Указ об учреждении Гос. Думы
ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
20 ФЕВРАЛЯ 1906 Г.
I. О составе и устройстве Государственной думы
Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сем учреждении и учреждении Государственного совета.
Государственная дума образуется из членов избираемых на селением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.
Государственная дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов, распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.
Продолжительность ежегодных занятий Государственной думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами императорского величества.
Государственная дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.
Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственной думой.
Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.
Расходы по содержанию Государственной думы относятся на счет государственного казначейства.
II. О председателях Государственной думы, ее отделов и комиссий
9. Председатель Государственной думы и два его товарища избираются Думой из числа ее членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3 случая, исполняет свои обязанности впредь до нового выбора председателя. Избранный на последний год пятилетия (ст. 2) председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия председателя, его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.
10. Председатель Государственной думы всеподданнейше повергает на высочайшее благовоззрение о занятиях Думы…
12. Для соображения общих, возникающих относительно деятельности Государственной думы, вопросов, под председательством ее председателя, состоит совещание, в состав коего входят товарищи председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.
III. О членах Государственной думы
13. Члены Государственной думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме.
Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.
Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги.
Для лишения свободы члена Государственной думы во время ее сессии должно быть испрошено предварительное раз решение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день. …
Член Государственной думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно председателю Думы; член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу (ст. 13), почитается сложившим с себя звание.
Член Государственной думы выбывает из ее состава в случае: а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего права на участие в выборах; в) поступления на действительную военную службу и г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями. …
Член Государственной думы временно устраняется от участия в ее собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте «а» статьи 7 положения о выборах в Думу или влекущих за собою отрешение от должности, и б) объявления несостоятельным должником – впредь до определения свойства несостоятельности. …
Члены Государственной думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления (Свода зак. т. I, ч. 2, изд. 1901 г.; учр. Гос. сов., ст. 105-113).
Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянуто го суточного довольствия…
V. О предметах ведения Государственной думы
31. Ведению Государственной думы подлежат:
а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;
б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, на основании установленных правил;
в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;
г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем высочайшего соизволения;
д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;
е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям.
Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. ст. 55-57), за исключением Основных государственных законов.
Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными (ст. ст. 58-60).
VI. О порядке производства дел в Государственной думе
Законопроекты или вносятся в Государственную думу министрами, либо главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов Думы (ст. 57), или же поступают в Думу из Государственного совета (ст. 49).
Заседания общего собрания Государственной думы, а так же ее отделов и комиссий (ст. 5), назначаются, открываются и закрываются их председателями.
Суждение Государственной думы по делу прекращается, если оно постановлением Думы признано достаточно выясненным.
Председатель останавливает того из членов Государственной думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.
38. В случае нарушения порядка членом Государственной думы, он может быть удален из заседания или устранен на неопределенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению общего собрания Думы либо ее отдела или комиссии, по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок не иначе, как по постановлению общего ее собрания
Во всех собраниях Государственной думы могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Думы.
Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых ею дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои, по соображениям государственного порядка, не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят…
42. В заседания отделов и комиссий (ст. 5) ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются…
Постановлением Государственной думы по рассмотренным ею делам почитается мнение, принятое в общем ее собрании большинством голосов…
Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.
Законопроекты, не принятые Государственной думой или Государственным советом, признаются отклоненными.
В тех случаях, когда Государственная дума, не отклоняя предначертанного по почину Государственного совета и им одобренного законопроекта, признает необходимым внести в него изменения, дело, для нового его рассмотрения, может быть, по постановлению Думы, либо возвращено в Государственный совет, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы по выбору Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов, по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с ее заключением вносится в Государственный совет и получает дальнейшее движение в установленном порядке.
52. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются императорскому величеству председателем Государственного совета…
61. В Государственную думу воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы…
VII. О внутреннем распорядке в Государственной думе
63. Правила о допущении в заседания Государственной думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка составляются по соглашению председателя Государственной думы с председателем Совета министров и утверждаются высочайшей властью.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ЧЛЕНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Мы, нижепоименованные, обещаем пред всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность его императорскому величеству государю императору и самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся.