Из воспоминаний А.Ф. Редигера
Из воспоминаний А.Ф. Редигера
…8 апреля 1884 г. я был произведен в полковники, на 12-м году офицерской службы. До этих пор служба моя шла крайне удачно, я быстро попал в Генеральный штаб, рано получил кафедру, рано попал в полковники. Но тут наступил перелом. Во время царствования императора Александра III военным министром был Ванновский, и во все это время в военном ведомстве царил страшный застой. Чья это была вина, самого ли государя или Ванновского, я не знаю, но последствия этого застоя были ужасны. Людей неспособных и дряхлых не увольняли, назначения шли по старшинству, способные люди не выдвигались, а, двигаясь по линии, утрачивали интерес к службе, инициативу и энергию, а когда они добирались до высших должностей, они уже мало отличались от окружающей массы посредственностей. Этою ужасною системою объясняется и ужасный состав начальствующих лиц как к концу царствования Александра III, так и впоследствии, во время Японской войны!
Этот общий застой отозвался и на моей службе, и я почти 14 лет пробыл на должности делопроизводителя, несмотря на то, что меня все время усердно хвалили!
Лобко при моем поступлении в канцелярию сказал мне, что он теперь поручает мне работу по составлению Положения о полевом управлении войск, а со временем метит меня на должность заведывающего законодательным отделом, вместо Николая Конст. Арнольди, который уже устарел для своей должности .
По делу о новом устройстве полевого управления была уже собрана масса материалов, которые мне раньше всего надо было прочесть, на что ушло около месяца. Это чтение произвело на меня удручающее впечатление: все эти соображения о распределении обязанностей между разными органами, о их взаимных отношениях и о пределах их прав не интересовали меня вовсе. После живой работы в Болгарии эта новая работа казалась какой-то затхлой, за которую я брался с таким же отвращением, как 3 года тому назад за юриспруденцию.