Записка правления МНБ о его месте в кооперативном движении

Записка правления Московского народного банка
о месте этого банка в кооперативном движении
Август 1918 г.
МНБ в системе кооперативного кредита занимал весьма видное место. Организация целого ряда отраслей кооперативного кредита была неразрывно связана с народным банком и обязана ему своим возникновением. МНБ и кооперативный кредит развивались в одном направлении. И это не только потому, что Банк снабжал кооперацию значительной частью денежных средств, получавшихся ею в виде банковских кредитов; если бы дело ограничилось только этим, то и тогда роль банка была бы велика. Гораздо большее значение его в той организующей роли, какую Банк играл во всей системе кооперативного кредита.
Кооперативный банк за шесть с половиной лет занял вполне определенную позицию на общем денежном рынке страны. С немалыми трудностями МНБ поставил весь денежный рынок страны, все ее кредитные организации лицом к лицу с кооперацией. До основания банка ни акционерные коммерческие банки, ни другие кредитные учреждения кооперацию как клиента себе не представляли. Правда, Государственный банк имел с нею дело, но до самого последнего времени – не как с обычным банковским клиентом, а как с организацией, которую надо было финансировать «в основной капитал». МНБ с первых шагов пошел по пути внедрения кооперации и кооперативного кредита в общий денежный и кредитный рынок страны. И в особенности за 1917 – 1918 гг. ему удалось в этом отношении достичь больших успехов, и не только потому, что банк сам кредитовался в других банковских учреждениях. Само развитие банка, связанное с ростом кооперации, поставило весь кредитный аппарат страны лицом к лицу с кооперацией как системой хозяйственных предприятий, имеющих право быть клиентами банков по активу. Действуя в этом же направлении, МНБ, развив сеть своих отделений, призвал и широкие массы городского населения к своим кооперативным депозитным кассам.
Развитие Банка, связанное с ростом кооперации, должно было изменить все представления о так называемом мелком кредите. Народный банк своей работой показал, что кооперативный кредит не есть мелкий кредит, что если о последнем и можно говорить, то лишь в применении к кооперативам первой степени, что же касается кредитных взаимоотношений между союзами и МНБ, равно и другими банками, то тут, конечно, никакой речи о мелком кредите быть не может.
Переход от кредитования отдельных кооперативов к кредитованию союзов говорит о том, что МНБ принадлежала роль организатора кооперативного кредитного рынка.
Способ кредитования путем централизации всего дела в руках союзов стал возможен лишь в последние два года существования банка, когда значительно возросло количество союзов.
При организации Банка были скептики, утверждавшие, что в России, не имеющей еще системы союзов вообще и кредитных союзов в частности, еще не время создавать кооперативный банк. Банк, однако, сумел выйти из этого затруднительного положения: в первые годы он выполнял обязанности и центрального банка, и кредитного союза, он был одновременно и кооперативом 2-й и 3-й степени. По мере развития кооперации Банк, постепенно отбрасывая функции организации 2-й степени, становился центром высшей степени и строил всю свою финансовую политику на союзах крупнорайонного характера. Двоякая роль центрального кооперативного банка – регулирование кредитных и финансовых отношений кооперации к общему денежному рынку и регулирование тех же отношений внутри кооперации – выполнялась МНБ в особых условиях, весьма отличных от тех, в которых работали аналогичные учреждения на Западе. С одной стороны, общий денежный рынок не знал кооперации и лишь постепенно с ней ознакомлялся. С другой стороны, сама кооперация к моменту организации МНБ еще не была подготовлена к сношениям с общими кредитными учреждениями страны. Подготовив кооперацию к сплоченному выступлению на общем денежном рынке, МНБ тем самым содействовал правильной постановке кредитного дела в области кооперации. Обе стороны работы банка неразрывно связаны между собой. До возникновения НБ не было организованного обсуждения и планомерного отношения к кредитным финансовым вопросам внутри кооперации, поскольку и кооперация тогда еще была недостаточно развита. Но по мере роста кооперации – а вместе с тем и роста МНБ – последний сделался и практическим и идейным центром для всех финансовых и кредитных вопросов кооперации.
Неправильно считать МНБ центром кредитной кооперации: он являлся центром кооперативного кредита, что, конечно, далеко не одно и то же…