Из реляции о поражении прусских отрядов под Кольбергом, 1761 г

ИЗ РЕЛЯЦИИ ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА БУТУРЛИНА ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ О ПОРАЖЕНИИ ПРУССКИХ ОТРЯДОВ ПОД КОЛЬБЕРГОМ
15 (26) ОКТЯБРЯ 1761 г.
Сею реляциею имею честь особливо вашему императорскому величеству всенижайше донести о всех благополучных и знаменитых успехах, кои победоносное ваше оружие со вступления армии в Померанию до ныне одержало…
Оказавшейся в неприятельском под Кольбергом лагере великой недостаток в съестных и военных припасах принудил его (неприятеля) противу непоколебимой твердости графа Румянцева себя запасти, а для восстановления коммуникации со Штетином и безопасного привоза всяких оттуда потребностей несколько себя разделить.
Вследствие того неприятельской полковник Клейст с командою двух тысяч человек назначен был препроводить великой обоз к Кольбергу как съестных, так паче военных припасов.
Другая команда, в пяти стах человеках рядовых состоящая, поставлена была в крепком месте под деревнею Вестентин, дабы путь сему транспорту обнадеживать…
…Обоз, которой прикрывал полковник Клейст с командою двух тысяч человек, атакован был в первой день сего месяца при местечке Голнау подполковником сербского полку Текеллием и майором Филипповичем с такою храбростию, что хотя оба они не имели более гусар и казаков, как только 700 человек противу двутысячного числа неприятелей, однакож оной в бегство обращен, оставляя весь свой обоз и пленных до 60 человек с одним офицером, причем одних бомб .и ядер более 10 000 в добычу получено, умалчивая, что как самим неприятелем, так и нашими войсками великое множество нагруженных фур сожжено.
Другая неприятельская пятисотная команда при деревне Вестентин самим генералом-майором Бергом атакована пятого числа на рассвете, несмотря на крепкий и болотами окруженной пост, с такою жестокостию, что не спаслось из оной ни десяти человек, а в плен взято: один майор, 11 офицеров и 470 человек рядовых с двумя пушками. Причем особливо отличили себя полковники Рененкампф, Шетнев и Медом да артиллерии порутчик Зембулатов.
Сии успехи, умножая великую и без того к сражениям ревность войск вашего императорского величества, генерал-майор Берг не пропустил никакого случая распространить свои успехи, и потому, получа от меня повеление, что генералу графу Фермору велено к нему сближаться и самого генерала-порутчика Платена атаковать и что авангард при местечке Голнове с такою жестокостью, что чрез полчаса времени весь оной в полон взял, а именно: командовавшего сим (авангардом), больше 20 обер-офицеров и гораздо больше 1 000 человек унтер-офицеров и рядовых, да шесть пушек в добычу получил. Причем то примечания достойно, что как на сем, так и под деревнею Вестентин сражении с нашей стороны ни одного убитого нет и все дело одними почти легкими войсками окончено. Последнее же особливо с такою скоростью, что Платен был оттуда с своим корпусом только в двух верстах, никакой помощи подать не успел, а генерал- порутчик князь Волконской, быв туда для подкрепления отправлен с кавалериею, своею только персоною ускорил подать опыт неутомленной его к службе ревности.
Генерал-порутчик граф Румянцев в предприятии своем на Трептов и зашедшего туда генерал-майора Кноблоха совершенной успех имел. Он 11-го числа, взяв с собою из-под Колбергского ретранжамента три батальона и три эскадрона, атаковал сперва отделенные от ретранжамента неприятельские посты и, взяв в полон капитана одного, прапорщика одного, унтер-офицеров и рядовых 87, принудил неприятеля все наружные укрепления оставить и в ретранжамент ретироваться, и, заняв все оставленные неприятелем места, сам немедленно к Трептову противу генерал-майора Кноблоха пошел, прибыл туда 12-го числа и, взяв в свою команду бригадира Мельгунова, таким образом сей город окружил, чтоб неприятель оттуда никак спастись не мог. 13-е число препровождено в бомбардировании и требованиях, чтоб Кноблох в полон сдался. 14-го числа намерен был граф Румянцев приступ сделать, но Кноблох тотчас военнопленным сдался и, вышед из города со всем своим деташаментом, ружье положил.
Число сего деташамента, кроме самого генерала Кноблоха, состоит в трех полковниках, одном генерале-квартирмейстере, лейтенанте и 52 майорах и обер-офицерах, в 129 унтер-офицерах и в 1 503 человеках рядовых, да притом 15 знамен и семь пушек взято, а с нашей стороны и паки ни одного человека не потеряно.
Таким образом, в самое короткое время одних пленных около 4 000 взято, а всего неприятель в Померании гораздо более 10 000 человек потерял, и теперь остальное его войско великой опасности подвержено й ужасной во всем под Колбергом недостаток претерпевает. Напротиву того, благословением божиим и щастием вашего императорского величества, сие умножение славы победоносному вашему оружию и знаменитая общему доброму делу услуга армии вашего величества, кроме сопряженных с поздним временем трудов и беспокойств, почти ничего не стоит…