Закон о советской милиции

6 марта 1991 года N 2001-1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

О СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Милиция в СССР

Советская милиция — государственная правоохранительная вооруженная организация, защищающая граждан, их права, свободы и законные интересы, советское общество и государство от преступных и иных противоправных посягательств.

Статья 2. Основные задачи милиции

Основными задачами милиции являются:
обеспечение личной безопасности граждан, общественной безопасности и охрана общественного порядка;
предупреждение преступлений и других правонарушений;
быстрое и полное раскрытие преступлений;
защита собственности от противоправных посягательств;
участие в оказании социальной и правовой помощи населению;
исполнение уголовных наказаний и административных взысканий.
Запрещается привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее законодательством. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

Статья 3. Принципы деятельности милиции

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, уважения личности, социальной справедливости, демократизма, интернационализма, гуманизма, взаимодействия с трудовыми коллективами и населением, постоянного учета общественного мнения.

Статья 4. Гласность в деятельности милиции

Деятельность милиции является гласной, открытой для граждан, общественности и средств массовой информации.
Милиция информирует государственные органы, общественные объединения, трудовые коллективы, население и средства массовой информации о состоянии правопорядка и мерах по его укреплению.
Не подлежит разглашению информация, составляющая государственную, служебную и коммерческую тайну, а также информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, полученная в процессе служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 5. Правовая основа деятельности милиции

Правовую основу деятельности милиции составляют: Конституция СССР, конституции республик; настоящий Закон и другие законодательные акты Союза ССР и республик; указы Президента СССР; нормативные акты Кабинета Министров СССР и нормативные акты правительств республик; решения местных Советов народных депутатов; нормативные акты Министерства внутренних дел СССР и министерств внутренних дел республик.

Статья 6. Служба в милиции и особенности ее прохождения

На службу в милицию принимаются на добровольной основе граждане СССР, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на нее обязанности.
Работники милиции принимают присягу.
Работникам милиции присваиваются специальные звания в соответствии с действующим законодательством, выдаются установленного образца служебные удостоверения и форменная одежда.
Несовместимы со службой в милиции совершение преступлений, жестокие или унижающие честь и достоинство граждан действия.
Назначение на должность, перемещение по службе, увольнение работника милиции не могут быть связаны с его участием или неучастием в деятельности общественных объединений, а также с его отношением к религии.
Работникам милиции запрещается: занятие любыми видами предпринимательской деятельности; организация забастовок и участие в их проведении; совместительство на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, творческой и преподавательской деятельности.
Условия и порядок прохождения службы в милиции устанавливаются законодательством Союза ССР и республик.

Статья 7. Организация милиции

Милиция подразделяется на союзную и республиканскую.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел СССР.
Организационная структура, штатная численность и дислокация союзной милиции определяются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров СССР, а республиканской — в порядке, устанавливаемом правительствами республик.
Законодательством республик может быть предусмотрено создание Советами народных депутатов местной милиции.
Советы народных депутатов осуществляют контроль за работой милиции, за исключением уголовно — процессуальной, административно — юрисдикционной и оперативно — розыскной деятельности милиции.

Статья 8. Участие государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в выполнении задач милиции

Милиция выполняет возложенные на нее задачи во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами, а также формированиями общественности, создаваемыми для содействия милиции в охране общественного порядка.
Государственные органы, трудовые коллективы, должностные лица, общественные объединения обязаны оказывать милиции помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Долг гражданина СССР — всемерно содействовать милиции в охране общественного порядка.
Граждане СССР на добровольных началах могут работать в качестве внештатных сотрудников милиции. Обязанности и права внештатных сотрудников милиции определяются законодательством.

Статья 9. Привлечение к выполнению задач милиции других работников органов внутренних дел и военнослужащих

На работников органов внутренних дел, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел республик, не являющихся работниками милиции, в случаях привлечения их в соответствии с действующим законодательством к охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью возлагаются обязанности и распространяются права и гарантии правовой и социальной защищенности, установленные для работников милиции. Указанные лица несут ответственность наравне с работниками милиции.
В случаях, предусмотренных Законом, для осуществления согласованных с республиками мер по охране общественного порядка и общественной безопасности могут привлекаться военнослужащие.
На военнослужащих в случаях привлечения их к охране общественного порядка и общественной безопасности возлагаются обязанности, предусмотренные пунктами 3, 11, 12, 25 статьи 11, распространяются права, перечисленные в пунктах 1, 2, 17, 18, 23, 24, 25 статьи 12 и статьях 13, 14, 15 настоящего Закона, а также гарантии правовой и социальной защищенности и положения об ответственности, установленные для работников милиции.

Раздел II. КОМПЕТЕНЦИЯ МИЛИЦИИ

Статья 10. Разграничение функций между союзной и республиканской милицией

I. К ведению союзной милиции относится:
определение стратегии борьбы с преступностью; разработка и руководство осуществлением общесоюзных программ по борьбе с преступностью и охране общественного порядка;
разработка и координация выполнения межреспубликанских программ по борьбе с преступностью и охране общественного порядка;
общее руководство (координация) деятельностью милиции и осуществлением согласованных с республиками мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественной безопасности и общественного порядка, борьбы с преступностью;
руководство милицией на транспортных системах страны;
управление силами и средствами милиции при проведении общесоюзных и межреспубликанских мероприятий по борьбе с преступностью и охране общественного порядка;
борьба с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, преступлениями на почве национальной или расовой вражды или пренебрежения, преступлениями, носящими межреспубликанский, общесоюзный и международный характер;
организация и осуществление всесоюзного розыска граждан в случаях, предусмотренных законодательством;
охрана специальных и особо режимных объектов союзного подчинения, борьба с преступностью и обеспечение общественного порядка на этих объектах;
обеспечение единой системы контроля и информационно — аналитической деятельности милиции; формирование общесоюзных справочно — информационных фондов, оперативного и криминалистического учета;
разработка общесоюзных правил дорожного движения, а также государственных стандартов его безопасности;
организация контроля за выполнением законодательства по вопросам приобретения, хранения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, других предметов, веществ и материалов по перечню, определяемому законодательством Союза ССР;
организация выполнения законодательства Союза ССР о паспортной системе, законодательства Союза ССР и международных соглашений о гражданстве, о въезде, пребывании, транзитном проезде и выезде из СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, о выезде из СССР и въезде в СССР граждан СССР;
взаимодействие с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом); координация международного сотрудничества милиции республик в сфере борьбы с преступностью.
К ведению союзной милиции могут быть отнесены и другие функции в соответствии с соглашениями между Союзом ССР и республиками.
II. К ведению республиканской милиции относится:
предупреждение преступлений и других правонарушений, выявление, пресечение и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
управление милицией на транспортных системах республики;
розыск преступников, лиц, без вести пропавших, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах компетенции милиции;
выполнение законодательства о паспортной системе, о въезде, пребывании, транзитном проезде и выезде из СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, выезде из СССР и въезде в СССР граждан СССР, а также по вопросам гражданства;
обеспечение безопасности дорожного движения, организация учета и регистрации автомототранспорта;
контроль за приобретением, хранением и перевозкой огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, других предметов, веществ и материалов, открытием и функционированием объектов по перечню, определяемому законодательством Союза ССР;
участие в оказании социальной и правовой помощи населению;
организация и осуществление охраны имущества на основе договоров.
Законодательством республик к ведению республиканской милиции могут быть отнесены и другие функции, не предусмотренные настоящим Законом и не отнесенные к ведению союзной милиции.
III. Порядок выделения сил и средств милиции республики для решения задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью на территории других республик определяется межправительственными соглашениями.

Статья 11. Обязанности милиции

I. Милиция обязана:
1) предупреждать преступления и другие правонарушения: выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и других правонарушений, принимать меры к их устранению; осуществлять индивидуальную профилактическую работу с правонарушителями; участвовать в правовом воспитании граждан;
2) выявлять, пресекать и раскрывать преступления;
3) охранять общественный порядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, в аэропортах и других общественных местах;
4) предупреждать совместно с другими государственными органами и общественными объединениями детскую безнадзорность;
5) принимать и регистрировать поступающую информацию о преступлениях и других правонарушениях, а также о лицах, их совершивших;
6) незамедлительно реагировать на заявления и сообщения о преступлениях; при наличии законных оснований возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении; производить дознание; осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме;
7) выполнять поручения и указания прокурора, следователя о производстве розыскных и следственных действий, а также оказывать им содействие при производстве следственных действий;
8) принимать меры к защите личности и имущества свидетелей, потерпевших и иных лиц, жизнь, здоровье и имущество которых находятся в опасности в связи с оказанием ими помощи правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений;
9) выявлять и разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
10) контролировать в пределах своей компетенции исполнение гражданами и должностными лицами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
11) принимать неотложные меры по ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, спасению людей и оказанию им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра;
12) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе;
13) обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность дорожного движения; контролировать соблюдение правил, нормативов и стандартов в этой сфере; осуществлять регистрацию и учет автомототранспортных средств и выдачу водительских удостоверений;
14) участвовать в осуществлении предусмотренных законодательством мер по охране природы и экологической безопасности;
15) обеспечивать соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, сильнодействующих химических, ядовитых и других предметов, веществ и материалов, открытия и функционирования объектов по перечням, определяемым законодательством Союза ССР;
16) осуществлять выдачу паспортов, а также разрешений на въезд в пограничную зону, производить прописку и выписку граждан; контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных законодательством правил паспортной системы;
17) обеспечивать выполнение установленных законодательством правил въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда из СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР, а также выполнять законодательство Союза ССР и республик по вопросам гражданства;
18) охранять имущество на основе договоров;
19) исполнять определения судов, постановления прокуроров и следователей, постановления комиссий по делам несовершеннолетних о приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову, а также постановления прокуроров и санкционированные ими постановления следователей, приговоры, определения и постановления судов о заключении под стражу, направлении в лечебно — трудовые или воспитательно — трудовые профилактории;
20) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
21) в случаях, предусмотренных законодательством, осуществлять административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; осуществлять контроль за поведением лиц, условно осужденных и условно освобожденных с обязательным привлечением к труду, а также осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено; содействовать трудовому и бытовому устройству лиц, отбывших уголовные наказания или курс принудительного лечения в лечебно — трудовых и лечебно — воспитательных профилакториях, а также ранее занимавшихся бродяжничеством и попрошайничеством;
22) обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к возврату их законным владельцам;
23) исполнять в пределах компетенции уголовные наказания и административные взыскания;
24) охранять и конвоировать задержанных и заключенных под стражу лиц;
25) обеспечивать права и законные интересы лиц, доставленных в милицию, задержанных и арестованных лиц, принимать меры к немедленному оказанию им в случае необходимости медицинской и иной помощи, а также разъяснять гражданину основания и поводы ограничения его прав и свобод.
II. Милиция оказывает в пределах компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и республик, содействие народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, государственным органам, должностным лицам, а также общественным объединениям, их органам и представителям в выполнении возложенных на них обязанностей.

Статья 12. Права милиции

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
1) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, а в случае невыполнения этих требований применять предусмотренные законом меры принуждения;
2) проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений либо при совершении преступлений или других правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на милицию;
3) составлять протоколы об административных правонарушениях; в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, доставлять в милицию или иные служебные помещения и задерживать на срок до трех часов, если иной срок не установлен законом, лиц, совершивших административные правонарушения, производить их личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов; применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
4) налагать в случаях, предусмотренных законом, административные взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива;
5) вести учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы и взятых под административный надзор, входить для проверки в любое время суток в их жилые помещения, обеспечивать регистрацию поднадзорных, применять к ним иные ограничения, предусмотренные законодательством Союза ССР и республик;
6) содержать в установленном законом порядке в специально отведенных для этого помещениях лиц, задержанных за бродяжничество, попрошайничество, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, задержанных за самовольный выезд за пределы административного района без разрешения администрации специальной комендатуры;
7) задерживать и содержать в приемниках — распределителях для несовершеннолетних в предусмотренных законом случаях лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, оставшихся без попечения или совершивших общественно опасные деяния, если необходима их немедленная изоляция, а также несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно — воспитательные учреждения и лечебно — воспитательные профилактории;
8) задерживать, в случаях отсутствия военных патрулей, военнослужащих, нарушающих общественный порядок, и передавать их военным комендантам или командирам воинских частей;
9) задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
10) вызывать в милицию граждан по делам и материалам, находящимся в ее производстве;
11) доставлять в медицинские вытрезвители, а при их отсутствии — в специально оборудованные помещения дежурных частей милиции и содержать в них до вытрезвления лиц, которые находились в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе;
12) выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию, на основании и в порядке, установленных законодательством;
13) подвергать граждан в случаях и порядке, установленных законом, приводу в милицию, а также доставлять их в медицинские учреждения;
14) выносить гражданам в случаях, предусмотренных законом, официальные предостережения о недопустимости антиобщественного поведения и осуществлять регистрацию этих лиц;
15) производить фотографирование, звуко-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование и регистрацию лиц: задержанных по подозрению в совершении преступлений либо за бродяжничество и попрошайничество; заключенных под стражу; обвиняемых в совершении умышленных преступлений; подвергнутых административному аресту;
16) осуществлять гласные и негласные оперативно — розыскные мероприятия, в том числе с использованием технических средств, в целях предупреждения, обнаружения, пресечения и раскрытия преступлений; использовать полученные данные в случаях и порядке, предусмотренных законом;
17) временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты в целях обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также для проведения отдельных следственных действий;
18) в целях пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах и событиях, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, входить беспрепятственно в любое время суток в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций и осматривать их;
19) при проведении мероприятий по обнаружению преступлений в сфере экономики:
беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства, проводить с участием собственника либо его представителя или уполномоченного им лица осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества (при уклонении собственника или его представителя от участия в проведении осмотра, в изъятии образцов эти действия могут быть произведены в их отсутствие с привлечением представителей общественных организаций, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенных действиях);
требовать и получать от руководителей, должностных лиц и других работников предприятий, учреждений, организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, а также лиц, занятых индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства, необходимые сведения, документы и письменные объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности;
сверять наличие государственного, кооперативного, общественного имущества с учетными и отчетными данными предприятий, учреждений, организаций; требовать проведения проверок, инвентаризаций и ревизий; приглашать в установленном законодательством порядке специалистов для участия в проводимых мероприятиях;
получать в банках, иных финансово — кредитных учреждениях оперативную и отчетную информацию о кредитно — денежных операциях и внешнеэкономических сделках; опечатывать кассы, другие места хранения денег, товарно — материальных ценностей и документов, применять иные меры, обеспечивающие их сохранность; производить контрольные закупки, изымать образцы сырья, полуфабрикатов и продукции;
проводить проверки соблюдения норм и правил, обеспечивающих защиту прав потребителя при производстве, хранении, транспортировке и сбыте товаров народного потребления, продукции продовольственного назначения и оказании услуг населению;
выносить официальные предостережения руководителям, должностным лицам, другим работникам предприятий, учреждений, организаций, а также лицам, занятым индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства, о недопустимости нарушения законодательства, с последующим уведомлением прокурора;
20) ограничивать или запрещать при необходимости движение транспорта и пешеходов на улицах и автомобильных дорогах; контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности дорожного движения; запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения или если содержание вредных веществ в их выхлопных газах превышает допустимые нормы; останавливать в необходимых случаях транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, путевые листы и соответствие перевозимых грузов товарно — транспортным документам; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами; лишать водителей в предусмотренных законодательством случаях права управления транспортными средствами;
21) оформлять в соответствии с законом и выдавать документы по вопросам гражданства, выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывания в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства;
22) выдавать разрешения предприятиям, учреждениям и организациям на приобретение, хранение, перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых и других предметов, веществ и материалов по перечням, определяемым законодательством Союза ССР, а гражданам — на приобретение, ношение и хранение огнестрельного оружия и боевых припасов, а также аннулировать эти разрешения; изымать у предприятий, учреждений, организаций и граждан оружие и боеприпасы при нарушении правил их хранения, использования, а также в других случаях, предусмотренных законом; выдавать разрешения на открытие оружейно — ремонтных, пиротехнических, штемпельно — граверных предприятий, магазинов, торгующих огнестрельным оружием, стрелковых тиров и стендов, аннулировать эти разрешения при нарушении установленного порядка их деятельности;
23) пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности — также попутным транспортом. Работники подразделений милиции на транспорте (в пределах обслуживаемых участков) имеют, кроме того, право бесплатного проезда в соответствии с законом в поездах, на речных и морских судах;
24) использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям или гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций), для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также в случаях, не терпящих отлагательства, для проезда к месту происшествия;
25) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а в неотложных случаях — гражданам;
26) получать в порядке, установленном законодательством, от предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для выполнения возложенных на милицию задач;
27) вносить в соответствующие государственные органы, общественные объединения или должностным лицам представления о необходимости принятия мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений;
28) пользоваться средствами массовой информации в целях предупреждения преступлений и других правонарушений, укрепления общественного порядка, установления обстоятельств преступлений и лиц, их совершивших, розыска скрывшихся преступников, лиц, без вести пропавших;
29) поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Порядок и условия реализации прав милиции ее работниками определяются в соответствии с законодательством Союза ССР и республик.

Статья 13. Право работников милиции на хранение, ношение и применение оружия и специальных средств. Средства индивидуальной защиты работников милиции

Работники милиции имеют право на хранение, ношение и применение оружия и специальных средств.
Для обеспечения личной безопасности работники милиции могут использовать шлемы, щиты, бронежилеты и другие средства индивидуальной защиты.

Раздел III. ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Статья 14. Применение специальных средств

Работники милиции имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы, другие специальные средства, боевые приемы борьбы, служебных собак и лошадей, а также использовать бронемашины и иные транспортные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на граждан, работников милиции, иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также для освобождения заложников;
2) для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
3) для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие гражданам, государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям, организациям; для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;
4) для задержания правонарушителей, их доставления в милицию или иное служебное помещение, конвоирования и охраны задержанных, подвергнутых административному аресту, заключенных под стражу лиц, если они оказывают неповиновение или сопротивление работникам милиции, иным лицам, выполняющим служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, либо если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих работникам милиции осуществлять возложенные на них законом обязанности.
Применению специальных средств, за исключением необходимости отражения внезапного нападения, а равно задержания лиц, подозреваемых в совершении умышленных преступлений, освобождения заложников, должны предшествовать предупреждение о намерении применить такие средства и, если позволяют обстоятельства, предоставление достаточного времени для прекращения правонарушения.
Вид специального средства и интенсивность его применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При применении специальных средств должна сводиться к минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.
Изменение перечня специальных средств, а также правила их применения устанавливаются законодательством Союза ССР.

Статья 15. Применение и использование оружия

Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять оружие в следующих случаях:
1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, а равно для освобождения заложников;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на работников милиции, других лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также иного нападения, когда их жизнь или здоровье подвергается опасности;
3) для отражения группового или вооруженного нападения на жилые помещения граждан, на важные и охраняемые объекты, помещения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций; отражения нападения на войсковой или служебный наряд органов внутренних дел;
4) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, или преступника, совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия.
Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.
Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников.
Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения.
Работники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях:
1) для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель ставит под реальную угрозу жизнь и здоровье граждан и не подчиняется неоднократным требованиям работников милиции остановиться;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан;
3) для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Во всех случаях применения и использования оружия работник милиции обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, а также уведомления их родственников или законных представителей.
О каждом случае применения оружия составляется рапорт и немедленно сообщается прокурору.
Перечень указанных в пункте 3 части первой настоящей статьи важных и охраняемых объектов утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР.

Раздел IV. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ МИЛИЦИИ

Статья 16. Правовое положение работников милиции

Работники милиции являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
Законные требования работников милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Неповиновение законным требованиям работника милиции, оскорбление работника милиции, сопротивление, угроза, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье, имущество, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на милицию обязанностей, влекут установленную законом ответственность.
Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семей работников милиции от преступных посягательств, в связи с выполнением последними служебного долга, предусматривается законодательством Союза ССР и республик.
Работники милиции имеют право на обжалование в суд принимаемых в отношении них решений должностных лиц органов внутренних дел по вопросам и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 17. Социальная защита работников милиции

Государство гарантирует социальную защиту работникам милиции.
Работники милиции подлежат государственному обязательному личному страхованию за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций.
Ущерб имуществу работника милиции, причиненный в связи с исполнением им служебных обязанностей или служебного долга, возмещается в полном объеме за счет соответствующих источников содержания.
Вред, причиненный работнику милиции вследствие повреждения здоровья при исполнении им служебных обязанностей или служебного долга, возмещается в полном объеме в части, превышающей сумму назначенной пенсии по данному основанию, за счет средств соответствующего бюджета либо средств министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, заключивших с милицией договоры.
Работники милиции, а также семьи работников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, пользуются льготами при распределении жилой площади, установке квартирных телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных учреждениях, при решении других вопросов социально — бытового обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством республик.
Работники милиции, уволенные из органов внутренних дел, имеют право на получение пособия на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР и республик.
За несение службы сверх установленного законодательством рабочего времени, а также в дни еженедельного отдыха и праздничные дни работникам милиции производится компенсация в соответствии с законодательством или предоставляется отдых в другие дни.
Работники милиции для защиты своих профессиональных, трудовых, социально — экономических прав и интересов могут объединяться в ассоциации.

Статья 18. Ответственность работников милиция

Работники милиции в пределах своих полномочий самостоятельно принимают решения и несут ответственность за свои противоправные действия или бездействие.
Гражданин имеет право получать от работников милиции разъяснения по поводу ограничения его прав, свобод.
При нарушении работником милиции прав и законных интересов граждан милиция обязана принять меры к восстановлению этих прав, возмещению причиненного ущерба и по требованию гражданина публично принести извинения.
Действия работников милиции могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке в органы внутренних дел, органы государственной власти и управления, прокурору, в суд.

Статья 19. Финансирование, материально — техническое и социально — бытовое обеспечение милиции

Финансирование, материально — техническое и социально — бытовое обеспечение союзной и республиканской милиции осуществляются за счет средств соответственно союзного и республиканского бюджетов, средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, кооперативов и граждан, в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров СССР и правительствами республик.

Раздел V. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ

Статья 20. Надзор за соблюдением законности в деятельности милиции

Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности милиции осуществляется Генеральным прокурором СССР, прокурорами союзных республик и подчиненными им прокурорами.

Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М.ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
6 марта 1991 года
N 2001-1