Из очерка истории кружка «чайковцев» (1869–1872)

Из очерка истории кружка «чайковцев» (1869–1872)
…Попытка отстоять свои права и вольности в узких пределах того или другого учебного заведения окончилась для студентов полною неудачею. Единственным результатом борьбы с начальством были только аресты, исключения, ссылки. …Вместо масс учащихся одного какого-либо учебного заведения, как было прежде, на них (сходках. – Сост.) стала собираться лучшая часть всей учащейся молодежи Петербурга, а к ней стал, более чем прежде, примешиваться и элемент, посторонний учащимся. Все эти собрания были в большинстве случаев очень неопределенны.
…Все эти сходки, собрания и вечера, несмотря на неопределенность целей, на туманность речей и споров, сильно способствовали выработке если не мысли, то по крайней мере оппозиционного и даже слегка революционного духа.
Крайне важным результатом всего этого было то, что для людей, принимавших участие в этих сходках, частные студенческие вопросы совершенно заслонялись общественными. Молодежь незаметно для себя самой подготовлялась к широкой деятельности.
…Студенчество стало группироваться в тесные кружки, носящие на себе характер землячеств. Членами кружка становятся люди, вышедшие из одних и тех же учебных заведений или из одних и тех географических областей…
Отчасти под влиянием чайковцев, а отчасти и по другим причинам возникло в скором времени в Петербурге стремление к самообразованию и основалось для этого значительное число кружков. Это было уже к началу 1870 г.
…Занятия политической экономией велись следующим порядком: назначались собрания раза 2-4 в месяц. Ко дню собрания все намеченные члены кружка обязывались изучить известное число глав по тому или другому руководству, причем один из членов должен приготовить реферат по тому же отделу.
…Кружковые занятия не пошли потому, что молодежь ждала от них с самого начала гораздо большего, чем они могли дать.
Начало кружка. В числе кружков самообразования и саморазвития возник в начале 1869 г. и так называемый кружок Натансона, который впоследствии переродился в то, что сделалось известным под названием кружка чайковцев.
…Отсюда-то и выросло мало-помалу так называемое книжное дело, т. е. та невинная канва, на которой можно было выводить какие угодно узоры.
…Такой, по-видимому, пустой повод, как распространение книг, связывал в течение некоторого времени не только самый книжный кружок, но и этот последний с массой людей, которые иначе, может быть, стояли бы совершенно в стороне от движения. Мало того, очень часто с целью распространения этих легальных книжек образовывались и существовали не без результатов новые кружки.
…Петербуржцы предложили съезду свою широкую программу с конечной целью движения в народ и революционной деятельностью в нем. Но это были одни предположения будущего. Из области же настоящего и немедленно осуществимого предлагалось: 1) социалистическая агитация среди молодежи и 2) книжное дело как материал для агитации и как орудие для организации…
…Следующая за этим зима 1871–72 гг. представляет самый организованный и блестящий период деятельности кружка среди интеллигентной молодежи. Строго говоря, только с этого времени и началось существование организованного кружка с определенной физиономией, хотя письменного устава не было.
…Основания… были следующие:
Каждый член вполне равноправен с другими и имеет право знать во всяких подробностях кружковые дела.
Все внутренние дела должны храниться втайне от посторонних, что должно быть и после выхода члена из кружка…
Все имущество сделавшегося членом должно быть отдано на революционное дело и поступать в общую кассу.
Новые члены принимаются, когда никто не настаивает на противном.
…С этого времени все дела обсуждались на общих собраниях, причем важные полагалось решать единогласно, а менее важные – большинством голосов.
Практические обязанности были распределены между членами: устройство побегов, «заведование кассой, дела с книжными магазинами для получения легальных книг, издание новых книг, сношение с провинциальными большими кружками, заграничная литература – каждая из этих обязанностей была возложена на специального члена.
…Как идти далее, как утилизировать старые приобретения? Явились значительные разногласия.
…В июле 1872 г. Синегуб и Чарушин случайно познакомились на Петербургской стороне с артелью фабричных рабочих, которые просили их помощи в обучении грамоте. Через этих рабочих познакомились с другими артелями, привлекли к занятиям с ними большинство членов кружка…
Таким образом началась пропаганда между рабочими.