5) совместное с республиками управление единой топливно-энергетической системой страны, железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом; управление оборонными предприятиями, космическими исследованиями, союзными системами связи и информации, геодезии, картографии, метрологии и стандартизации; установление основ использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, проведение согласованной экологической политики;
6) установление совместно с республиками основ социальной политики, включая вопросы условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования, здравоохранения, заботы о материнстве и детстве;
7) координация межреспубликанского сотрудничества в области культуры и образования, фундаментальных научных исследований и стимулирования научно-технического прогресса;
8) установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; координация деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Полномочия Союза не могут быть изменены без согласия всех республик.
Статья 6. Участие республик в осуществлении полномочий Союза
Республики участвуют в осуществлении полномочий Союза ССР посредством совместного формирования союзных органов, создания иных механизмов и процедур согласования интересов и действий.
Каждая республика может путем заключения соглашения с Союзом ССР дополнительно передать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз с согласия всех республик может передать одной или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий.
Статья 7. Собственность
Союз ССР и республики обеспечивают свободное развитие и защиту всех форм собственности, включая собственность граждан и их объединений, государственную собственность.
Республики являются собственниками земли, ее недр и других природных ресурсов на своей территории, а также государственного имущества за исключением той его части, которая необходима для осуществления полномочий Союза ССР.
Регулирование законодательством республик отношений собственности на землю, ее недра и другие природные ресурсы не должно препятствовать реализации полномочий Союза.
Статья 8. Налоги и сборы
Республики самостоятельно определяют свой бюджет, устанавливают республиканские налоги и сборы.
Для осуществления полномочий Союза ССР устанавливаются союзные налоги и сборы, определяются совместно с республиками долевые отчисления для реализации общесоюзных программ.
Статья 9. Законы
Республиканское законодательство на территории республик имеет верховенство по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза.
Законы Союза ССР, принятые по вопросам его компетенции, имеют верховенство и обязательны для исполнения на территории всех республик.
Законы Союза по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союза и республик, вступают в действие, если против этого не возражает республика, чьи интересы затрагиваются данными законами.
Конституция и законы Союза ССР, конституции и законы республик не должны противоречить положениям настоящего Договора и международным обязательствам СССР и республик.
Республика вправе опротестовать Закон СССР, если он противоречит ее Конституции и выходит за пределы полномочий Союза. Союз вправе опротестовывать законодательные акты республик, если они нарушают настоящий Договор, Конституцию и законы СССР. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный суд СССР.

III. ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Статья 10. Формирование органов власти и управления
Союзные органы власти и управления формируются на основе широкого представительства республик и действуют в строгом соответствии с положениями настоящего Договора.
Статья 11. Верховный Совет СССР.
Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет СССР.
Верховный Совет СССР имеет две палаты: Совет Союза и Совет Национальностей. Совет Союза избирается населением всей страны по избирательным округам с равной численностью избирателей. Совет Национальностей формируется из делегаций высших представительных органов власти республик и органов власти национально-территориальных образований по согласованным нормам.
Гарантируется представительство в Совете Национальностей всех народов, проживающих в СССР.
Статья 12. Президент СССР
Президент СССР – глава союзного государства, обладающий высшей распорядительно-исполнительной властью.
Президент СССР выступает гарантом соблюдения Союзного Договора, Конституции и законов СССР; является Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР; представляет Союз в отношениях с зарубежными странами, осуществляет контроль за выполнением международных обязательств СССР.
Президент избирается гражданами СССР большинством голосов в целом по Союзу и в большинстве республик.
Статья 13. Вице-президент СССР
Вице-президент СССР избирается вместе с Президентом СССР. Вице-президент СССР выполняет по распоряжению Президента СССР отдельные его функции и замещает Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 14. Совет Федерации
Совет Федерации создается под руководством Президента Союза ССР в составе вице-президента СССР, президентов (глав государств) республик для определения основных направлений внутренней и внешней политики Союза, согласования действий республик.
Совет Федерации осуществляет координацию и согласование деятельности высших органов государственной власти и управления Союза и республик, следит за соблюдением Союзного договора, определяет меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, обеспечивает участие республик в решении вопросов общесоюзного значения, вырабатывает рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях.
Статья 15. Кабинет Министров СССР
Кабинет Министров СССР формируется Президентом СССР по согласованию с Верховным Советом СССР в составе Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров СССР, руководителей других государственных органов СССР.
В состав Кабинета Министров СССР входят по должности главы правительств союзных республик.
Кабинет Министров СССР подчинен Президенту СССР и несет ответственность перед Верховным Советом СССР.
Для согласованного решения вопросов государственного управления в министерствах и ведомствах Союза ССР создаются коллегии, в состав которых входят по должности руководители соответствующих министерств и ведомств республик.
Статья 16. Конституционный суд СССР
Конституционный суд СССР осуществляет контроль за соответствием законов СССР и республик Союзному договору и Конституции СССР, разрешает споры между республиками, между Союзом и республикой, если эти споры не удалось урегулировать посредством согласительных процедур.
Статья 17. Союзные суды
Союзные суды – Верховный суд СССР, Хозяйственный суд СССР, суды в Вооруженных Силах СССР.
Верховный суд СССР является высшим органом судебной власти Союза. Председатели высших судебных органов республик входят по должности в состав Верховного суда СССР.
Статья 18. Союзная прокуратура
Надзор за исполнением законодательных актов СССР осуществляет союзная прокуратура, возглавляемая Генеральным прокурором СССР.
Статья 19. Государственный язык Союза
Государственным языком СССР участники Договора признают русский язык, ставший средством межнационального общения.
Статья 20. Столица Союза
Столицей СССР является город Москва.
Статья 21. Государственная символика Союза
Союз ССР имеет свои герб, флаг и гимн.
Статья 22. Вступление Союзного договора в силу
Союзный договор вступает в силу с момента его подписания. Для республик, подписавших его, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании СССР 1922 года.
Статья 23. Изменение Союзного договора
Союзный договор или отдельные его положения могут быть отменены, изменены или дополнены только с согласия всех государств-членов СССР.
Правда, 1990, 24 ноября.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПОЛОЖЕНИИ В СТРАНЕ. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Обстановка в стране продолжает ухудшаться и приближается к критическому состоянию. Положение в политической, социально-экономической сферах и на потребительском рынке осложняется, нарушена товарно-денежная сбалансированность. Острота межнациональных отношений приобрела опасный характер. Происходит распад структур исполнительной власти. Усиливается негативное воздействие теневой экономики, падают дисциплина и порядок, растет преступность. В стране сложилась чрезвычайная ситуация, которая требует принятия радикальных мер.
В то же время несогласованность в деятельности Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и исполнительно-распорядительных органов оказывает негативное влияние на социально-политическую обстановку в стране. Расширяется практика принятия законодательными органами различного уровня актов, противоречащих друг другу. Принимаемые законы и указы Президента СССР во многих случаях остаются невыполненными либо не достигают желаемых результатов. В этой связи, признавая необходимость сохранения Союза ССР на основе нового Союзного договора, обеспечивающего интересы суверенных республик, Верховный Совет СССР считает целесообразным в качестве промежуточной меры заключение двусторонних и многосторонних соглашений, базирующихся на законах СССР о разграничении компетенции между Союзом ССР и субъектами федерации в области законодательной и экономической деятельности.
Исходя из предложений Президента СССР, руководителей республик и народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР постановляет:
1. Признать функционирование и результаты деятельности высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР и республик, а также местных государственных органов не соответствующими изменившимся политическим и социально-экономическим условиям в стране. Осуществить их реорганизацию, имея в виду структурное, функциональное и кадровое обновление. В этих целях рекомендовать Президенту СССР в двухнедельный срок внести в Верховный Совет СССР предложения:
о перестройке системы исполнительно-распорядительных органов власти Союза ССР для ее значительного укрепления, обеспечения интересов республик и обновления руководящего состава этих органов;
об изменении роли и функций Совета Федерации, создании межреспубликанского экономического комитета, о программах демонополизации, разгосударствления и мерах по регулированию начавшегося процесса приватизации;
о совершенствовании структуры и функций исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов.
Считать целесообразным предварительно обсудить эти предложения в Совете Федерации с последующим ознакомлением Верховного Совета СССР с материалами данного обсуждения.
2. Принять к сведению, что в двухнедельный срок под руководством Президента СССР будет разработана программа неотложных мер по улучшению продовольственного положения в стране, по безусловному выполнению всеми республиками и регионами обязательств по поставкам продовольствия в общесоюзный и межреспубликанский фонды.
3. Предложить Президенту СССР в случае нарушения прав граждан, определенных Конституцией СССР, и возникновения угрозы их жизни, здоровью и имуществу принимать все предусмотренные законодательством СССР меры, вплоть до чрезвычайных.
5. Принимая во внимание заявления представителей республик об их отношении к заключению нового Союзного договора, до его подписания предложить Президенту СССР в месячный срок разработать и подписать с полномочными представителями республик систему временных соглашений, обеспечивающих стабилизацию социально-экономического положения в СССР.
6. Имея в виду совершенствование работы Верховного Совета СССР по контролю за деятельностью высших исполнительных и распорядительных органов власти и по взаимодействию с законодательными органами республик:
провести консультации Председателя Верховного Совета СССР с Председателями Верховных Советов республик и внести на рассмотрение Верховного Совета СССР проект временного соглашения, направленного на преодоление противоречий в законодательстве Союза ССР и республик с учетом принятых ими деклараций о суверенитете, обратив при этом особое внимание на устранение противоречий в законах, защищающих права граждан и предприятий;
установить постоянные межпарламентские взаимоотношения между Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных республик, их комитетами и комиссиями, создав при Верховном Совете СССР для координации этой работы соответствующее структурное подразделение.
Председатель Верховного Совета СССР А.Лукьянов
Москва, Кремль, 23 ноября 1990 г.
Правда, 1990, 27 ноября