Донесения Кутузова Александру I, 1812 г

ИЗ ДОНЕСЕНИЯ КУТУЗОВА АЛЕКСАНДРУ I
Староселье, 15 ноября 1812 г., № 533
Из полученного сегодня генерала от кавалерии графа Витгенштейна рапорта усмотрел я, что сходно предписаниям моим выполняется общий план, вашим императорским величеством утвержденный, ибо адмирал Чичагов со вверенною ему армиею, разбив авангардом своим генерала Домбровского, прибыл с корпусом генерала графа Ланжерона 9-го числа в гор. Борисов. Из рапорта же, полученного сейчас от графа Платова, известился я, что граф Витгенштейн 13 ноября прибыл в с. Бараны; главный мой авангард под командою генерала Милорадовича сегодня в м. Бобре; казачьи полки Платова в м. Крупках, занимая также некоторое место слева от большой дороги для наблюдения за движением неприятеля.
Главная армия завтрашнего дня имеет быть в окрестностях Ухвалы, что на дороге из Бобра в Березину…
Таковое критическое положение неприятеля, окруженного повсюду, предвещает некоторые последствия.
При сем счастие имею представить вашему императорскому величеству в подлиннике рапорты графа Витгенштейна и графа Платова и копию с предписания, мною данного графу Витгенштейну.
РАПОРТ КНЯЗЯ КУТУЗОВА АЛЕКСАНДРУ I
от 19 ноября 1812 г., м. Уша
Из всеподданнейших донесений моих в. и. в. усмотреть изволили, как сближались армии к Борисову, куда, тесним авангардом моим, неприятель отступал. – Адмирал Чичагов, прибыв 9-го сего месяца к Борисову, господствовал совершенно правым берегом реки Березины. – Генерал от кавалерии граф Витгенштейн, по отступлении Виктора из Череи, преследуя его, прибыл 13-го числа в селение Бараны. – Главный авангард мой, состоящий из 54 батальонов пехоты с 2-м кавалерийским корпусом, 14-го числа прибыл в местечко Крупки. Генерал от кавалерии Платов в местечке Наче, и влево от большой дороги. Главная армия шла в направлении от местечка Круглого к Ухвале, с тем чтобы воспретить тут неприятелю, есть ли бы он хотел искать переправы ниже гор. Борисова; и для того все партизаны и малый авангард армии, под командою генерал-адъютанта Васильчи- кова, наблюдали сию часть реки Березины.
Таковое положение армии в отношении к неприятельской предвещало неминуемое истребление всей французской армии; но, к общему сожалению, 15-го числа Наполеон, с пожертвованием 29 000 войска, многих орудий и знамен, переправился при деревне Студенице, в 13 верстах выше города Борисова, и направился через Зембин на Плещеницу.
Вследствие сего и имея в виду истребление остальных сил неприятельских, предписал я адмиралу Чичагову следовать быстро по следам бегущего неприятеля, присоединение к нему графа Платова, коему поставил в обязанность, выиграв марш над неприятелем, атаковать его во фланг и в голове колонн. Генералу от кавалерии графу Витгенштейну приказал я следовать правее адмирала Чичагова в направлении через Плещеницу, Вилейку, Неставимки, к Неменчину, с тем чтобы быть всегда в сношении с адмиралом Чичаговым. Главная армия идет через Смолевичи, Мочаны, Заслав, Раков, Воложин, Ольшаны, Малые Солешники на Новые Троки. Генералу Милорадовичу назначил я путь через Логойск, Родошкевичи, Хохлы, Забрез на Ольшаны. Сими четырьмя путями, которыми пойдет армия, найдет, во-первых, лучшее для себя продовольствие, а во-вторых, может легко воспретить соединение корпусов Макдональда и Шварценберга с Наполеоном.
Кутузов
ИЗ ДОНЕСЕНИЯ КУТУЗОВА АЛЕКСАНДРУ I
Из всеподданнейшего моего донесения от ноября в. и. в. известно уже, какие были сделаны мною распоряжения к поражению неприятеля на р. Березине, но, хотя потеря его на сей реке весьма велика, как в. в. из донесений, отправленных с г.-а. князем Волконским усмотреть изволите, и хотя я уповаю, что сей очевидец важных ошибок адмирала Чичагова не упустит изустно о том доложить, однако я долгом почитаю всеподданнейше донести, что граф Чичагов, невзирая на то, что быстрым и храбрым действиям г.-л. графа Ламберта отняты у неприятеля сильные на правом берегу Березины укрепления и что сей берег, равно и весьма известный трудный и длинный между Веселовым и Зембином дефилей дают удобнейшие способы к упорнейшему препятствию всякой чрез Березину переправы, сделал следующие ошибки:
1) Вместо того чтобы занять превыгодный празый берег Березины, переправил он часть своих войск на левый и расположил главную свою квартиру в гор. Борисове, лежащем в котле, со всех сторон горами окруженном. Неизбежное последствие сего должно быть и действительно было пожертвование многих храбрых воинов в. и. в. и потеря всего при главной квартире обоза, ибо авангард, под командою графа Палена, будучи встречен в 10 верстах от Борисова всею ретирующейся неприятельскою армиею, привел оную на плечах своих в Борисов в то время, когда в оном главнокомандующий спокойно обедал.
2) Высокий и узкий на сваях мост и плотина над речкой Зайкою, длиною до 300 сажен, не был истреблен, и неприятель им воспользовался, хотя войска адмирала Чичагова были на Березине 4 дня прежде неприятеля.
3) Неприятель строил мост, начал и продолжал свою переправу более суток, прежде нежели адмирал Чичагов о том узнал, хотя все ему наблюдаемое расстояние было не более 20 верст, а узнав о сей переправе, хотя подвинулся к месту оного, но, будучи встречен неприятельскими стрелками, не атаковал их большими массами, а довольствовался действием во весь день 16 ноября двумя пушками и стрелками, через что не только не удержал ретираду неприятеля, но еще и сам имел весьма чувствительный урон.