Указ о переустройстве учреждения Гос. Совета

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ О ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА. 20 ФЕВРАЛЯ 1906 Г.

Манифестом, сего числа изданным, мы возвестили всем нашим верным подданным о переустройстве Государственного совета.
Вследствие сего повелеваем:
I. В отношении состава Государственного совета, в изменение и дополнение учреждения Совета (Свода зак. т. 1, ч. 2, изд. 1901 г.) постановить следующие правила:
1. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной российской церкви; б) от губернских земских собраний; в) от дворянских обществ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов и д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ.
2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.
Председатель и вице-председатель Государственного совета назначаются ежегодно высочайшей властью из числа членов Совета по высочайшему назначению. Вице-председатель Сове та, в случае отсутствия председателя, исполняет обязанности последнего, в остальное же время участвует в собраниях Совета на правах его члена.
От духовенства православной Российской церкви избираются Святейшим Синодом в порядке, им с высочайшего утверждения определяемом, шесть членов Государственного совета: трое из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства.
Каждое губернское земское собрание избирает по одному члену Государственного совета.
Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся дворянские выборы, избирают, из своей среды, каждое по два выборщика. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает, из своей среды, восемнадцать членов Государственного совета.
Императорская Академия наук и каждый императорский Российский университет избирают по три выборщика. Академия, в полном академическом собрании, избирает их из числа ординарных академиков, а совет каждого университета – из числа ординарных его профессоров. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает, из своей среды, шесть членов Государственного совета. …
Совет торговли и мануфактур избирает четырех выборщиков, в том числе двух от торговли и двух от промышленности, Московское отделение сего Совета, а также Иваново-Вознесенский, Костромской и Лодзинский комитеты торговли и мануфактур – по два выборщика от промышленности, прочие комитеты торговли и мануфактур – по одному выборщику от промышленности, биржевые комитеты: С.-Петербургский и Московский (общих бирж) – по четыре выборщика, в том числе по два от промышленности и по два от торговли; Варшавский, Одесский, Киевский, Нижегородский, Рижский, Ростовский-на-Дону, Харьковский (общей биржи), Самарский, Саратовский, Лодзинский, Либавский, Бакинский, Екатеринбургский, Пермский, Томский и Омский – по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по одному от торговли; комитет Харьковской каменноугольной биржи – одного выбор щика от промышленности, все же прочие биржевые комитеты, а также купеческие управы – по одному выборщику от торговли. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает, из своей среды, двенадцать членов Государственного совета, в том числе шесть от промышленности и шесть от торговли.
Члены Государственного совета по выборам избираются сроком на девять лет, с тем, что каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывает в очередном порядке (отд. XI) …
Не могут быть избираемы в члены Государственного совета: а) лица, не достигшие сорокалетнего возраста; б) не окончившие курс хотя бы в средних учебных заведениях или не выдержавшие соответствующего испытания; в) иностранные подданные и г) указанные в пункте «а» статьи 6 и в статьях 7 и 8 положения о выборах в Государственную думу лица, не участвующие в выборах в Думу.
Выборы производятся закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами или посредством записок. Избранными считаются получившие более половины голосов в порядке их большинства; в случае же равенства голосов, избрание определяется по жребию. …
18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями и, в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета, а также лишения и ограничения личной их свободы и временного устранения от участия в собраниях Совета, равно как условий и порядка отказа от звания члена Совета, сложения сего звания и выбытия из состава Совета в случаях, указанных в статье 17, пунктах «а» и «б» статьи 18 и статье 19 Учреждения Государственной думы, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для членов Государственной думы.
II. В отношении законопроектов, передаваемых в Государственный совет из Государственной думы, равно как законопроектов, по почину Совета предначертанных, в изменение и дополнение учреждения Совета (Свода зак., т. I, ч. 2, изд. 1901 г.) постановить следующие правила:
Для законного состава заседания Государственного совета требуется присутствие не менее одной трети общего числа данного состава членов Совета, без различия членов по высочайшему назначению либо по выборам.
От Государственного совета зависит предначертанные по его почину или же переданные из Государственной думы и ею одобренные законопроекты обращать, для предварительного соображения, в особые, образуемые для сего Советом из своей среды, комиссии.
Суждения Государственного совета по делу прекращаются, если оно постановлением Совета признано достаточно выясненным.
В заседания образуемых Государственным советом комиссий ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.
5. Председателю Государственною совета предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего его собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам, в числе, не превышающем количества отведенных для них мест, с соблюдением установленных правил. От председателя Совета зависит разрешать, с соблюдением тех же правил, присутствовать в заседаниях общего его Собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе, не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственного совета, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственной думы, сенаторы и особы дипломатического корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода, они удаляются из заседания по распоряжению председателя Совета…
7. Отчеты о всех заседаниях общего собрания Государственного совета составляются присяжными стенографами и, по одобрении председателем Совета, допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях. …
9. Законопроект, предначертанный по почину Государственного совета, может быть взят обратно внесшим его министром или главноуправляющим отдельной частью не иначе, как в согласии на то Совета. Законопроект, предначертанный по почину Государственной думы и по ее одобрении поступивший в Совет, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Думу.
10. Постановлением Государственного совета по рассмотренным им делам почитается мнение, принятое в общем его собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну, производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос председателя Совета дает перевес. Постановление Совета об отмене выборов в члены Совета, по неправильности этих выборов, получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Совета.
11. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.
12. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными.
13. В тех случаях, когда Государственный совет, не отклоняя одобренного Государственной думой законопроекта, признает необходимым внести в него изменения, дело, для нового его рассмотрения, может быть, по постановлению Совета, либо возвращено в Думу, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы, по выбору Думы и Совета, по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов, по выбору самой комиссии. Из комиссии дело, с ее заключением, вносится в Государственную думу и получает дальнейшее движение в установленном порядке.
14. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются императорскому величеству председателем Государственного совета.
15. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление. …
Государственный совет пользуется одинаковыми с Государственной думой правами по возбуждению предположений об отмене или изменении действующих и издании новых законов (Учр. Гос. думы, ст. ст. 32, 55-57), а также в отношении запросов, обращаемых к министрам и главноуправляющим отдельными частями (там же, ст. ст. 33, 58-60).
В отношении Государственного совета министры и главноуправляющие отдельными частями пользуются теми же правами и исполняют те же обязанности, какие для них установлены в отношении Государственной думы (Учр. Гос. думы, ст. ст. 39-41).
19. В Государственный совет воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные или письменные заявления и просьбы.
Подробности внутреннего распорядка в Государственном совете определяются наказом, издаваемым Советом. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий сенат.
Правила о допущении в заседания Государственного совета посторонних лиц и об охранении в помещениях Совета должного порядка составляются по соглашению председателя Государственного совета с председателем Совета министров и утверждаются высочайшей властью.