Закон о свободном национальном развитии граждан СССР

ЗАКОН СССР ОТ 26 АПРЕЛЯ 1990 Г. «О СВОБОДНОМ НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГРАЖДАН СССР, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СВОИХ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИЛИ НЕ ИМЕЮЩИХ ИХ НА ТЕРРИТОРИИ СССР»

Закон о свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР, призван способствовать гармонизации национальных отношений, удовлетворению специфических интересов каждой национальности и национальной группы, утверждению в межнациональном общении взаимного уважения и социалистического интернационализма.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан СССР по признакам национальной принадлежности, языка, оседлости, рода и характера занятий, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств. Гражданам СССР, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории СССР, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.
Статья 2.
Национально-государственные образования в СССР оказывают содействие в удовлетворении национальных культурных, духовных и языковых запросов граждан, принадлежащих к народам, давшим имя национально-государственным образованиям, и проживающих за их пределами.
Статья 3.
Удовлетворение национальных запросов граждан различных национальностей и национальных групп не должно наносить ущерба правам и законным интересам тех национальных общностей, среди которых они проживают.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Статья 4.
К ведению Союза Советских Социалистических Республик отнесены:
установление общих начал правового положения национальных административно-территориальных единиц;
координация взаимодействия государственных органов союзных, автономных республик, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР в решении важнейших вопросов экономического развития и социально-культурного строительства, затрагивающих интересы граждан различных национальностей и национальных групп;
образование общесоюзного фонда социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и национальных групп.
Статья 5.
Ведению союзной, автономной республики подлежит:
удовлетворение потребностей граждан различных национальностей и национальных групп при решении вопросов социального и экономического развития республики;
создание условий для развития национальной культуры, обучения детей всех национальностей в школе на родном языке с учетом желания родителей или лиц, их заменяющих;
подготовка национальных кадров для предприятий, учреждений и организаций;
сохранение среды обитания малочисленных народов и национальных групп в местах их традиционного расселения, содействие развитию их промыслов и занятий;
образование республиканских фондов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и национальных групп. Союзная, автономная республика решает также и другие вопросы, связанные с реализацией прав граждан различных национальностей и национальных групп, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза ССР.
В целях содействия удовлетворению национальных культурных, духовных и языковых запросов национальных групп, проживающих за пределами своих национально-государственных образований, союзные и автономные республики могут заключать межреспубликанские соглашения.
Статья 6.
Решение вопросов, связанных с реализацией прав граждан различных национальностей и национальных групп, предусмотренных настоящим Законом, относится также к ведению автономных областей и автономных округов.
РАЗДЕЛ III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Статья 7.
Для содействия удовлетворению национальных культурных, духовных и языковых запросов граждан в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности и не имеющих своих национально-государственных образований на территории СССР, могут образовываться национальные административно-территориальные единицы (национальные районы, национальные поселки и национальные сельсоветы).
Основанием образования национальных административно-территориальных единиц является добровольное волеизъявление большинства населения, проживающего в местах, упомянутых в части первой настоящей статьи. Решение о границах национальной административно-территориальной единицы, о сроках и формах волеизъявления населения по вопросу о ее создании принимается Верховным Советом союзкой, автономной республики.
Национальные административно-территориальные единицы могут образовываться и в других случаях по согласованию с соответствующей союзной, автономной республикой.

Статья 8.
В местах традиционного расселения малочисленных народов национальные районы, национальные поселки и национальные сельсоветы могут образовываться и в случае, если их национальные группы не составляют большинство населения.
Статья 9.
Порядок образования и упразднения национальных административно-территориальных единиц определяется законодательством союзных и автономных республик.
Статья 10.
Советы народных депутатов национальных районов, национальные поселковые и сельские (аульные, кишлачные, аильные и другие) Советы народных депутатов наряду с решением общих вопросов местного значения обеспечивают национальным группам представительство в исполнительных и распорядительных органах; свободное использование родного языка; создание национальных групп в детских дошкольных учреждениях, национальных классов и школ; развитие национальной культуры, традиций и быта; получение информации на родном языке.
Статья 11.
Проекты законодательных актов Союза ССР, союзных и автономных республик, затрагивающие интересы национальных районов, национальных поселков и национальных сельсоветов по вопросам их правового статуса, культурного развития, использования родного языка, природопользования в местах традиционного расселения, развития национальных промыслов, предварительно направляются на обсуждение соответствующих Советов народных депутатов, предложения и замечания которых учитываются при принятии законодательных актов.
Статья 12.
Организация и деятельность Советов народных депутатов национальных районов, национальных поселковых и сельских (аульных, кишлачных, аильных и других) Советов народных депутатов, вопросы их ведения определяются настоящим Законом, иным законодательством Союза ССР, а также законодательством союзных, автономных республик.
РАЗДЕЛ IV. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И ЗЕМЛЯЧЕСТВА
Статья 13.
В целях содействия развитию национальной культуры, традиций, языка, народных промыслов, установления и поддержания культурных связей с национально-государственными образованиями в СССР и родственными национальными государствами за рубежом могут создаваться национальные культурные центры, национальные общества и землячества.
Порядок образования и упразднения национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств, а также их полномочия, определяются настоящим Законом, законодательством союзных, автономных республик.
Советы народных депутатов оказывают содействие деятельности национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
Статья 14.
Национальные культурные центры:
осуществляют деятельность по национальному культурному обслуживанию граждан и национальных групп;
разрабатывают и представляют в соответствующий Совет народных депутатов предложения о развитии национальной культуры, языка и традиций;
проводят массовые мероприятия в области национальной культуры (смотры, фестивали, выставки и другие);
содействуют организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и краеведческих музеев;
могут издавать печатную продукцию.
Статья 15.
Национальные общества и землячества создают национальные клубы и дома культуры; организуют кружки и студии национального языка и искусства; удовлетворяют культурные и духовные запросы членов национальных обществ и землячеств.
Статья 16.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:
иметь при местных Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах своих уполномоченных представителей, мнение которых заслушивается и учитывается при принятии решений, затрагивающих национальные интересы граждан;
устанавливать связи с родственными им национально-государственными образованиями в СССР;
поддерживать и развивать связи с культурно-просветительными организациями за рубежом.
Статья 17.
Для координации деятельности национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств могут создаваться союзные, республиканские и иные территориальные ассоциации, представляющие также интересы соответствующих национальных групп в союзных и республиканских государственных органах.
Статья 18.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, союзные, республиканские и иные территориальные ассоциации пользуются правами юридического лица. Их имущество и средства используются и расходуются на удовлетворение национальных культурных, духовных и языковых запросов.

РАЗДЕЛ V. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ СВОБОДНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАН СССР
Статья 19.
Лица, виновные в нарушении прав и свобод граждан в связи с их национальной принадлежностью, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Граждане СССР, проживающие за пределами своих национально-государственных образований или не имеющие их на территории СССР, могут обжаловать в суде действия органов государственного управления и должностных лиц, нарушающих их права, предусмотренные настоящим Законом. Жалобы на указанные действия рассматриваются в Верховном Суде автономной республики, краевом, областном, городском суде, суде автономной области, суде автономного округа или в районном (городском) народном суде в республиках, не имеющих областного деления, соответственно.
РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20.
На основе настоящего Закона союзные и автономные республики могут принимать соответствующие законодательные акты. Они не должны противоречить законам СССР, а также международным договорам СССР.
Статья 21.
Если международным договором СССР будут установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 19 ст. 33

РЕЗОЛЮЦИЯ XXVIII СЪЕЗДА КПСС ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС ПО XXVIII СЪЕЗДУ КПСС И ЗАДАЧАМ ПАРТИИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
Съезд, заслушав и обсудив политический отчет Центрального Комитета партии (докладчик Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев), отмечает, что в период между XXVII и XXVIII съездами партии произошли глубокие изменения в жизни общества.
Преодолевается тоталитарная сталинская система, нанесшая огромный урон стране, народу, партии, самой социалистической идее. Идет становление общества свободных граждан, основанного на социалистических ценностях.
Сверхцентрализованное государство преобразуется в действительно союзное, основанное на самоопределении и добровольном единении народов.
КПСС – партия последовательных интернационалистов, чуткая к национальным интересам, потребностям и обычаям, непримиримая к национализму, шовинизму и расизму, к любым проявлениям реакционной идеологии.
Съезд отмечает, что обострение межнациональных отношений застало партию врасплох. ЦК зачастую не владел инициативой при урегулировании конфликтов, мирился с половинчатыми мерами в центре и на местах. Заключение нового Союзного договора затянулось. Под угрозой оказались целостность и само существование Союза ССР.
XXVIII съезд КПСС осуждает сепаратистские тенденции как противоречащие интересам народов. Съезд выражает сожаление по поводу произошедшего раскола в компартиях республик Прибалтики, приведшего к потере их решающего влияния на развитие политической обстановки.
Съезд заявляет о поддержке позиций партийных организаций, отстаивающих социалистический выбор общественного развития. Он призывает коммунистов Литвы, Латвии и Эстонии к единению на основе программных документов XXVIII съезда КПСС.
Материалы XXVIII съезда коммунистической партии Советского Союза.
Москва, Политиздат, 1990, стр.69-75

ПРОГРАММНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ XXVIII СЪЕЗДА КПСС «К ГУМАННОМУ, ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ». (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
I. КРИЗИС ОБЩЕСТВА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПАРТИИ
Оценка текущего момента
Значительный размах получили национальные движения, в которых наряду с демократическими тенденциями все активнее проявляют себя шовинистические и националистические настроения. Противопоставляя одни нации другим, выдвигая лозунги сепаратизма, «национальной исключительности», они часто оказываются выразителями интересов старых или рвущихся к власти новых антидемократических групп.
В центре складывающегося политического спектра страны – демократические перестроечные силы, ориентированные на социалистический выбор, которые представлены большинством членов КПСС, многими организациями, выражающими политические и профессиональные интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, молодежи, военнослужащих, ветеранов.
В период политической нестабильности, чреватой социальным и экономическим хаосом, Коммунистическая партия видит свою задачу в том, чтобы стать партией гражданского согласия, обеспечить конструктивное сотрудничество различных социально-политических сил, заинтересованных в выходе из кризиса и демократическом переустройстве общества, чтобы объединять, поддерживать и защищать всех, кто своим честным трудом создает, создавал или будет создавать благосостояние и духовные ценности народа. Она противодействует силам, которые хотели бы повернуть общество вспять – к буржуазному строю или казарменным порядкам, толкнуть к анархии и гражданской конфронтации, разобщению наций и народов.
Основой современной стратегии движения к процветающему и свободному обществу и тактики выхода из кризиса съезд считает последовательный курс на обновление общественной системы в рамках социалистического выбора.

К какому обществу мы стремимся
В нашем понимании гуманный, демократический социализм – это общество, в котором единственным источником власти является суверенная воля народа; государство, подконтрольное обществу, гарантирует защиту прав и свобод, чести и достоинства человека независимо от его социального положения, пола и возраста, национальной принадлежности и вероисповедания; осуществляется свободное соревнование всех общественно-политических сил, действующих в рамках закона.
Это общество, которое последовательно выступает за мирное и равноправное сотрудничество между народами, уважение прав каждого народа определять свою судьбу.
II. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ КПСС
Экстренные меры по выходу из кризиса
В качестве неотложных мер партия выдвигает:
1. Разработку в текущем году нового договора о союзе республик как суверенных государств, основанного на строгой добровольности, взаимной выгоде, на свободе национального самоопределения, учитывающего как специфические особенности и потребности республик, так и интересы Союза в целом.
2. Разработку мер по предупреждению вынужденной миграции населения, принятию социального статуса для беженцев, предоставлению им необходимой помощи.
За свободу и благосостояние человека
Центральной, стратегической задачей своей политики партия считает обеспечение достойных условий жизни советского человека.
Гражданские права и свободы.
Партия выступает за:
 реализацию прав человека на уровне признанных международных норм;
 исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим, религиозным, половозрастным признакам;
 надежную законодательную защиту личности и достоинства гражданина, неприкосновенности его жилища и имущества, свободы выбора профессии, определения места жительства, выезда и въезда в страну, тайны переписки и телефонных переговоров, свободы слова, печати и информации;
 свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах, свободу совести;
 повышение роли суда и общественных организаций в защите гражданских прав.
К обновленному Союзу суверенных республик. За добровольный союз народов.
КПСС считает, что развитие центробежных тенденций может быть предотвращено только на основе демократизации взаимоотношений между народами и национально-государственными образованиями Союза ССР, успешного развития экономики всех регионов и единого общесоюзного рынка. Партия исходит из признания права наций на самоопределение, вплоть до отделения, но не смешивает право на выход из СССР с целесообразностью такого выхода. Она считает, что, исходя из интересов самих народов и тенденции мировых процессов к интеграции, важно сохранить целостность обновленного Союза как динамичного многонационального государства. КПСС выступает за дружбу и интернациональное единство всех наций и народностей страны.
Партия будет проводить линию на укрепление суверенитета союзных республик. Она предлагает политическую и правовую многовариантность связей республик между собой и с Союзом в целом, разнообразие их хозяйственных взаимоотношений на основе экономической самостоятельности предприятий.
КПСС выступает за повышение конституционного статуса, расширение прав автономных республик, автономных областей и округов. Партия считает необходимым обеспечивать благоприятные условия для развития всех наций и народностей:
 укреплять правовые гарантии культурно-национальных общностей, не имеющих административно-территориального статуса, их право вносить в органы государственной власти Союза ССР и республик проекты законов, иметь в них квоту представительства;
 принять срочные меры экономического, правового, экологического характера, которые способствовали бы сохранению среды проживания, воспроизводству условий, обеспечивающих нормальное развитие малочисленных народов;
 подтвердить право депортированных в прошлом народов на историческую родину или традиционные места проживания, а также право граждан возвращаться на историческую родину из-за рубежа.
Права человека и права наций. КПСС выступает:
 за расширение прав наций при признании приоритета, за неукоснительное и безусловное обеспечение прав каждого человека;
 за полную свободу выбора в индивидуальном национальном самоопределении;
 против существования каких-либо правовых норм и законов, допускающих неравноправие граждан по их национальной принадлежности,
 за уважение культурных традиций и интересов всех этнонациональных групп населения при принятии правовых норм и законов республик.
III. ОБНОВЛЕНИЕ ПАРТИИ
Самостоятельность и единство. В процессе обновления Союза ССР должна обеспечиваться самостоятельность компартий союзных республик, диалектически сочетающаяся с единством партии на базе основополагающих программных и уставных принципов КПСС. Они разрабатывают собственные программные и нормативные документы, в соответствии с которыми сами решают политические, организационные, кадровые, издательские и финансово-хозяйственные вопросы, проводят линию партии в сфере государственного строительства, социально-экономического и культурного развития республик, осуществляют связи с другими, в том числе с зарубежными, партиями и общественными движениями. Руководители компартий союзных республик входят в состав Политбюро ЦК КПСС. В случае несогласия с решением центральных руководящих органов партии, ЦК компартии республики обладает правом требовать обсуждения вопроса на Пленуме ЦК КПСС или объединенном Пленуме ЦК и ЦКК КПСС.
Партия и общественные организации. КПСС стремится к сотрудничеству с движениями и организациями социалистической ориентации, диалогу и равноправному партнерству со всеми прогрессивными идейно-политическими течениями. Партия готова к созданию с ними политических блоков.
Члены КПСС принимают участие в массовых движениях, действующих в рамках закона. Однако партия считает недопустимым членство коммунистов в других партиях, а также в организациях, пропагандирующих шовинизм, национализм, расизм, антисоциалистические идеи.
Материалы XXVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза
Москва, Политиздат, 1990, стр.77-98

УСТАВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, УТВЕРЖДЕННЫЙ XXVIII СЪЕЗДОМ КПСС. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Коммунистические партии союзных республик
22. Коммунистические партии союзных республик самостоятельны. На базе основополагающих программных и уставных принципов КПСС они разрабатывают собственные программные и нормативные документы, решают политические, организационные, кадровые, издательские, финансово-хозяйственные и другие вопросы, проводят линию партии в сфере государственного строительства, социально-экономического и культурного развития республик. Компартии союзных республик осуществляют связи с другими, в том числе зарубежными, партиями и общественными движениями.
Принципиальные решения Политбюро ЦК КПСС, касающиеся компартий союзных республик, рассматриваются при участии их полномочных представителей. В случае несогласия с принятым решением, Центральный Комитет компартии союзной республики имеет право, не принимая к исполнению это решение, требовать рассмотрения спорных вопросов на Пленуме ЦК КПСС или объединенном Пленуме ЦК и ЦКК КПСС.
Материалы XXVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза
Москва, Политиздат, 1990, стр.117

РЕЗОЛЮЦИЯ XXVIII СЪЕЗДА КПСС «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – ПУТЬ К ДОБРОВОЛЬНОМУ СОЮЗУ, МИРУ И СОГЛАСИЮ МЕЖДУ НАРОДАМИ». (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Центральному Комитету, ЦК компартий союзных республик необходимо сделать все, используя политические методы и законодательную инициативу, чтобы претворение в жизнь принципов суверенитета включало в себя защиту прав всех граждан, такие формы самоуправления и программы культурной автономии в республиках, краях, областях и округах, которые обеспечивали бы права и интересы национальных меньшинств и малочисленных народов.
Общесоюзные и республиканские законодательные акты, принятые в последнее время, создали необходимые предпосылки для решения фундаментальной проблемы – подготовки и заключения нового Союзного договора. Съезд считает, что в его основу следует положить идею о союзе суверенных государств, в основе которой – реальное равноправие всех партнеров по договору, четкое определение статуса его участников, разграничение полномочий Союза и союзных республик, многовариантность связей между ними, добровольность и взаимная выгода. В этом процессе равноправными участниками должны стать все национально-государственные образования, включая автономные.
Преобразование СССР из унитарного государства в подлинное содружество народов требует продуманных решений и ответственных действий. Оно не может быть быстротечным, ведь речь идет о судьбе и историческом выборе сотен миллионов людей и многих народов. Съезд считает, что на этот период как союзные и республиканские власти, так и все общественно-политические движения и силы должны проявлять благоразумие и выдержку, исключать действия, которые могут привести к новым конфликтам и дестабилизации обстановки. В этой ситуации республики наряду с центром должны взять на себя ответственность за организацию и обеспечение основ гражданского общества и национальной жизни, обратиться к вековому опыту добрососедства и миротворчества. Съезд осуждает любые формы насилия в решении национальных проблем и считает политические средства и конституционные нормы единственным путем разрешения всех конфликтных ситуаций.
Долг коммунистов – выступить против идеологии и политической практики национал-экстремизма. Съезд решительно осуждает любого рода шовинизм, русофобию, антисемитизм, пропаганду и практику национальной нетерпимости и дискриминации и требует, чтобы государство уважало и защищало национальное достоинство граждан.
Материалы XXVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза Москва,
Политиздат, 1990, стр.168, 171-172