Редакционная заметка об обсуждении проекта кооперативного закона
Редакционная заметка об обсуждении проекта кооперативного закона
в Государственном совете в 1916 г.
8 августа 1915 г. было внесено в Гос. Думу за подписью 75 членов законодательное предположение об издании общего кооперативного закона. В основу предположения был положен тот проект закона, который был выработан Специальной Комиссией Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в соответствии с постановлениями всероссийских кооперативных съездов (1908 – 1913 гг.). Комиссия Гос. Думы сохранила в неприкосновенности все основные его положения. Гос. Дума пошла навстречу. Блеснул луч надежды. Но дальнейшее движение показало, что надежды были преждевременны.
Одобренный Думой проект закона поступил на рассмотрение Гос. Совета, где он был передан на предварительное рассмотрение комиссий экономической и законодательных предположений (соединенные заседания двух комиссий), которые признали необходимым подвергнуть его существенным изменениям.
Изменения эти поражают как раз те «основные начала», которые были установлены всероссийскими кооперативными съездами и признаны Гос. Думой, т. е. те основные положения, изменение которых совершенно искажает закон и лишает его того значения, которое он должен будет иметь для развития кооперативного дела.
Комиссии Госсовета предполагают изъять из сферы действия этого закона кредитные, страховые, земельные и некоторые другие кооперативы.
Комиссии Госсовета сохраняют будто бы явочный порядок открытия кооперативов, но фактически совершенно уничтожают значение этого положения, предлагая передать регистрацию товариществ губернским по делам об обществах присутствиям, которые, как известно, представляют собой административные органы, учрежденные для того, чтобы не допускать возникновение обществ, по своему политическому направлению неугодных правительству (отказывают в регистрации не потому, что в целях общества было что-нибудь незаконное, а потому, что сама деятельность общества кажется администрации нежелательной или учреждаемые общества в политическом отношении кажутся недостаточно благонадежны). В таких случаях при отсутствии законных поводов для отказа пускают в ход всевозможные придирки, и начинается бесконечная волокита. Можно легко представить, во что превратится «явочный порядок» при содействии губернских по делам об обществах присутствий.
Поправки, предлагаемые комиссиями Госсовета, обещают если не вовсе на нет свести право образовывать союзы, то во всяком случае сильно его ограничить.
В этом отношении громадное и чрезвычайно вредное для союзного строительства значение должно иметь изъятие из сферы действия закона многих видов кооперативных товариществ и особенно кредитных, но, кроме того, комиссии Госсовета полагают, что должен быть ограничен определенным образом район деятельности союза и должны быть воспрещены союзы союзов (т. е. могут быть разрешены только союзы отдельных товариществ).
Комиссии Госсовета как будто бы для того, чтобы завершить достойным образом свою разрушительную работу над проектом кооперативного закона, находят нужным исключить из него упоминание о том, что целью кооперативов может быть не только материальное, но и духовное благосостояние их членов. (Что означает прекращение возможности вести культурно-просветительную работу.)