Норманны, варяги и руссы

Г.Д. КОЛДАСОВ. НОРМАНЫ, ВАРЯГИ И РУССЫ
(главы из книги)
«Судьба народа сокрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собою его духовное естество: и его силу, и его дар; и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего.
Эта запись о России дана всякой смущенной и вопрошающей русской душе – пусть приникает и читает и, читая, пусть разумеет и укрепляется; а, укрепившись, пусть не малодушествует и не ропщет.
Пусть не думает, что мы «слабее или хуже всех народов»; пусть не судит легкомысленно или предательски о славянском племени; пусть не корит наших предков; пусть не тоскует и не трепещет за судьбы наших внуков. Но пусть в молитвенной уверенности борется за Россию и ожидает грядущих событий и свершений».
(И.А. Ильин)
Православие, варяги и норманы
«Ибо такая есть воля Божья, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии».
(1-е Соборное Послание св. ап. Петра)
Всякое социальное явление, так или иначе, – духовно. Поэтому для системной оценки и сущностного понимания того или иного явления необходимо понять его духовное содержание. Русскую и российскую историю тоже невозможно понять без знания духовной истории России и необходимой работы по ее восстановлению.
Семена Православия, засеянные на Русской земле первоапостольным Андреем и солунскими братьями Кириллом и Мефодием, уже дали здоровые всходы в династии древнекиевского князя Кия, но более уверенно и ярко они стали плодоносить в среде варяжской династии Рюриковичей. Варяжские князья с успехом продолжили миссионерское поприще святого Андрея Первозванного на Руси.
Православие и варяги окрепли на Руси, как реальные социально-политические силы, исторически одновременно. Первые варяжские князья на Руси были православными: это и равноапостольная великая княгиня Ольга, киевские князья Аскольд и Дир, первые православные страстотерпцы князья Борис и Глеб, их приближенные св. преподобный Моисей Угрин и его брат Георгий. Новгород-словенский князь Бравлин (Правлин) крестился в Суроже в конце VIII века [1]. Варяжский новгород-ладожский князь Олег принял православие между 905 и 911 годом, о чем свидетельствуют его договора с византийскими императорами. Особое место среди православных русичей занимает равноапостольный великий князь Владимир Рюрикович – креститель Руси, также великий святой князь Ярослав и все последующие Рюриковичи. Деятельность варягов на Руси проходила под покровом Православия, они созидали Русскую Православную Церковь и самостоятельную Русь. В этой связи также надо упомянуть святого новгородского князя Владимира Ярославича – строителя новгородской Софии, святого великого князя Андрея Боголюбского, св. князя Михаила Черниговского, св. князя Всеволода Псковского, св. боярина Илью Муромца, великих князей: Всеволода Ольговича, Юрия Долгорукого, Буйтур-Всеволода, Всеволода Большое гнездо, Владимира Мономаха и многих других князей и воевод вплоть до Иоанна IV-го Васильевича. Они действовали на Руси в целом и преимущественно как созидатели, а не как разрушители. Кто-то здесь может вспомнить, что святая Ольга сожгла город древлян и на этом шатком основании заявить, что княгиня Ольга – норманнка. Факт сжигания города был. Это так. Но мотив сжигания города у княгини Ольги совсем другой, чем у норманн. Те жгли, как было показано выше, из «любви к искусству» и уголовной потребности, а Ольга сожгла древлянский город ради объединения славян. Факт сжигания города святой Ольгой является тем редким исключением, которое подтверждает отмеченное правило поведения варягов-рюриковичей: они в большинстве своих дел и поступков действовали как настоящие православные.
Весьма показателен тот факт, что древние очаги Православия и монашеской жизни зародились и щедро разрослись именно там, где начинали свое государственное служение первые Рюриковичи. Главная ось деятельности варягов-рюриковичей, в частности, самого князя Рюрика и князя Олега, располагалась между озерами Ильменем и Ладогой. И здесь мы видим три мощные крепости, городища, 5 монастырей в Великом Новгороде и 6 монастырей в Старой Ладоге, как и множество православных храмов на всем протяжении названной оси во главе с Софийским собором, Зеленецким, Острово-Ояцким, Александро-Свирским, Тихвинским и другими монастырями. Князь Трувор (Трувар) укрепился и начал свою государственную деятельность около Чудского озера и Пскова. И здесь опять мы зрим 3 крепости, городище, множество православных храмов, 8 монастырей в самом Пскове и его окрестностях во главе с жемчужиной русского Православия Псково-Печерской Лаврой. Князь Синеус начал свою деятельность на Вологодчине близ Белого озера. Остатки древнего Синеусова городища обнаружены около села Крохино. Обнаружены литейные и кузнечные мастерские, мастерские косторезов и янтарщиков. И в местности служения Синеуса расцвел яркий букет русского Православия: Кирилло-Белозерский и Феропонтов монастыри, множество небольших монастырей, храмов и других православных святынь.
Заметим, что в западной части современной Ленинградской области, где Рюриковичи не разворачивали своей значительной деятельности и где проживали преимущественно угро-финны (чухна, карелы, ижора, водь, эсты, чудь), нет следов монастырей и другой масштабной православной деятельности. Норманны явно проявили себя в Выборге, Ниеншанце, Нарве, Ямбурге. Но ни в одном из этих мест нет убедительных следов духовной жизни норманов: ни языческих их капищ, ни лютеранских монастырей и храмов.
Духовная основа деятельности Рюриковичей и этика их поведения главным образом определялась догматами Православия, а не жестокими уголовными законами и агрессией норманнской этнопсихологии. Об этом свидетельствует и первая русская конституция «Русская Правда» и «Правда Ярославичей» и большое число монастырей и храмов, построенных русскими варяжскими князьями на Руси. Все Рюриковичи, начиная с Владимира – крестителя, и завершая Иоанном Грозным, строили на Руси по велению души православные храмы, часовни и монастыри. История не знает примеров череды разграбления и сжигания варягами русских городов, монастырей и храмов, но знает много примеров строительства варяжскими князьями городов (Великий Новгород, Труворово городище, Рюриково городище, Синеусово городище, г. Владимир), монастырей (Данилов монастырь, Александровский монастырь) и храмов (Святая София, Успенский собор, Переяславские храмы). Исходя из подавляющего большинства известных исторических фактов, можно утверждать, что понятия «русский православный князь» и «варяжский князь» в русской истории — синонимичны.
Совсем другие следы на земле и в памяти людей оставляли после себя норманы. Ими были сожжены многие столицы европейских государств, были разрушены и разграблены монастыри в Англии, Франции и Германских княжествах; убиты монахи, священники и епископы. Католический собор в Меце, как уже отмечалось, внес в практику богослужения молитву о спасении людей от зверств норманнов. Исторические факты говорят о том, что духовное и социальное поведение варягов и норманн было диаметрально противоположным.
Арабские путешественники и купцы также свидетельствуют о высокой этике поведения русичей и варягов в отличие от норманов. Они были гостеприимны, были добры к гостям, честны и благородны в торговле, не в пример норманам и грекам. Путешественник Абу-Али Ахмед ибн Даста сообщает: «Руссы с рабами обходятся хорошо. Городов у них много. Когда просит помощи кто-то из их родов, выступают в поле все, розни между ними прекращаются, воюют единодушно против врага, пока не победят. Они мужественны и храбры. Если кто имеет дело против другого, то вызывает его на суд к царю. Знахари могли приказывать и царям. Ослушаться знахаря нельзя было никому. Шаровары носят широкие. Гостям оказывают приют и почет, хорошо обращаются с чужестранцами, которые ищут у них покровительства» [2, 3]. А вот свидетельства западного человека Адама Бременского: «Русы оказывают почет гостям и хорошо обращаются с чужестранцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют обидеть гостя или чужеземца, защищают их. У руссов мечи соломоновы; когда руссы ведут войну, то прекращаются усобицы и все действуют единодушно, пока не победят врагов. Страна руссов богата, в ней большие города».
Славяне достигали единодушия советом (собором). Обсуждая все необходимое, все соглашались с определенным решением дела. Если кто один не соглашался с общим решением, его били палками. Славяне были верны друг другу и требовали верности и неизменности от других. Они отличались ловкостью, изворотливостью и мужеством. Жены славянские разделяли жизнь своих мужей (ездили верхом, делали воинские упражнения, пили, пахали, поклонялись богам). Дитмар также отмечает непокорность, упрямство и недоверие к немцам, как врожденные качества славян [4]. Недоверие к немцам славян говорит и о недоверии славян в целом к норманнам, т.к. немцы принадлежат к той же этнопсихологической группе, что и скандинавы. Поэтому призывать на княжение норман, т.е. тех, кому они не доверяли, славяне не могли. Это элементарно глупо.
Заметим, что многие правила и привычки, отмеченные выше, сохранилось у русских людей вплоть до XXI века. Мы видим, что поведение русских уже в VII–VIII веках носило четко выраженный социально ориентированный и правовой порядок, а это уже есть свидетельство государственных начал.
Возникновение «Русской Правды» историки, в частности академик Б. А. Рыбаков, относят к Новгороду и VII веку, т.е. ко времени, когда норманы никак себя еще не проявили ни на Руси, ни в остальной Европе. «Русская Правда» – это один из первых известных документов русского государственного строительства и культуры общественных отношений русских и варягов. Наличие «Русской Правды» в VII-VIII веках говорит о существовании уже в то время большой русской (славянской) сословной иерархической общности, наделенной общественными правами и обязанностями. Причем «Русская Правда» говорит о высокой степени развития русских государственных отношений того времени. Первый русский правовой документ содержит в себе такие понятия как: сословия, привилегии, договор, посягательство, защита чести и достоинства, право, обязанность, вред, преступление, увечье, возмещение ущерба и вреда, штраф (вира), уголовное преступление.
В «Русской Правде» перечисляются преступления против личности: убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием, самовольный развод, прелюбодеяние, похищение женщин, изнасилование, грабеж, кражи, поджог имущества и др. Преступлением считается то, что причиняет непосредственный ущерб человеку, его личности и его имуществу. Человек, нанесший другому увечье, должен был заплатить уголовный штраф (виру) и оплатить убытки потерпевшего. Кровная месть в «Русской Правде» была запрещена. Нравственные нормы «Русской Правды» сильно перекликаются с нравственной догматикой Православия и принципиально противоречат нормам поведения норманов. Если у руссов и варягов грабеж, обман, поджоги, кровная месть и изнасилование – преступления, то у норманов все это – обычная и естественная норма поведения. При Ярославе Мудром в обиход русской жизни вводится еще и церковный суд, который занимался нравственными вопросами семейной жизни.
Академик Б. А. Рыбаков отмечает в своих работах особое место и значение в русской истории Киева и его основателя Кия (VI – VII в.). Киев упоминается в армянской хронике VIII века. Б. А. Рыбаков считает Кия основателем древнерусско-антской княжеской династии, правящей на Киевщине около 200 лет. Эта династия образовалась в результате тесного взаимодействия славянских и скифо-сарматских племен и князей. Об этом же говорит и В. В. Седов. Тацит также свидетельствует: «Венеды (славяне) заимствовали многое у сарматов. Они простирали свои земли от северо-восточных народов до устья Дуная» [5]. Последними представителями династии Кия были князья Аскольд и Дир, принявшие Православие.
Другим важным культурно-историческим центром Руси были Новгород и Старая Ладога, тесно связанные с варяжскими князьями Рюриком, Олегом, Игорем, Владимиром, Ярославом, которые тоже приняли Православие. Важно отметить, что Православие было принято обоими центрами Руси: и северным, и южным. Духовное и культурное взаимодействие этих двух центров, многовековое движение Руси с севера на юг и с юга на север при большом строительстве православных храмов и монастырей определило в целом будущее развитие русского государства.
Если русские и славянские племена достаточно легко, без особых кровопролитий приняли христианство в облике Православия (впрочем, как и древние ирландцы и шотландцы), то норманнские племена в силу их этнопсихологии и сложившихся стереотипов поведения относились к христианству долгое время весьма враждебно или наплевательски.
В 835 г. норманнский хавдинг Тургейс провозгласил себя конунгом над всеми. Он заменил ирландское христианство, утвердившееся там с V века, своими языческими верованиями, превращая христианские церкви в языческие капища. Эта его политика привела к восстанию ирландцев в 844 г. Восстание подавил другой норманн-норвежский конунг Олаф Белый. Хроники говорят, что невозможно передать всех страданий, которые претерпели ирландские христиане тогда от этих диких норманнских язычников.
Подобно хавдингу Тургейсу норманнский конунг Готфред считал себя господином Германии, фризов, саксов с теми же последствиями для жителей средневековой Германии.
В подтверждение сказанного приведу далеко не полный хронологический перечень отношений норманов с христианской Европой: в 751 г. сожгли монастырь в Англии, в 833–34 гг. норманы разграбили Дорестад, в 842 г.
Квентовик во Франции, в 843 г. сожгли Нант, в 845 г. – Гамбург и хавдинг Рагнар Лодброг захватил Париж. В последствии Париж также был сожжен, Гамбург был сожжен ими дважды. В 848 г. был сожжен г. Бордо. Норманны опустошили всю Францию [2]. Завоевательные походы на Англию норманны совершали вплоть до XI-го века, пример – их поход в 1066 году.
В том же IX-м веке однажды к франкам явилось до 50 норманов, чтобы креститься. Однако крещенских одежд для всех них не хватило. Тогда норманы стали рвать одежды на куски и делить их между собой. Один из них признался: «Я принимал крещение уже 20 раз?! Всегда получал хорошую одежду, но ныне мне дали мешок, подходящий для пастуха, но не для воина». При этом он швырнул на землю не понравившееся ему одеяние. Таков их классический и законченный менталитет: они шли на крещение, как в магазин. Скандинавия окончательно приняла христианство очень поздно, в XVI веке, и то в упрощенном и искаженном виде лютеранства.
Норманы очень долго были язычниками по духовной культуре и менталитету, как и уголовниками по социальной своей ориентации. Сопоставление исторических фактов свидетельствует: то, что было плохо для руссов и варягов, было хорошо для норманов, и наоборот. В духовном плане варяги и норманы были антиподами. Их нравственные основы поведения были весьма различны. Норманы и варяги были людьми разной духовно-нравственной культуры, культуры поведения и отсюда – людьми разной этнопсихологии. Отношение славян к ним (норманам и варягам) было принципиально разное (см. выше). Варягам была свойственна славянская культура поведения, которая прослеживается в славянской (русской) среде в основных чертах до сих пор, основанная на чувстве долга, самоограничении, справедливости, жертвы и служения. Норманам же была свойственна та культура поведения, на которой впоследствии в Европе расцвел нацизм (на базе германо-норманского варианта этнопсихологии).
Здесь обиженный норманнист может заметить, что при варягах тоже жестоко боролись за власть: киевский князь Владимир убил полоцкого князя, Ярополк Окаянный убил Бориса и Глеба, два жидовина убили Андрея Боголюбского, недруги и враги многие годы подмешивали в пищу Иоанну Грозному отраву и т.п. Да, все это было. Но жестокая борьба за власть – это атрибут любой власти в любой системе. Она свойственна властолюбцам во все времена и везде. Она была и есть в языческих, мусульманских, христианских, иудейских и других сообществах вплоть до настоящего времени. В Европе жестокая борьба за власть существовала и существует и после норманов вплоть до сего дня. Достаточно вспомнить инквизицию, Робеспьера, Кромвеля, Наполеона и Гитлера, убийство эрцгерцога Фердинанда, недавнее убийство шведского премьер-министра Улафа Пальме, итальянского премьер-министра Альдо Моро, убийство президента США Джона Кеннеди и его брата Роберта, судебный процесс над С. Милошевичем, «неспособность» натовцев усмирить албанцев, издевательства американцев над арабами в Ираке и т.д.
Однако, оценивая норманов и варягов, я принимаю во внимание, прежде всего, не внутренние пружины власти, а духовно-нравственные аспекты поведения тех и других в социальном, экономическом, правовом и культурном плане. Если варяги, захватив власть, удерживали ее около 700 лет, приняли довольно легко Православие, совершенствовали законодательство, строили города, монастыри и храмы, содействовали торговле и развитию ремесел, объединяли русские княжества в единое государство; то норманы, захватив власть, грабили, разоряли и сжигали города, монастыри и храмы; приводили к политическому и экономическому упадку Швецию, Норвегию, Францию, Финляндию, Испанию, Англию и Шотландию; попирали законы и нравственные нормы христианства: насиловали, обманывали, убивали невинных, уводили людей в рабство, нарушали договора. Они нигде в других государствах долго власть не удерживали, кроме Финляндии. В скандинавских сагах о варягах идет речь только в саге о Гарольде Гардраде и Олафе Трюггвассоне, относящейся к середине XI века.
Утверждать, что норманы породили варягов и принесли государственность на Русь, это все равно, как утверждать то, что воровские сообщества, тюрьмы и уголовные зоны являются кузницами ответственных и благородных членов общества.
Известны случаи, когда норманы поступали на службу к римским и византийским императорам, как и к русским и славянским князьям. Но на службу принимали и принимают до сих пор тех, кто соглашается подчиняться воле и условиям нанимающего, законам и обычаям принимающей стороны. Любой император или князь, конечно, понимал разницу между тем, как «принять на службу нормана» или «сдаться на милость норману». Поэтому глупо утверждать, что норманы несли в страну, где они были на службе, свои порядки, законы и обычаи. Тем более там, где их на службе было мало. Естественно, что там, где их было мало, они вынуждены были принимать порядки, законы и обычаи той страны, где они служили.
Поэтому норманистские утверждения о происхождении варягов и о норманской государственной миссии на Руси есть полная юридическая невежественность и нравственное извращение. Тем более, что задача строительства государства настолько значительна и сложна, что она не под силу нескольким дружинам, ярлам и князьям. Государства строятся народами и столетиями.
Не норманы оказывали положительное духовное, культурное и социальное влияние на руссов, а наоборот руссы и восточные славяне – на норманов. Норвежский и датский правитель Харальд Хардрода после женитьбы на дочери Ярослава Мудрого принял христианство. Норвежский конунг Олаф Толстый бежал от меча своих братьев на Русь к Ярославу Мудрому за помощью. Помощь он получил, и всестороннюю: он стал правителем Норвегии, а после смерти его стали считать святым. Его сын Магнус тоже пришел на норвежский престол при поддержке из Киева. Харальд Хардрода, Олаф Толстый и его сын Магнус – известные и уважаемые фигуры в норманнской истории. Но, будучи несколько лет в Киевской Руси, они не оставили никакого следа в русской истории. Так что не норманы оказывали положительное духовное, культурное и социальное влияние на руссов, а наоборот руссы и другие восточные славяне – на норманов и их историю.
Строительство государства непосильно пришельцам-захватчикам, тем более в короткий исторический срок. Созидать государство можно только при единой духовно-нравственной основе вождей и народа. Это кропотливое дело требует подвига и жертвы. Этому нас учит варяжская история Руси и норманское прошлое Европы.
Варяги и казаки
Палка – о двух концах.
(Русская поговорка)
Чем явления в истории того или иного народа – более национальны, более естественны для него, тем они – более долговечны и наоборот. Увлекалась в свое время российская «элита» французским, польским и немецким языком до самозабвения. Ну и что? Прошел исторически короткий период времени и она эти свои забавы забыла. Теперь она (с позволения сказать «элита») бросилась, очертя голову, менять русский язык на английский. Пройдет и этот «западэнский» угар. Вопрос только в том, как его лучше лечить.
Славянам были природно свойственны еще в VII-X веках такие черты, как: стойкость, неприхотливость, чувство справедливости, честность, недоверие немцам (норманам), жертвенность и некоторая склонность к вину; так эти же черты достаточно явно проявляются в поведении русских и в настоящее время. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Адам Бременский [6] сообщает: «Не найти людей честнее и добрее славян. Заботиться о больных и престарелых, кормить их и покоить считается у славян священным долгом». Ему вторит Маврикий: «Славянин, дав однажды честное слово, всегда остается ему верен, полагая, что клятвопреступление оскорбляет божество».
Присущи были русским русые волосы и светлые глаза в VII-X веках, так они и до сих пор им еще присущи, не смотря на мощный в последнее время этнический пресс со стороны азиатов и других кареглазых. Любили русские с давних пор храмы, монастыри и иконы, они все это любят и сейчас, несмотря на 70 лет недавнего богоборческого давления. Принцип служения всегда был присущ русскому и варяжскому сознанию. И сегодня многие русские чувствуют себя потерянными в рыночной России, потому что у них отняли их нужность и их служение.
Ничего похожего на варяжское общественное служение в современной истории западной Европы и скандинавских стран мы сегодня не найдем. А вот отрыжки от прошлых норманских грабежей и погромов найти не составляет большого труда и сегодня. Много норманского было в идеологии и поведении германских нацистов, норманский дух недвусмысленно проступает и в действиях НАТО в Сербии, Македонии, Косово, Метохии, а с недавнего времени – и в Прибалтике.
Однако же, если мы обратимся к новой и новейшей истории России, то найдем много интересного, связанного с историей варягов и их принципами служения и быта. Изучая исторические свидетельства об особенностях поведения, обрядах, привычках и быте руссов, казаков и варягов, мы с удивлением можем заметить, что те и другие тяготели к рекам, к общинному жительству (ходили обычно дружинами, решали вопросы вечем, жили большими семьями); часть мужчин брили голову и носили оселки. Весьма любопытно также и то, что варяги носили шаровары. А что, собственно, любопытного в этом? – спросит читатель. Любопытно, во-первых, то, что варяги и шаровары имеют один общий корень «вар»; во-вторых, шаровары норманы не носили и в Европе (кроме Испании) никогда не было принято носить шаровары; в-третьих, шаровары носили и носят наши казаки с древних времен, как и оселки на голове.
Первые четкие свидетельства о казаках относятся к временам Запорожской Сечи на великой славянской реке Днепр. В дальнейшем казачьи округа, курени и войсковые объединения также тяготели к рекам: Дону, Кубани, Тереку, Яику, Белой. Если мы сравним данные, связанные с поведением варяжских дружин на Волхове, с данными поведения казаков на Днепре, Дону и Кубани, то без особого труда найдем в них много общего. Варяжские дозоры на Чудском озере, на реке Великой, на Волхове, на Белом озере по своим задачам и образу жизни мало отличались от задач и образа жизни казаков на Днепре, Дону и Кубани. Разница только в том, что задачи вече теперь выполняет казачий круг, и хохолки на голове теперь большая редкость, но шаровары в почете по-прежнему. Казаки, как и варяги, много перемещались на лодках по рекам России с Дона на Уральские реки, а по ним в реки Сибири.
Организация и образ жизни казаков может пролить не мало света на организацию и образ жизни варягов. Казаки не тянули «тягла», варяги – тоже. Основу казачьего люда составляли вольные люди, наемные, бывшие служилые и беглые. В варяжской среде картина похожая. Военно-хозяйственной единицей запорожских казаков был курень. В других казачьих краях такими единицами были станицы. В варяжской среде такими единицами были дружины, городище и крепости. Руководил куренем выборный атаман. Объединение куреней возглавлял кошевой атаман, выбираемый на сходе (раде, коле или круге). Понятие «атаман», оказывается, встречается в новгородских грамотах. Оно обозначало выборного голову сельских общин [1].
Варягами руководили князья, воеводы, сотники, которых выбирали (призывали) также на вече или по завещанию князя. Женатые казаки первоначально жили в особых слободах. На время походов жены и семьи варягов оставались в городищах или крепостях.
Так же, как и для варягов в прошлом, для настоящего казака сегодня главная задача жизни – ратное служение братьям и сестрам. Так же, как и варяги, казаки отличаются высоким чувством воинского долга, ясным пониманием важности систематической самоподготовки и тренировки; хорошим организаторским уровнем, как на поле боя, так и в мирной жизни. В вопросах борьбы за власть казаки, как и варяги, никогда не были последними. Особенно казачий дух, как и варяжский, внятно и решительно себя проявляет в годину внешней агрессии. Можно также предположить, что если бы сегодня казаки возглавляли верховную власть в России, то многие беды, которые свалились на головы россиян от рвения не по уму горячих либеральных голов, можно было бы избежать без больших страданий и издержек.
Один небольшой исторический пример. Атаман донских казаков Андрей вместе с Ермаком пришел на Урал. Строгановы поручили им добыть новые землицы в Сибири для развития нужных России производств. Они это сделали. Кроме того, атаман Андрей участвовал в походах московских войск на восток, заслужил и получил от Иоанна Грозного прощение за былые вольности. Позже его казачье войско получило наименование «Гребенских казаков». Подавляющее большинство казаков всегда служило верой, правдой и долгом Православной Церкви, Божьему помазаннику, своему Отечеству и русскому народу.
Сопоставляя идеи и принципы организации жизни и службы казаков и варягов, мы можем отметить очевидную преемственность варяжского образа жизни с образом казачьей жизни, вплоть до мелочей, и, как следствие, то, что казаки явились естественными продолжателями в России варяжского служения на Руси. Исходя из этого, можно также утверждать, что родоначальникам казачьего движения в нашей стране были варяги и что запорожские казаки появились на Днепре не как совершенно оригинальное чудо, а как естественное продолжение и порождение варяжского служения, одной из задач которых была государственная охрана пути «из варяг в греки».
Все сказанное позволяет утверждать, что варяжско-казачье дело и служение на Руси и в России есть явление глубоко самобытное и глубоко русское, имеющее давние национальные и временные корни в Восточной Европе. Это обстоятельство есть также еще одно серьезное свидетельство того, что варяги были явлением глубоко славянским, а не норманским, по своей сути, духу и принципам. Подобного служения с глубокими культурными и временными традициями в истории скандинавских стран не было.
Литература
1. Славянская энциклопедия, тома 1,2., Москва. 2002.
2. Амельченко В.В. Дружины древней Руси. М. Военное издательство, 1992.
3. Сяков Ю. Древняя Ладога, г. Кириши, 2003.
4. Чистяков А. Жизнь древних славян по хроникам Дитмара. СПб., 1857.
5. Рыбаков Б.А. История СССР. М. 1964. Макушев В.
6. Сказание иностранцев о быте и нравах славян. СПб, 1861.