Сказание о жизни Александра Невского, 1263 г.

СКАЗАНИЕ О ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Вскоре после смерти Александра Невского составлено было его «житие». Автором «жития» являлся современник князя. «Сказание о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославина Невского» напечатано по списку XIII в. в книге «Памятники древней письменности», изд. Об-ва любителей древней письменности. 1882 г. Настоящий перевод с некоторыми сокращениями сделан М. Н. Тихомировым.
Месяца ноября в 23 умер великий князь Александр Ярославич в лето 6771 (1263). Расскажем о его подвигах и жизни.
Дурной, грешный и недостойный, начинаю я писать о жизни великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода, потому что я слышал о нем от старших и был свидетелем его жизни. Князь Александр Ярославич рожден от отца благочестивого и нищелюбивого и кроткого, великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Воистину не без божьего повеления было княжение его, ибо княжение Александра Ярославича богом благословенно. Ростом он был выше других людей, голос его звучал, как труба, в народе, а лицо у него было, как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте. Сила же у него была частью силы Самсона, мудрость была у него, как у Соломона. Дал бог ему храбрость царя римского Веспасиана, сына царя Нерона, который завоевал Иудейскую землю.
И вот некто от западных стран, от тех, кто называются слугами божиими, пришел, желая видеть дивный облик его; как в древности царица южская приходила к царю Соломону узнать премудрость его, так и этот, по имени Андреас, видел князя Александра Ярославина и, возвратившись к своим, сказал: «Прошел страны и народы, и не видел подобного ему ни царя среди царей, ни князя среди князей».
Слышав о такой храбрости князя Александра Ярославина, король области Римской из северной страны, сказал: «Пойду, завоюю землю Александрову». И собрал силу великую и наполнил многие корабли своими полками. И пошел с великой силой, пылая духом ратным. И перейдя реку Неву с безумным стремлением, послал своих послов с гордостью ко князю Александру Ярославину в Новгород Великий. И сказал: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже здесь, завоюю твою землю».
Князь же Александр Ярославин, услышав такие слова, разгорелся сердцем, вошел в церковь святой Софии и опустился на колени перед алтарем. И кончив молитву, встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Александр Ярославин вышел из церкви, утирая слезы, и начал ободрять свою дружину. И сказал: «Не в силе бог, но в правде». И пошел на врагов с небольшой дружиной, не дождавшись крупных сил, надеясь на святую Троицу. Жалостно слышать, что отец его Ярослав, славный и грозный, не знал о таком нападении на своего милого сына великого князя Александра Ярославина. И Александр не мог послать весть к своему отцу в город Киев, потому что уже приблизились неприятели, а многие новгородцы с ним не собрались, ибо великий князь поспешил итти в поход. И пришел Александр (на врагов) в воскресный день. И постарался на них напасть в 11 часов дня. И была великая сеча для римлян. И бесчисленное множество их было убито, а самому королю нанес Александр рану в лицо острым своим копьем.
В то время в полку Александра оказалось шесть храбрых и сильных людей, и они смело сражались. Один из них, Гаврила Алексия, наехал на корабль и, увидев королевича, уводимого под руки, въехал по сходням до самого корабля, и побежали перед ним (шведы); и вновь повернувшись, они столкнули его со сходен вместе с конем в море, но божьей благодатью Гаврила был невредим, и снова бился с самим воеводой мужественно посреди полка. Другой же новгородец, по имени Збыслав Якунович, много раз наезжал на врагов, сражаясь одним топорном, не имея страха в своем сердце, и много погибло от топорка его, и подивился князь Александр Ярославич силе и храбрости его. Третий же Яков, родом из Полоцка, был ловчим у князя. Этот наехал на врагов с мечом и сражался мужественно, и похвалил его князь. Четвертый новгородец, по имени Миша, пеший вместе со своей дружиной уничтожил три корабля римлян. Пятый из незнатных людей, по имени Сава, наехал на великий златоверхий шатер короля и подсек шатерный столб. Полки же великого князя Александра Ярославича, увидев падение шатра, возрадовались о его падении. Шестой из княжеских слуг, по имени Ратмир, был пешим. Многие враги его окружили, от многих ран он пал и скончался. Все это слышал я от господина своего князя Александра Ярославича и от других, которые участвовали в той битве.
Во второе же лето по возвращении князя Александра Ярославича после победы пришли (враги) из западной страны и построили город в отцовской земле Александра. Великий князь Александр вскоре пошел на них, разрушил город до основания, врагов перебил, а других с собой привел или помиловал и отпустил, потому что был чрезмерно милостив. На третий же год после победы Александра над королем в зимнюю пору пошел он на землю немецкую с большим войском, чтобы не похвалялись немцы, говоря: «унизим славянский язык». А уж было так, что город Псков взят и наместники немецкие в нем посажены. Князь же великий Александр Ярославич взял немецких наместников в плен и город Псков освободил из плена, и землю немцев повоевал и пожег, пленных взял без числа, а других перебил. И соединились немцы и сказали: «Победим князя Александра Ярославича и возьмем его в плен». Когда приблизились враги, это заметила стража великого князя Александра Ярославича. Князь Александр, приготовившись к бою, пошел против неприятелей, и воины сошли на Чудское озеро. Было воинов с той и другой стороны множество. Отец его Ярослав послал Александру на помощь младшего брата Андрея со многой дружиной. И было у князя Александра множество храбрых воинов; как в древности у царя Давида были мужественные и сильные, так и воины Александра наполнились духом ратным. Были сердца у них, как у львов, и сказали они: «О, князь наш, почитаемый и дорогой, теперь пришло нам время положить за тебя головы».
Был тогда день субботний, на рассвете солнца сошлись оба войска, и была страшная сеча, треск ломающихся копий, звук ударов мечей, как будто лед стал ломаться, и не видно было льда, покрылся он кровью. Об этом я слышал от очевидца, сказавшего, что он видел в воздухе божие воинство, пришедшее на помощь Александру Ярославичу. И победил он врагов помощью божией, и враги обратились в бегство, а наши убивали их, преследуя точно по воздуху, и не было врагам, куда убежать. И возвратился князь Александр Ярославич с битвы со славою великою. Было множество пленных; в полку его лодле коней вели рыцарей. Когда князь Александр Ярославич пришел к городу Пскову, его встретили перед городом крестным ходом игумены и попы в ризах и много народа, воздавая хвалу богу, воспевая песнь и славу государю великому князю Александру Ярославину: «Помог господь кроткому Давиду победить иноплеменников, а верному князю нашему Александру крестным оружием, рукою Александровою, освободить город Псков от иноземцев».
И стало славно имя великого князя Александра Ярославина по всем странам от Черного моря и до гор Аравийских, по другой стороне Варяжского моря, вплоть до Рима. В это время усилился литовский народ и начал разорять в земле Александрове. А он стал, нападая, побеждать врагов. Однажды случилось ему выехать, и он перебил 60 вражеских полков, множество князей и воевод их перебил, а других в плен взял живых же. И начали бояться имени его.
В то время возвысился некий царь, сильный в восточной стране, и бог подчинил ему многие народы от востока до запада. Слышав об Александре Ярославиче, как о храбром и славном, он послал к нему послов со словами: «Бог покорил мне многие народы, ты ли один не хочешь покориться моей силе; но, если хочешь сохранить свою землю,, то поскорее приди ко мне и увидишь славу царства моего». Князь же Александр Ярославич по смерти отца своего пришел в Володимир с большим войском, и был грозен его приезд. Прошла весть до устья Волги, и начали татарские жены пугать своих детей словами: «Едет князь Александр Ярославич». Великий князь Александр Ярославич задумал итти к царю, и благословил его епископ Кирилл. Царь Батый видел Александра и удивился и сказал вельможам своим: «Воистину мне сказали, что нет подобного ему князя в его отечестве». И отпустил Александра с великою честью. Потом царь Батый разгневался на его младшего брата Андрея и послал против него воеводу Неврюя и разорил Суздальскую землю. По пленении же Не- врюева великий князь Александр Ярославич церковь воздвигнул и город восстановил и разбежавшихся людей собрал обратно.
Некогда же пришли послы от папы из великого Рима, говоря князю Александру Ярославичу, что папа сказал: «Мы слышали о тебе, как о почитаемом и удивительном князе, а земля твоя славна и велика. Поэтому послал к тебе от двенадцати мудрейшего из людей Гемонта, чтобы ты послушал их учение». Великий же князь, обдумав с мудрецами своими, сказал: «От вас учения не принимаем». Они же возвратились во-свояси. Дни жизни князя Александра Ярославича умножились, любил он священников и монахов, митрополита же и епископов почитал, как самого творца. В те годы была великая тягость от татар. И великий князь Александр Ярославич пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды, а своего младшего брата Ярослава и сына своего Димитрия послал с новгородцами на западные страны и отпустил с ними все свои полки. Ярослав пошел с племянником своим с большим войском и взял город Юрьев Немецкий, и возвратились они во-свояси с многими пленными и с великою честью. А великий: князь Александр Ярославич пошел от иноплеменников к Нижнему Новгороду и немного дней оставался здоровым, дошел до Новгорода и разболелся.
Итак, предав дух свой господу с миром, скончался месяца ноября в день на память святого апостола Филиппа. Митрополит Кирилл говорит людям: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской». Игумены и попы, и дьяконы, и монахи, богатые и нищие и все люди кричали: «Уже погибаем!» Святое тело его понесли к Владимиру, митрополит вместе с церковным чином, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встретили его в Боголюбове со свечами и с кадилами. Множество народа теснилось, желая приступить к телу его на одре. Был плач великий и многий крик, никогда так не плакали, казалось, земля потряслась.