Предложения фракции кадетов по аграрному вопросу
Предложения фракции кадетов по аграрному вопросу,
внесенные в I Государственную думу (проект 42-х)
8 мая 1906 г.
Государственная дума в своем последнем заседании признала, что она «не исполнила бы своего долга, если бы она не выработала закона» для удовлетворения острой земельной нужды трудового крестьянства «путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих».
Считая неотложно необходимым приступить теперь же к решению земельного вопроса, мы, нижеподписавшиеся, принадлежа к партии народной свободы, находим, что будущий законопроект должен взять за основу следующие положения:
1. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян и других разрядов земледельцев, – государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения для той же цели, за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, т. е. сообразно с нормальной для данной местности доходности, при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.
2. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный запас. Начала, на которых земли этого запаса подлежат передаче нуждающемуся в них населению, должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.
Признавая руководящим началом земельной политики передачу земли в руки трудящихся, мы считаем, что приведенные положения могут быть развиты следующим образом:
I. Право на расширение землепользования признать надлежит за малоземельными и безземельными земледельческими семьями, ведущими хозяйство на землях как надельных, так и принадлежащих им на праве частной собственности или арендованных. Там, где существует особый класс безземельных сельскохозяйственных рабочих, последние подлежат обеспечению землей на тех же основаниях. Особыми правилами также должен быть определен отвод земли семьям, прекратившим хозяйство вследствие малоземелья, если они пожелают восстановить собственное хозяйство. Местным землеустроительным учреждениям должно быть предоставлено возбуждение вопросов об изменении круга лиц, подлежащих, сообразно с местными условиями, земельному обеспечению.
II. Для каждой местности (губернии, района, уезда или части его) должен быть установлен нормальный размер земельного обеспечения, до которого, при имеющемся запасе земли и принимая в расчет возможные добровольные выселения, должно быть доводимо количество земли у земледельческого населения. При этом является желательным доведение размеров обеспечения до потребительской нормы, т. е. до такого количества земли, которое, по местным условиям и принимая в расчет прочные промысловые доходы, где таковые существуют, – было бы достаточно для покрытия средних потребностей в продовольствии, жилище, одежде и для несения повинностей. Расчет земельной нормы ведется на едока.
III. Обеспечению землей в указанных размерах должны подлежать те земледельцы, которые или вовсе не имеют надельной или собственной земли, или имеют ее меньше установленной для данной местности общей нормы.
IV. Для образования государственного запаса, как уже сказано, кроме земель государственных, удельных, кабинетских, церковных, монастырских, должны поступить и земли, обязательно отчуждаемые из частного владения отдельных лиц и учреждений.
V. При отчуждении частновладельческих земель надлежит установить следующие правила:
а) без всяких ограничений подлежат отчуждению все земли, обычно сдававшиеся до I января 1906 г. в аренду за деньги, из доли или за отработки, а также земли, обрабатывавшиеся преимущественно крестьянским инвентарем, и земли впусте лежащие, но признанные годными для обработки. Кроме того, для каждой местности закон должен определить высший размер землевладения при условии ведения собственного хозяйства (своим скотом и орудиями), т. е. определить, больше чего никто не может владеть землей, и все, что окажется больше этого размера, также подлежит отчуждению без каких-либо ограничений;
б) земля, не превышающая по площади установленного законом высшего размера на одного владельца и обрабатываемая его инвентарем, также должна подлежать обязательному отчуждению, если местное земледельческое население не может получить достаточно обеспечения из других земель той же местности или если отчуждение является необходимым для устранения вредной чересполосицы и других существенных недостатков в расположении наделов и в составе их по угодьям;
в) не подлежат отчуждению:
1) Небольшие участки, не превышающие трудовой нормы, определяемой по местным условиям.
2) Городские выгонные земли, а равно земли, принадлежащие городам, местечкам, земствам, учебным и благотворительным учреждениям, поскольку они непосредственно служат для общественно-санитарных, учебных и т. п. целей.
3) Земли под усадьбами, садами, огородами (кроме сдаваемых в аренду), искусственными лесонасаждениями, виноградниками, хмельниками, питомниками и т. п., за исключением, однако, случаев, когда отчуждение этих земель необходимо для устранения вредной чересполосицы.
4) Земли, на которых расположены фабрично-заводские или сельскохозяйственные промышленные заведения, т. е. земли, для них технически необходимые, находящиеся под строениями, складами, сооружениями и пр. Но земельные угодья, обслуживающие хозяйственные потребности этих предприятий, должны подлежать отчуждению наравне с другими землями, лишь установлением известного порядка и последовательности перехода в государственный земельный запас.
5) Участки, которые центральным землеустроительным учреждением признано будет необходимым сохранить ввиду их исключительного характера и общеполезного значения.
VI. Земли из государственного земельного запаса передаются в долгосрочное пользование на срок, установленный подлежащими учреждениями, без права переуступки. За все земли, отводимые из государственного запаса, взимается плата, размер которой определяется соответственно доходности земель и сообразно с общим планом земельного обложения.
VII. Из государственного земельного запаса отводятся земли сначала местному малоземельному и безземельному населению, – закон определяет, что разумеется под местным населением. За удовлетворением потребности местного населения остающиеся свободными земли государственного земельного запаса предназначаются для переселенцев, не получивших земельного обеспечения по месту прежнего жительства.
VIII. В местностях, изобилующих лесами, под земельное обеспечение земледельцев могут быть обращены леса, не имеющие защитного и водоохранного значения. Леса в прочих местностях не подлежат отчуждению и остаются в распоряжении государства в тех размерах, как это требуется нуждой населения в лесных материалах. Порядок снабжения населения лесными материалами из этих лесов определяется особыми правилами.
IX. Закон, установив общие основы земельной реформы, должен допускать со стороны местных учреждений представления о некотором видоизменении этих норм согласно с местными условиями, но с непременным сохранением самой основы реформы – прочного обеспечения землей земледельческого населения путем обязательного отчуждения.
X. Закон должен установить систему и порядок учреждений – центрального и местных для подготовки и проведения земельной реформы. Учреждения эти должны немедленно приступить к собиранию и разработке необходимых материалов, имея в виду положения, нормы, установленные законом, и стоя в тесной связи с местным населением.
Мы предлагаем избрание комиссии из 33 членов для разработки и внесения в Думу законопроекта по земельному делу и просим передать в эту комиссию, как материал, настоящую записку нашу.