Взгляды западников и славянофилов на реформаторскую деятельность Петра I

ВЗГЛЯДЫ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ
НА РЕФОРМАТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА I
В третий раз с новой силой и опять совсем с новым характером вспыхивает полемика о Петре в 40-е гг. XIX столетия. Теперь споры о Петре составили сердцевину широкой борьбы двух противоположных философско-исторических идеологий. Я говорю о борьбе западников и славянофилов. < …> Для западников 40-х годов XIX столетия имя Петра есть символ расцвета всех сторон русской жизни в процессе европеизации России. Для славянофилов оно есть символ губительно-болезненного разрыва с национальными русским началами. Споря о Петре, и западники и славянофилы довольствовались лишь самыми поверхностными общими представлениями о личности и деяниях Петра, не считая нужным погрузиться в подробное изучение подлинно-исторического Петра и его реформы. < …>
И западники и славянофилы стремились втиснуть русский исторический процесс в прокрустово ложе гегелевой схемы: тезис, антитезис и синтез. Для утверждения этой схемы им и пригодилось воззрение на реформу Петра, как на резкий поворот всей русской жизни на новый путь, прямо противоположный допетровскому прошлому.
Схема западников была такова: Допетровская старина – период коснения в стихийно-бессознательной национальной исключительности. Это – тезис. Реформа Петра – бурный разрыв со стариной и приобщение России к общечеловеческой цивилизации. Это – антитезис. Синтезом же должно будет послужить грядущее гармоническое соединение национальных начал с основами общечеловеческой цивилизации.
Схема славянофилов была такова: До Петра – свободное цветение национальных начал – это тезис. Реформа Петра – насильственное покорение России под иго чуждой русскому народу Западной цивилизации. Это – антитезис. Синтезом должно послужить восстановление национальных начал, которые после столкновения с формами чуждой цивилизации возвысятся путем отчетливого противопоставления им, на высшую ступень осознанности.
Из этого сразу же видно, что западники и славянофилы, глубоко расходясь в оценке петровского переворота, в сущности были вполне согласны друг с другом в понимании Петровской реформы как внезапного катаклизма, который сразу перевернул вверх дном всю совокупность русской жизни или как своего рода хирургическую операцию, которая резанула Россию по живому мясу, разрушив мгновенно органическую приверженность жизненного процесса.
Разница была лишь в том, что западники считали эту операцию благодетельной для России, а славянофилы видели в ней губительный удар, толкнувший на ложный путь.