Циркулярное предписание Суворова перед началом швейцарского похода
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ СУВОРОВА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ШВЕЙЦАРСКОГО ПОХОДА ФЕЛЬДМАРШАЛ-ЛЕЙТЕНАНТАМ ГОТЦЕ, ЛИНКЕНУ И ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ
Асти, 5 сентября (25 августа) 1799 г.
Российские войска, состоявшие доселе при армии Итальянской, выступают 8 сентября (28 августа) из Пьемонта в Швейцарию; 17 (6) сентября надеюсь я достигнуть с ними до Айроло у подошв Сен-Готарда, а 19-го (8-го) предпринять атаку на эту гору.
Так как предприятию сему должны содействовать императорско-королевские войска полковников Штрауха, принца Виктора Рогана и ф.-л. графа Гаддика, то нужно, чтобы союзная армия обоих императорских дворов, находящаяся в Швейцарии, произвела в то же время стремительно и решительно общее нападение на всем протяжении неприятельской позиции. Особенно же левое крыло, состоящее под начальством ф.-л. Линкена, употребит все силы свои, а быть может, и получит еще подкрепления, дабы российский корпус генерала от кавалерии Дерфельдена, состоящий всего из 11 000 или 12 000 человек, мог успешно совершить переход через Сен-Готард, спуститься по долинам верхней Рейссы и верховий Линты, атаковать неприятеля в тыл и, соединившись как можно скорее с левым крылом австрийских войск в Швейцарии, продолжать вместе наступление, так, чтобы неприятель не мог устремиться на русский корпус, идущий из Италии, и нанести ему отдельное поражение.
Не имея обстоятельного сведения о расположении находящейся в Швейцарии союзной армии обоих императорских дворов и догадываясь только по некоторым случайным рассказам, что российские войска генерал-лейтенанта Римского-Корсакова занимают правый берег Лимата, между Цюрихом и рекой Ааром, войска же императорско- королевские ф.-л. Г отце – правый берег Линты, между озерами Цюрихским и Валенштедтским, и что, наконец, войска ф.-л. Линкена протянуты от Валенштедта через Майенфельд по долине Рейнской до Диссентиса, – я должен прежде всего ожидать соединения с ф.-л. Лин- кеном. Но где и как соединиться, – о том желал бы знать мнение его самого, как человека, знакомого с тем краем. Затем полагаю я российским войскам, прибывшим из Италии, наступать по правому и левому берегам Люцернского озера; императорско-королевским ф.-л. Линкену и Готце – между озерами Цугским и Цюрихским, и, наконец, по соединении всех войск, со включением российских генерал-лейтенанта Римского-Корсакова, занять общую позицию вдоль правых берегов нижней Рейссы и Аара: это единственный маневр, который, полагаю, обещает решительные последствия для будущих действий военных.
Из Белинцоны я немедленно извещу о прибытии туда российских войск; там же, если не прежде (т. е. на пути туда из Новары и через Варезе), ожидаю курьеров от ф.-л. Готце и Линкена, с известиями о силе и положении союзных россииско-австрииских войск, о силе и распределении неприятельских. Также желал бы я, чтобы они сообщили мне свои сведения о местных затруднениях и способах Края для военных действий и мнения о том, как именно удобнее будет исполнять предполагаемое общее содействие союзных войск, как находящихся уже в Швейцарии, так и вновь направленных туда. Тогда только буду я иметь возможность решить свой план, атаки и назначить для того в точности день и час.
Суворов
Р.S. Для общего нападения считаю нужным напомнить о необходимой во всех случаях предосторожности держать по возможности все силы свои в совокупности, дабы бесполезным раздроблением их и добровольным ослаблением не сделать самую атаку безуспешной. Затем должно разузнавать вернее стоящего перед собой неприятеля и настоящую силу его. Мы должны о первых своих шагах подробно извещать друг друга через ежедневных курьеров.
Желал я бы также, чтобы все вообще войска в свободные дни, остающиеся до общей атаки, упражнялись чаще в действии холодным оружием, т. е. штыками и саблями в три линии; этому способу действия мы исключительно обязаны столь многими и притом малостоившими нам победами. Для обучения моему способу находящихся в Швейцарии австрийских войск генерал-лейтенант Корсаков может назначить офицеров, сведущих в этом деле. О чем вместе с сим дано ему повеление.
Суворов