Из «Описания Польского королевства и порубежных с ним стран» Блеза де Виженера

 

… Другое татарское племя, так называемая Перекопская орда, проис­ходящая от первой [Джагатайской], (от которой выделились и все ос­тальные), получила начало от некоего Улана, человека безродного и неизвестного происхождения, который первый овладел полосою земли, известной под именем Херсонеса Таврического. Это полуостров, почти отрезанный от материка и вдающийся далеко в Меотийское болото, севернее великого (Черного) моря на протяжении около 24 миль в длину и 15 в ширину. На нем находятся три города: Солхат, Киркея, Каффа и две крепости: Манкуп и Азов. Главный город Солхат, называемый тата­рами Крым; от него приняли свой титул их государи, которые называют­ся крымскими ханами. Другой город, менее значительный, Киркея [Чу- фут-Кале], в которой находится замок, сделанный из дерева и дерна на вершине скалы… Третий город в Крыму есть Каффа, в древности назы­ваемая Феодосиею, которую турецкий султан Магомет отнял у генуэзцев и вслед затем предал в ней смерти двух братьев, начальников Манкупс- кого замка, последних представителей готского племени. Кажется, он занял также и Азов при устье Танаиса и укрепил его.

Татары занимают своими кочевьями все степи и равнины, простираю­щиеся от входа на полуостров вдоль Меотиды и Понта Эвксинского до

самого Мункасгра. Вход этот они укрепили на западе земляным валом на протяжении доброй мили, но сделали это так плохо, что в некоторых местах он постоянно размывается водою. Вот почему полуостров, который следо­вало называть Таврикою, теперь называется Перекоп, что на татарском языке означает ров, так как он отрезан рвами со стороны материка.

После Улана царствовал Тохтамыш, сопровождавший литовского князя Витовда в походе против заволжского хана Тамерлана, несмотря на то, что тот приходился ему братом, но оба союзника были разбиты последним. Ему наследовал сын его Ших-Ахмет, о котором говорилось выше и который был изгнан Ачи-Гиреем, занявшим его престол. Ачи- Гирей оставил семерых сыновей, из которых старший Гайдер наследовал престол. Но брат его Менгли-Гирей отправился ко двору султана, кото­рый женил его и помог изгнать Гайдера, Ямурци и всех остальных братьев, которым не оставалось иного исхода, как сдаться великому князю московскому Ивану Васильевичу. Тот принял их весьма охотно и дал им в управление Казанское царство.

У Менгли-Гирея было девять сыновей, а именно: Магомет, Серей, Ахмат, Махмуд, Бетый, утонувший в Валахии в 1510 г., Бурнал, Мубарх, Садех и два другие, имена которых неизвестны.

Перекопские татары живут в шестом климате, теплом и мягком, и потому, казалось бы, должны быть милосерднее и человечнее других, на самом же деле они остались верны своей первоначальной природе, жес­токой и хищнической, подобно волкам, или иным диким зверям; ибо не проходит года, чтобы они не являлись самым предательским образом грабить и опустошать русские области, Литву, Валахию, Польшу, а не­редко и самую Московию.

[Образование Казанской орды]. Татары третьей орды называются казанскими, по имени крепости Казани, расположенной на реке Волге на границе с Московиею; они поселились здесь, отделившись, подобно про­чим, от главной Джагатайской орды. Казанская орда располагает 12 ООО человек, способных носить оружие, а в случае необходимости могла бы стянуть до 30 ООО, призвавши на помощь своих союзников. Впрочем, составляющие ее татары находятся в полном подчинении московскому князю, который располагает ими по своему усмотрению и назначает в ханы, кого пожелает.

[Образование Ногайской орды]. Четвертая орда, новейшая по време­ни, возникшая позже всех названных, Оккасийская или Ногайская, еще недавно отделившаяся от Заволжской, ибо после того, как один из под­данных великого хана Оккас, личность чрезвычайно мужественная и отважная, был казнен, его сыновья, в количестве 30, отделились от заволжцев и удалились в окрестности Сарайской крепости около 1450  года. В короткое время род их до того размножился и усилился, что теперь это самая многолюдная из всех орд. Живут они севернее других, в более холодной стране в соседстве с Московией на восточной ее грани­це, куда они нередко вторгаются, причиняя многие бедствия и разоре­ния, точь-в-точь как перекопцы или заволжцы в Червонной Руси, Польше и Валахии. Потомки Оккаса поныне господствуют над ногайцами, кото­рые не знают еще употребления монеты; вся их торговля состоит в обмене рабов, скота и лошадей.

{Социальный строй татарских орд]. Вот четыре главнейшие орды тех татар, которые наводят страх не только на соседей, но и на самые отдаленные народы и племена и одно имя которых приводит в трепет даже грудных детей. И действительно, их справедливо можно признать истинной заразою, созданной на погибель рода человеческого. Суще­ствует еще много других, более или менее значительных, отпрысков и разветвлений этого нечестивого племени, но все они отделились от ука­занных выше и теперь живут и действуют самостоятельно. Они владеют обширными кочевьями в неизмеримых степях, или, вернее сказать, пу­стынях, простирающихся к востоку до самого Китая и границ Китая. Количество этого народа неисчислимо, подобно песчинкам в море или звездам на небе. Однако, несмотря на их крайнюю дикость и неспособ­ность к какой бы то ни было гражданственности, они все же соблюдают известный этикет и порядок во взаимных отношениях, причем величай­ший почет и повиновение оказывается их государям, называемым хана­ми. Следующие степени знатности составляют: солтан или сын хана, бей, эмир, мурза, т. е. сын эмира, олбуд – советник, олваудулу – сын дворя­нина, сейд – верховный жрец или первосвященник, пользующийся та­ким почетом, что сам хан подходит к нему пеший и подает руку, не дожидаясь, пока тот сойдет с коня. Подобной чести не оказывается никому другому, так как знатнейшие вельможи, князья и сановники могут прикасаться только к коленам хана, дворяне – к его ногам, а простой народ – к одежде. Сверх того существует еще четверо лиц, из которых первый называется ширин, второй барин, третий гарни и чет­вертый тзиптзан, которые составляют совет хана по всем более важным делам.

История Татарии, с. 82-84.